{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Компания — это твой бизнес-партнер». Замдиректора Битрикс24 — о подходе к найму, первом офисе и лентяях

Сергей Кулешов начал карьеру в Битриксе 11 лет назад как менеджер по работе с партнерами. За эти годы он стал заместителем СЕО и помог бизнесу получить мировую известность.

Сергей Кулешов. Фото с самой первой корпоративной фотосессии в 2012 году :)

О том, как развивалась компания, почему он ушел в наем из своей студии и зачем спрашивать о хобби на собеседованиях, Сергей рассказал для нашего блога.

Этим текстом мы открываем рубрику «Личная история» – серию материалов от сотрудников Битрикс24 об их карьерном пути.

О приходе в Битрикс24

В 2011 году я был соучредителем студии, которая разрабатывала интернет-магазины на базе 1С-Битрикс: Управление сайтом. Поэтому я хорошо знал платформу.

Удмуртская интернет-конференция UIC 2012

В то время Битрикс был далеко не так известен. В компаниях, где решения о выборе технологий принимали программисты, к готовым конструкторам относились плохо.

Поэтому мы, как любые «тру-разработчики», шли к платформе долго – и успели потратить годы на развитие собственных ИТ-решений. Пока один из коллег не «заманил» нас в Битрикс.

Через время мы с партнерами по бизнесу разошлись во мнениях. Я ушел в офлайн – и начал строить компанию по ремонту и обслуживанию автомобилей. Занимался этим год. Выйти на прибыль не удалось – и я решил вернуться в ИТ.

Я написал в Twitter знакомой Анне, руководителю партнерского отдела 1С-Битрикс, и спросил: «Есть работа?».

Она позвала меня на собеседование. Я достал из пыльного шкафа костюм и поехал разговаривать с ней и с Лёшей Сидоренко — директором по развитию.

Мы поболтали, я рассказал о себе. В Битриксе меня уже знали и взяли на работу быстро. Мой опыт подходил команде: я управлял проектами, выступал на конференциях, умел общаться с клиентами и продавать. Так я стал менеджером по работе с партнерами.

1С-Битрикс – моя первая работа по найму. Жалел ли я, что перестал заниматься бизнесом? Ничуть. Я не отношусь к своей работе как к карьере. Компания – это твой бизнес-партнер.

О первом рабочем дне

Хорошо его помню: Москва, небольшой офис на Дмитровской, среднего уровня бизнес-центр и около десяти сотрудников. Меня сразу посадили на телефон – заниматься общением с клиентами и партнерами.

Я объяснял, что делать в той или иной ситуации, как общаться с клиентом, продавать преимущества. Отвечал на звонки и письма. И разбирался сам, как устроено лицензирование и ценообразование.

Семинар «Формула сайта» в 2013 году

В то время мы с Аней занимались вовлечением партнеров в партнерскую сеть. Мы искали веб-студии, интеграторов и разработчиков, которые делают сайты, и переводили их на Битрикс. Это была настоящая работа «в полях»: мы ездили по регионам с большими семинарами и лично общались с теми, кто помогал нам развивать бизнес. Иногда заходили «с мороза»: просто заезжали в чей-нибудь офис и налаживали связь на ходу.

Через два-три года я стал руководителем. Мы поделили надвое отдел партнеров и продаж – мне достался последний. Я нанял еще пару человек с нужными компетенциями и принялся дальше отлаживать процессы.

Сейчас мои задачи совсем другие, но коммуникаций внутри и снаружи по-прежнему много. Плюс «руководительская» рутина – согласовать счета и отпуска, поставить задачи команде.

Если раньше нам приходилось уговаривать веб-студию попробовать наш продукт, сегодня Битрикс24 влияет на весь ИТ-рынок.

О первом важном проекте

Раньше в нашей системе партнеры ранжировались исключительно по баллам за продажу лицензии. Кто больше продал — тот и выше в списке. Значит, его сразу видят новые заказчики.

При этом у компании, которая делала много классных и сложных проектов, но покупала меньше лицензий, не было шансов пробиться наверх и получить больше клиентов.

Фото с семинара «Корпоративный портал: новые возможности для развития бизнеса». Тула, 2011 год

Систему нужно было сделать более справедливой – и придумать новые критерии поиска.

Вот некоторые из них:

  • Тип проектов, которые делает студия-партнер. Например, простой интернет-магазин, корпоративный портал, система автоматизации;
  • Уровень качества, который мы иллюстрировали специальным значком. Это отдельная система рейтингов и аудитов: такие партнеры должны были сдавать 50% своих проектов к нам на проверку;
  • География. Об этом часто спрашивали клиенты;
  • Количество продаж;
  • Статус партнера.

Это была большая, сложная и ответственная работа, мы потратили на неё полгода. Я перепридумал всю логику, формулы подсчета и интерфейсы, а реализовали проект наши программисты.

Основная фича системы – удобство выбора партнеров для клиентов и честное количество лидов. Бонусом партнеры не могли «хакнуть» рейтинг и без повода вырваться вперед.

Об общих праздниках

Мой первый корпоратив был в Москве. Тогда у нас не было традиции собирать всех в Калининграде. Праздники у нас были скромные, но сейчас мы два раза в год устраиваем «безудержное веселье айтишников».

Десять лет назад все тусовки были скорее чем-то самоорганизованным. Где-то рядом нашлась волейбольная площадка? Все, вечером пятницы собираемся там. Доходило до того, что стол на корпоративах организовывали учредители компании.

Теперь нас много, и организоваться без помощи ивент-менеджеров и ведущих трудно. Но осталась одна традиция – на корпоративе играть в «Мафию».

Так проходил наш зимний корпоратив в 2021 году 

Сегодня для праздников мы обычно снимаем большой загородный отель, организаторы придумают активности — бадминтон, волейбол, покататься на сапе, поделать что-то с аниматорами. Для корпоратива выбирается тема, чтобы люди придумали себе образ. Зимой, к примеру, мы выбрали тему кино. Я был Эмметом Брауном.

В другие разы мы были викингами, футболистами, даже жителями 19 века: пришли на вечеринку в камзолах, платьях и париках.

А еще в Битрикс24 мы всегда празднуем дни рождения друга и дарим подарки. Также отмечаем гендерные праздники и очередной год работы в компании. Для других нерабочих активностей есть специальные чатики: по вечерам коллеги могут вместе зайти в бар, в караоке, на каток.

О хобби и work-life балансе

Конечно, за столько лет в компании я несколько раз сталкивался с выгоранием. Вернуться в рабочий темп мне помогали хобби и автоспорт – гонки.

Кому-то простого переключения недостаточно. В таких случаях у нас есть корпоративный психоаналитик.

Когда меня спрашивают, что бы я сказал себе, если бы вернулся на 10 лет назад, я отвечаю – ничего. Разве что биткоин посоветовал купить.

Помимо карьеры у человека обязательно должно быть какое-то дело. Это может быть семья, увлечения. Или даже сторонний личный проект.

Должен ли работодатель заботиться о том, чтобы сотрудники занимались чем-то кроме работы? Отчасти – да. Но его задача — показать путь, дать инструменты и выбор.

Сам я трудоголик. Для меня нерабочего времени не существует. Семья и дети, Битрикс24 или спорт – это единая жизнь.

Я давно не нанимаю людей, но на собеседовании точно спросил бы у человека про его свободное время. Чем он занят? Что любит делать? Горят ли у него глаза? Какие эмоции вызывают мои вопросы?

Так можно сразу определить, как он поведет себя в рабочих задачах – и как будет чувствовать себя в коллективе.

О том, где растут идеи для новых проектов

Нигде.

Приходится каждый раз добывать их с большим трудом. Для этого я общаюсь с коллегами и беру от каждого отдела по кусочку. Нет какого-то фонтана, из которого менеджмент черпает мудрые решения. Каждый раз мы вместе садимся и думаем.

О дружбе и любви

За десять лет в компании я ни разу не чувствовал себя одиноко.

Каждый делает свое дело, но мы решаем общие задачи и очень болеем за проекты друг друга. Сложно представить ситуацию, в которой я не помогу коллегам, а они не помогут мне.

Одним пятничным вечером в офисе Битрикс24, 2017 год

Как развить такую корпоративную культуру? Если вы руководитель – жить ею.

Я никогда не отказываю людям в их потребностях. Если не могу поддержать напрямую, то сделаю это эмоционально. Нужно отдавать то, что хочешь получить в ответ.

Сотрудники приходят в нашу команду на годы и даже десятилетия. Поэтому они обретают тут и семью, и близких друзей. Например, мой лучший друг – бывший коллега по Битриксу.

А вот пары чаще всего создаются в главном офисе компании в Калининграде. На моих глазах там появились и выросли первые «дети Битрикса».

Город небольшой, так что шанс встретить любовь на рабочем месте возрастет.

О том, кого (не) брать в команду

Еще в отделе продаж я регулярно проводил аудит для контроля качества: изучал, как менеджеры ведут клиентов, и выборочно прослушивал записи их звонков.

Мотивированных продажников видно сразу. Они впитывают знания и применяют их на ходу. Знают продукт, искренне хотят решить чью-то «боль», умеют нешаблонно объяснить выгоду для собеседника.

Но есть и другие ребята: вроде бы тикет закрыт, KPI выполнен, но это не то. Ты слушаешь разговор и понимаешь, что «магии» не произошло: менеджер решил проблему, но был равнодушен.

Я бы не смог работать с двумя типами людей:

  1. Катастрофические лентяи. Они всячески избегают работы. Тот, кто сталкивался с такими работниками, ни с кем их не перепутает. У меня было несколько подобных в штате. Что бы я ни делал, какие бы методики ни применял, ничего не получилось.
  2. Токсичные от природы люди, из которых прет пассивная агрессия. Они хамят, строят интриги, распускают сплетни. Плохо иметь такого человека в коллективе. Это портит культуру в компании и мешает работать.

Мне всегда было важно собрать вовлеченную, искреннюю команду. Софт-скиллз – это главное. Недостающие «хардовые» навыки всегда можно развить.

0
12 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Приятель

Хуже лентяя только лентяй, который вечно "на позитиве". Первый сам не работает, а второй ещё и работу окружающих блокирует.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Я бы не смог работать с двумя типами людей: Вот тут автор в точку, согласен на все 100%

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Михаил Емельченков

Был мельком знаком с Сергеем Рыжиковым ещё в те времена, когда они не относились к 1С. На мой скромный взгляд, это пример человека, который добился очень больших успехов в своей поставленной цели, и собрал отличную команду продаж. Читая Ваш текст, я вижу, что это так.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

По лицу видно, что человек хороший

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky
В то время Битрикс был далеко не так известен. В компаниях, где решения о выборе технологий принимали программисты, к готовым конструкторам относились плохо.

Ну-у… скорее ещё с середины 2000-х Битрикс был «притчей воязыцех» и пользовались им в основном ради связки с 1с, если мне не изменяет память.

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Ты просто сам из студии и двигал свою платформу )

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Не-е... Я тогда SEO занимался и на Форуме Сёрченджинс тусовался. :)

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Короче, Битрикс тогда был bleeding edge - простой и лучше большинства простых поделок, поэтому студии и команды отказывались от других cms и своего в его пользу.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky
Ответить
Развернуть ветку
Игорь Забродин

Сложно представить ситуацию, в которой я не помогу коллегам, а они не помогут мне.- вот это круто

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Новикова София

просматриваю на ютубе их выпуски ,много интересного пока конкретно не могу ничего сказать , так как только начинаю изучать ,но тут уже кто что берет для себя или в каком направлении движется ) Сергей Кулешов молодец )

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Мощь и одновременно главный недостаток Б24 – в его универсальности.
Для средних проектов он практически идеален, для небольших – избыточен, для крупных – слишком многое нужно допиливать и перекраивать.
В любом случае спасибо вам, ребята из @Битрикс24 за продукт 🤘🏻

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда