Краткий разбор вакансии директора продукта в Spotify
Недавно ко мне залетела интересная вакансия Director of Product. Какой же начинающий продакт не хочет стать директором ну или даже CPO, в компаниях поменьше? При этом, в разделе требований вакансии перечислены всего несколько строчек: про ведение команды, умение работать с данными и даже наличие технических скиллов.
После нескольких лет на должности Lead PM Booking.com я стал понимать, как "правильно" читать эти строчки, чем с вами и делюсь.
Разбираемся
Начинается сразу с двух мощных требований. Во-первых, конечно "experienced", который будет измеряться годами в резюме. Во-вторых, сразу оговаривается, что нужно именно уметь делать стратегию не для своей dev-команды, а для департамента команд.
Тут есть важное отличие: когда вы менеджер продактов, у вас уже нет "личного" продукта - зато есть несколько подчиненных, у каждого из которых своя стратегия. Умение найти баланс между личными идеями, идеями команды, помочь отстающим и направить в нужное русло крутанов - скилл успешного менеджера. При этом нельзя просто дирижировать и дуть щеки - от менеджера ждут, что он при необходимости покажет "как правильно": напишет четкое PRD, раскатает сложный A/B эксперимент, нарисует ветвистое дерево метрик, построит архитектуру и так далее. В общем, will lead by example.
Здесь менеджерская часть показана еще глубже. Например, если для продакта "hiring" - это провести пару интервью в месяц, то для менеджера - сделать бизнес кейс на позицию, договориться с командой рекрутеров, составить объявление, организовать структуру интервью, проводить скрининги и быть на каждой финальной части интервью ("fit interview"). Короче уметь нанимать себе команду - отдельный необходимый скилл (и я не скажу, что это очень весело).
Во второй части еще раз подчеркивается, что вас нанимают растить других и двигать созвездие взаимосвязанных продуктов. Я не назову себя опытным менеджером и сам каждый день учусь у своего крутейшего директора, но я точно понял одно - действительно серьезных продуктов в одиночку не построишь. Поэтому скилл менеджить все равно пригодится.
Я люблю такие фразы в вакансиях :) Типа, если знаешь одну "latest technique", то и вроде годишься, хе-хе. Здесь имеется в виду, что вы сможете лидить вашу команду проводить правильные продуктовые исследования, задавать и мерить правильные (а не абы какие) метрики, двигаться к успеху научными гипотезами и A/B тестированием (а не мнениями), уметь создавать правильный дашборды и задать вопросы данным (например, с помощью аналитиков или собственнонаписанным SQL).
Не удивлюсь, если в Spotify еще и ожидают понимания основ ML-driven продуктов - тогда надо будет показать и его.
Этот пункт многие недооценивают. На уровне директоров и выше время настолько дорого, что нужно уметь в очень короткий промежуток вложить кучу смысла - иначе вас просто никто не будет слушать. При этом, когда вы общаетесь с командой или клиенты задают сложные вопросы, наоборот, нужно поменять стиль на развернутый и уметь быстро нырнуть в детали.
Насчет storytelling - кажется мелочью, но мне на это недавно открыл глаза мой директор: поскольку на масштабах департамента изменения занимают кварталы и годы, а ошибки стоят миллионы, то не остается ничего, кроме как верить тому, кто уверенно и складно рассказывает историю и просит дать ему еще 3 команды, чтобы он всего за 24 месяца все построил.
А вот такое точно никто не ожидал встретить в вакансии директора! Понимание продактом мира технологий, да еще и опыт построения платформ и API-centric продуктов at scale.
Когда я начинал в экспериментальной для Букинга должности Tech PM пожелания технических знаний можно было встретить разве что в Google или Facebook, а сегодня специалисты подросли, продукты усложнились и кому-то нужно управлять всей этой красотой.
Я ожидаю (и эта вакансия - тому пример), что такие требования скоро станут нормой и для руководящего состава (для обычных продактов FAANG - уже), потому что все больше и больше продуктов предлагаются через API: Stripe (одна из больших платежек) - это API, любой омниканальный мессенджер - это другой API, Google Maps/Translate/ML - то еще пачка API, есть даже Food Delivery API и список можно продолжать долго.
Заключение
В хороших компаниях директор - это обычно действительно крутой и много знающий специалист. Такой может и готовую компанию вести, и знает как с нуля построить свою. А это и есть мечта хорошего продакта, моя уж точно :)
Если хотите прокачать перечисленные хард скиллы (технологии/API/platforms и продуктовую аналитику) - приходите к нам на курсы ProductDo, мы всему этому учим на практических симуляторах c кучей кейсов больших компаний: строим стартап такси, самокатов, стриминга музыки, приложения для медитации и так далее.
Научиться можно только на практике, и с этой мыслью мы и делаем все наши симуляторы. А еще делимся советами в канале @productdo - велкам.
Надеюсь, было полезно.
Хороший вопрос! Не пишут, потому что это оставляет свободу для маневра: начинающий продакт слышал про стратегию, уверенный лид уже ее 5 раз писал и 2 раза реализовывал, начинающий директор уже ее 10 раз писал и 5 раз реализовывал, а уже почти Sr. Dir делал все это и еще научил 5 директоров. Далее, компания может принять решение - доверить ли лиду новый пост, или ждать суперзвезду, которая это уже делала. Поскольку вакансий в день открывается десятки, а градация кандидатов огромная, приходится делать вот такие расплывчатые формулировки. И чтобы не тратить времени зря, их надо уметь читать)
Про харды: они нужны всегда. Их видно и по пути человека (повышения, запущенные продукты) и по испытательному сроку (когда директора просят засучить рукава и помочь сделать что-то конкретная). Директор без хардов - это грусть всем участникам процесса. В хороших компаниях они долго не задерживаются.
почему интересно в вакансиях так не пишут как ты про требования и так размыто все формулируют? то есть с ростом должности больше идет упор на совместимость человека с компанией на собеседовании, нежели чем количество хардов, которые у него итак уже развиты?
Хочу к вам учиться❤️