{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Как искать работу UI/UX дизайнеру

Привет! Сейчас непростое время, когда многие дизайнеры едут в другие страны и надеятся найти работу там. Некоторые компании не выдерживают экономического давления и вынуждены увольнять людей или закрываться полностью.

Эту заметку я старался написать максимально честно, на базе актуального недавнего международного опыта и тех советов, которые я часто даю лично. Моя цель — помочь дизайнерам, которые ищут работу прямо сейчас.

Самая важная мысль

Поиск работы — это тоже работа. Если у вас уже нет оплачиваемой работы, то тратьте на поиски новой полный рабочий день, пять дней в неделю. Если вы вот вот потеряете работу, то тратьте на поиски хотя бы пару часов каждый рабочий день.

Будьте готовы к тому, что вам нужно будет откликнуться на сотни вакансий, пройти десятки собеседований, несколько раз переписать резюме и переделать портфолио. Скорее всего, сначала ничего не будет получаться, так что пообещайте себе не расстраиваться хотя бы первые сто отказов.

В этой заметке мы поговорим о следующих важных вещах:

  1. Постановка цели
  2. Подготовка резюме
  3. Подготовка портфолио
  4. Отклики на вакансии
  5. Собеседование
  6. Анализ проделанной работы
  7. Часто задаваемые вопросы

🎯 Постановка цели

Бывает так, что нечего есть и негде спать, тогда подойдёт любая работа. Бывает, что есть определенные критерии, какую именно работу вы ищите. Составьте для себя список требований и не отступайте от них, хотя бы первый месяц.

Составить список требований помогут ответы вот на эти вопросы:

  1. В какой стране или в каком городе я хочу найти работу? (Если вы хотите переехать в другую страну, то хорошо бы заранее разобраться в их визовой системе и подготовить все необходимые документы.)
  2. Какая зарплата в этом регионе/стране/городе является средней для дизайнера моего уровня? А какая компенсация будет покрывать все мои потребности там?
  3. Хочу я работать удалённо, в офисе или смешанно?
  4. На какой уровень я рассчитываю? (интерн, джун, синьор, лид, директор)
  5. В какой компании я хочу работать? (Продукт или аутсорс? Стартап или корпорация?Финтех, медтех, телеком, геймдев, екоммерс, гемблинг и т.д.?)
  6. Сколько времени я могу искать работу? Есть ли у меня средства, чтобы искать долго и выбирать?

📄 Подготовка резюме (оно же CV)

Когда вы ответите на вопросы и поставите цель, нужно будет будет подготовить своё резюме. Вот несколько советов, как это сделать.

Пройдитесь по вакансиям разных компаний. Смотрите в разных местах:

  1. Посмотрите просто самые топовые компании вроде эпла, гугла, фейсбука, нетфликса и т.д. Каких дизайнеров они ищут?
  2. Пройдитесь по вакансиям компаний, в которых вы мечтаете работать.
  3. Посмотрите все релевантные вакансиям из стой страны, куда вы хотите уехать. Возможно, там есть какая-то специфика.
  4. И, самое главное — изучите вакансии компаний, на чьи вакансии вы хотите откликаться.

Проанализируйте их и выделить общие черты. Это поможет вам понять, что вообще сейчас актуально на рынке, какие специалисты востребованы в конкретной локации и насколько вы подходите под описание.

Обновить свой линкедын и резюме. Подтяните описания себя, своего опыта и проектов так, чтобы весь ваш опыт был описан на том же языке, что и вакансии, на которые вы откликаетесь. Я имею ввиду терминологию, формулировки, запросы к вам, как к кандидату.

Например, если во многих вакансиях на телеком рынке вы встречаете требование вроде «Experience with 0:1 projects alongside A/B testing, as well as optimization of ongoing 0:1 projects», то так и пишите «Our team created a big telecom 0:1 project. Design of this project is based on deep analytics, A/B tests and iterative optimization».

Ну и, конечно, когда вы видите незнакомые термины, нужно про них почитать. Например, что за 0:1 проджекты такие ☺

💼 Подготовка портфолио

Выбирая между большим количество поверхностных кейсов или одним-двумя расписанными детально — выбирайте один-два детальных кейса.

В начале каждого кейса сделайте вводную и расскажите о компании, о задачах, которые стояли перед командой, сколько времени вы проработали над проектом. Всё это поможет потенциальному работодателю понять контекст.

Описывая свои кейсы, помните, что есть 2 вещи, которые значительно важнее визуального дизайна:

  1. Процесс решения задачи. Не так важно, что у вас получилось в итоге. Важнее то, какие задачи перед вами стояли и как вы пришли к финальному решению. Как выглядел дизайн-процесс целиком, какие исследования проводились, какие методологии и технологии использовались, кто принимал участие, какие гипотезы выдвигались, какие трудности возникали. Всё это стоит описывать, потому что про это будут спрашивать на собеседовании.
  2. Аналитика и метрики. Если предыдущий пункт рассказывает о тот, как вы делали работу, то аналитика и метрики должны доказывать, что ваша задача была решена успешно. Упоминайте инструменты, не скупитесь на цифры. Например: «мы провели интервью 20 человек», «было проделано 5 итераций по улучшению этой фичи», «Мы провели 12 A/B тестов в Optimizely» и т.д.

Не стесняйтесь выдумывать и приукрашать свою работу, это нормально. Можно допридумывать процесс, дорисовывать вайрфреймы, менять флоу внутри продукта, подменять дизайн, украшать результаты аналитики (а иногда и вообще придумывать их). Главное, помните — если сильно заврётесь, то это сразу вычислят.

Рассказывайте не только о том, как всё было хорошо, но и описывайте проблемы и ограничения, с которыми вы столкнулись. Это покажет, что проект действительно жил и просто добавит больше драмы — будет интереснее читать 🙂

Постарайтесь сделать так, чтобы структура кейса была линейной и понятной с первого взгляда. Говорящие заголовки, большие ключевые картинки, абзацы начинающиеся с самого важного. Скорее всего, по каждому кейсу сперва пробегутся глазами, чтобы понять, стоит ли он внимания. Будет круто, если сразу же будет понятно, что стоит 🙂

Пример того, что значит «делать упор на процесс и аналитику»

Представьте, что вы делали мобильное приложение и нарисовали новые картинки для эпп стора и гугл плея. Можно просто красиво показать их и всё. Можно поставить их рядом с предыдущими, чтобы они эффектнее выглядели. А можно добавить текст с примерно вот таким содержанием:

  • Были такие вот маркетинговые скрины, они работали плохо. (показываем)
  • Наша задача — увеличить количество скачиваний приложения благодаря новым скринам.
  • Мы провели анализ конкурентов, поняли, что все они очень одинаковые: спокойные, в тёмных тонах, много текста. Мы выдвинули гипотезу, что пользователю сложно принять решение, потому что у него в голове они все смешиваются в одну кучу.
  • Мы решили сыграть на контрасте и сделать наши новые скрины яркими, чтобы выделяться на фоне конкурентов. Но, при этом важно было сохранить узнаваемость бренда.
  • С командой маркетинга мы проработали тексты, сделать несколько итераций и а/б тестов этих скринов. (тут же их можно показать мелко, а следом скриншот из аналитики гугл плея)
  • Мы остановились вот на этом варианте. Результат: за 2,5 месяца тестов конверсия просмотры-скачивания увеличилась на 32%.

Где лучше всего размещать портфолио?

Хороший вопрос! Самое главное правило — к вашему портфолио должен быть быстрый и понятный доступ, а остальное — не так принципиально.

Хорошие варианты:

  • Behance и Dribbble. Классика жизни 🥰 Сейчас и на дрибле появились полноценные кейсы, так что можете спокойно описывать свою работу там.
  • Персональный сайт. Лично я обожаю персональные сайты и очень уважаю дизайнеров, которые достаточно усидчивые, организованные и целеустремлённые, чтобы сделать свой сайт. Но, тут есть несколько важных моментов. Средний сайт лучше, чем никакой, но никакой сайт лучше, чем плохой и устаревший. А как сделать сайт? Можно написать самому или воспользоваться платформами вроде Webflow, Readymag, Tilda, Squarespace, Semplice, Framer и т.д. Погуглите 😊 Даже Notion подойдёт. Если боитесь, что получится плохо и займёт много времени — пользуйтесь шаблонами, это ок.
  • Пдфка. Очень олдскульный и не мой любимый вариант, но тоже сойдёт. Особенно, когда вам нужно показать какую-то работу, которую нельзя публиковать в интернете, то можно рассказать о ней так. Самый большой минус — не показать анимаций, кликабельных прототипов и всякого такого. Маленькая просьба — постарайтесь, чтобы файл получился небольшого размера и прикрепляйте его к письму.
  • Сопроводительное письмо. Вариант на грани фола. Если вы очень крутой и ооочень занятой дизайнер, если это не вы ищите работу, а вас пытаются схантить, то можно написать письмо с коротким описанием проектов и сделанной работы и ссылками на живые продукты. Но, работает только в том случае, когда проекты говорят сами за себя.

Плохие варианты:

  • Папка с файлами в дропбоксе. Мой самый нелюбимый вариант — это когда дизайнер скидывает ссылку на папку в облаке и рассчитывает, что я буду сам в этом разбираться. Лично я вижу в этом неуважение и просто отклоняю кандидата, вместо того, чтобы разбираться в бесконечных вложенных файлах. В конце концов, дизайн — это про эмпатию и удобство использования 😬
  • Фигма. Часто встречаю такой вариант и тоже не очень его люблю. Я понимаю, что может показаться, что круто показывать работу там, где она делается и типа, сразу и порядок в файлах можно оценить и вот это всё. Но, работает очень плохо — разобраться в этом правда сложно. Целая статья про это есть. Если всё же очень хочется скинуть ссылку на портфолио в фигме, то соберите там презентацию, сделайте кликабельный прототип с переходами и анимациями и кидайте ссылку сразу на презентейшн вью. Так будет хоть какой-то плюс 🙂

🙋Отклики на вакансии

Перед тем, как начать откликаться — напишите сопроводительное письмо. Это может быть стандартная заготовка с коротким рассказом о себе.

Откликаясь на самые интересные вакансии адаптируйте свое письмо под конкретную вакансию. В нём добавьте, почему хотите работать на этой должности и какой релевантный опыт имеете.

Откликаться надо много. Сейчас ситуация на рынке сложная, поэтому готовьтесь к тому, что только в 2-3% случаев вас позовут на собеседование. И, будьте готовы получить больше сотни отказов. Я знаю много таких примеров, но все они закончились хорошей найденной работой.

Создайте и ведите таблицу откликов на вакансии. Заносите туда вообще всё: названия компаний и вакансий, дату отклика и полученного ответа, смысл ответа, результаты интервью. Вам нужно прописывать всю воронку, чтобы понимать, как идут дела и куда вы уже откликались. Поверьте, такая таблица вам очень поможет вести работу более осмысленно.

🤝 Собеседование

Перед собеседованием соберите информацию о компании, продуктах, миссии. Может показаться банальным, но это очень ценно, когда кандидат знает, куда пришел. Не забудьте блеснуть своими знаниями при удобном случае 🙂

Подумайте о том, что будете рассказывать про свой опыт. Выстройте свои проекты в порядке приоритета и подготовить максимально детальный рассказ о них. Их надо рассказывать на собеседованиях и быть готовым отвечать на все вопросы в деталях.

Приготовьтесь отвечать на типичные и базовые вопросы. Например, вот типичная структура моего собеседования.

Записывайте вопросы, которые вам задавали.

Задавайте вопросы сами. Если не знаете, что спрашивать и кажется, что уже всё рассказали, то спросите что-нибудь из этого:

  • Как сейчас выглядит дизайн-процесс в компании?
  • Как сейчас работает аналитика в компании?
  • Какие метрики важны больше всего на этом проекте?
  • Как принимаются большие решения в компании?
  • Какое влияние имеет команда на бизнес всей компании?
  • Какое отношение в компании к дизайну?
  • Можно ли назвать компанию Design driven?
  • Какие есть возможности роста у дизайнера?
  • Как вы думаете, на чем я должен буду сфокусировать в первую очередь?
  • Какие самые большие вызовы будут стоять передо мной и командой?
  • Какие проблемные области есть у команды сейчас?
  • Почему люди чаще всего уходят из компании?
  • Могли бы вы описать вашу корпоративную культуру?

📊 Анализ проделанной работы

После собеседований обязательно выуживайте обратную связь. Можно прям в конце собеседования. «Главный вопрос — что вы думаете по поводу моих ответов вот на этот и на вот этот вопросы» 🙂

Каждые N отказов делайте ревью портфолио, сопроводительного письма и своих ответов на основе фидбеков после отказов. Делайте заметки для предстоящих собеседований.

Всегда помните, что поиск работы — это работа, причем намного более сложная, чем то, что будет после того, как вы её найдёте.

Часто задаваемые вопросы

Почему писать в кейсе не то, как оно было на самом деле — это ок?

Помните самое важное: работодателю всё равно, как всё было на самом деле. Всегда и везде происходит фигня, не бывает идеального процесса, не бывает идеальных проектов. Где-то вместо аналитики существует только авторитарное мнение клиента или менеджера. Где-то разработчики сказали, что встроить эту фичу будет слишком дорого, потому что они не умеют работать с нужной технологией. Где-то вы придумали сногсшибательное решение уже после того, как задача была реализована другим образом. Где-то тупо вышли за бюджет и пропустили дедлайн, поэтому часть проекта сделали на коленке в последний вечер. Всё это всегда и со всеми случается.

Но, когда работодатель смотрит ваши кейсы и задает вопросы на интервью о предыдущем опыте, он спрашивает прежде всего о том, что вы умеете делать и в чем имеете опыт. Он будет строить своё представление о том, как вы будете работать на его проекте исходя из того, что вы расскажете и покажете.

Поэтому, кейсы — это репрезентация того, что вы можете и умеете прямо сейчас, а не того, какими вы были когда-то, когда делали эту работу.

Отсюда также навязывается вывод: если на собеседовании кто-то укажет вам на вашу недоработку, то запишите это и исправь к следующему интервью.

И, частое сомнение, которое возникает при обсуждении этого вопроса: «А что обо мне подумают мои бывшие коллеги, когда увидят, что в своём портфолио я рассказываю не совсем так, как было на самом деле?». Сперва давайте подумаем «а не всё ли вам уже равно, ну?» 🙂

А потом, если у вас было несколько человек в команде, то лучше всего скооперироваться и работать над кейсом сообща. Конечный результат может получиться лучше и потом каждый сможет показывать его на собесах. Всем от этого будет только лучше.

А что делать новичкам?

Да, многие советы действительно подходят дизайнерам с опытом. У стажеров и джуниоров часто нет приличного опыта и портфолио. И, кажется несправедливым, что на работу не берут без опыта, а опыт получить негде. Но, это не так. Вы всегда можете сделать свой опыт себе сами:

  • Проходите курсы. Многие специалисты сличают, что курсы — это пустая трата времени и денег и иногда даже с пренебрежением смотрят на бесконечные потоки выпускников курсов «стань дизайнером за недельку». Но, всё зависит от человека. Хороший курс — это хорошо структурированные знания о профессии, которые будут очень полезны и сэкономят вам годы проб и ошибок. Главное, воспользуйтесь ими с умом.
  • Проходите бесплатные уроки в интернете. И выкладывайте их в портфолио. Это нормально. Да, многие их тоже делали, но не все ими делятся 🙂 И, вы всегда можете вносить в дизайн что-то своё, делая результат более уникальным.
  • Ввязывайтесь в челенджи. Их много в интернете, самый популярный — Daily UI, но вы можете найти другой или придумать свой собственный. Самая главная идея в них — это делать что-то регулярно.
  • Делайте концепты. Придумывайте проект сами для себя, реализуйте все этапы дизайна самостоятельно и выкладывайте в портфолио. Поверьте, это очень круто работает!
  • Делайте проекты для друзей и знакомых. У вас есть тётя стоматолог? Сделайте для неё визитку. А для своего парикмахера персональный сайт на тильде. Делайте дизайн для малого бизнеса за дешево, обычно у них нет завышенных требований к дизайнерам, а вот шишек с ними вы набьёте прилично 🙂
  • Делайте собственные проекты. Придумайте сайт, сервис или приложение, которое хотите сделать. И реализуйте его. Любите Ванпанчмэна — сделайте про него лендинг. Одна джуниор дизайнерка, которую я собеседовал, вместе со своим парнем сделала настоящее приложение про гороскопы, они опубликовали его в сторах и оно даже имело MAU в районе пару сотен человек. Очень круто и вдохновляюще!
  • Выкладывайте результаты тестовых. Вы будете пробоваться на разные вакансии и вам в 99% случаев будут давать тестовые задания. Делайте их и результаты выкладывайте в портфолио. Даже если у вас наберётся там 20 кейсов с тестовыми, то 21-го работодателя это впечатлит.

Да, совсем без опыта вас скорее всего не возьмут. Да, процесс накопления опыта не быстрый и прийдётся постараться. Но, поверьте, с опытом, описанным выше, у вас точно всё получится. Возможно, со сто пятидесятого раза, но получится.

А английский нужен?

Если коротко — да. Если вы ищете работу в России или странах СНГ, то знание английского от вас потребуют с меньшей вероятность. Если где-то в другой стране, то нужен 100%. Это не значит, что вы должны говорить как нейтив или лучше. Совершайте ошибки, путайте времена и слова, всё ок. Главное — это не бояться и донести смысл, как можешь.

Однажды мне сказали «Саша, не бойся. Английский — это не твой родной язык и твоя работа — не переводчик. Ты дизайнер, поэтому делай хорошо дизайн, а говори достаточно так, чтобы человек понял, что ты хочешь донести». И, это правда так.

Но, учите английский, пожалуйста. Это очень полезно.

А можно вообще без портфолио?

В целом, можно всё что угодно. Я сам все свои работы нашел не имея портфолио. И нанял пару дизайнеров без него: увидел хорошее CV и позвал на собеседование, а там оказалось, что это именно те ребята, которые мне нужны. Я видел хороших ребят с портфолио в инстаграме, линкедыне и фейсбуке. Некоторые круто оформляют кейсы в виде статей на медиуме. И я не удивлюсь, если увижу портфолио в гуглотаблицах. Просто, чем лучше оформлено портфолио, тем больше шансов найти работу быстро.

Удачи! 🤗

0
65 комментариев
Написать комментарий...
Варвара Листьева

Как вы считаете, иностранному работодателю оптимально давать ссылку на портфолио на стороннем ресурсе (тот же behance), или сразу скидывать пдф? Очень разные мнения видела на эту тему.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lopatyuk
Автор

Как я и писал в статье, чем доступнее ваше портфолио — тем лучше. Из того, что мне известно, я не знаю никого, кто предпочитал бы видеть портфолио в ПДФ хотя бы потому, что там не посмотришь анимации и прочие взаимодействия.

Я, понимаю, почему для работодателя может быть удобно иметь и пдф — их легко прикрепить к странице кандидата во внутренней системе отбора кандидатов, прям рядом с резюме. Тогда его можно быстренько посмотреть перед собеседованием. Но, мне не сложно нажать на ссылку, которая хранится на той же странице :)

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда