«Отжимались за опоздания»: айтишники рассказали, как их мучали микроменеджментом Статьи редакции
Издание Bubble собрало истории ИТ-специалистов о том, какие руководители склонны к гиперконтролю, когда он однозначно вреден, а когда бывает необходим.
Среди методов управления командой много дискуссионных, но микроменеджмент — практика, которая бесит практически всех без исключения. Мы полистали соцсети, поговорили с айтишниками и собрали истории пострадавших от микроменеджеров — на случай если вам нужны пруфы, что ежечасные отчёты не доводят до добра.
Своим опытом и мнением поделились:
- Алексей Мигутский — старший инженер в Microsoft;
- Ник Ягодин — продуктовый дизайнер в TRADE X;
- Саша Бло — директор продукта;
- Павел Романов — senior software engineer в американской компании, занимающейся частной авиацией XO, в прошлом руководитель направления в foodtech-компании.
Что такое микроменеджмент и чем он плох
Микроменеджмент — интуитивно понятный термин: вмешательство менеджера в работу подчинённых по мелочам. И это всегда проблема. Во-первых, потому что зачастую менеджер слабо разбирается в чужом поле деятельности — едва ли гуманитарий подскажет технарю-программисту, как лучше кодить. А во-вторых, даже если замечания дельные, трудно работать, когда у тебя стоят над душой. Тайм-трекеры действуют на нервы, а лишняя отчетность и вовсе съедает рабочее время.
Требования микроменеджеров могут варьироваться — от совсем фантастических и бредовых до относительно адекватных. Но работать в условиях постоянного контроля всё равно сложно. Особенно айтишникам, которые занимаются по-своему творческой работой. Когда программист размышляет над задачей, время на эти размышления трудно вписать в тайм-трекер, а результаты — не всегда получается объяснить в отчёте.
Обычно микроменеджмент просто избыточен и никому не удобен. А иногда — нарушает неприкосновенность частной жизни. Многие айтишники работают на улалёнке, зачастую без строго фиксированного рабочего графика — они привыкли сами планировать и работу, и личные дела. Такой ситуацией поделилась пользовательница Twitter, работающая по гибкому графику:
Сектантские ритуалы по письменным инструкциям
Для большинства программистов, дизайнеров и спецов в смежных сферах микроменеджмент — красный флаг. Завидев его, сотрудник либо сразу увольняется, либо решает потерпеть, выгорает, и увольняется чуть позже.
В некоторых компаниях практики микроменеджмента буквально напоминают то ли сектантство, то ли садомазохизм. Эпичными правилами поделился пользователь Twitter Евгений Урбановский:
В компании было ещё много интересного: например, рекомендация составлять план работы и отправлять его руководителю рано утром до начала рабочего дня. Выходит, планированием работник должен заниматься в свое личное время.
Чтобы сотрудники точно не ошиблись в своем планировании, инструкция снабжена примерами хорошего и плохого плана и отчетности:
Помимо составления таких прекрасных инструкций микроменеджеры, кажется, обладают ещё одной суперсилой — читают мысли. И наказывают за них. Тот же пользователь писал, что его лишили части зарплаты за «скучающий вид» на созвоне.
В компании был ещё один ритуал: рассказывать, кто сколько часов проработал и аплодировать. Не то что бы сверхурочная занятость ценилась и поощрялась — скорее работа «от звонка до звонка» порицалась.
Работа под чужим именем на несуществующую студию
Продуктовый дизайнер Николай Ягодин рассказал нам необычную историю со своего первого места работы.
В целом, на фрилансе подобные ситуации нередки: опытные исполнители находят себе субподрядчиков. Но у фрилансера-начальника из этой истории были амбиции на построение собственной компании — но только без делегирования.
Впрочем, героя истории, Игоря, в полной мере назвать микроменеджером нельзя: в одних вопросах он боялся делегировать, а в других делал это легко. Например, он не хотел сам заниматься наймом и поручал это другим.
Полное отсутствие инструкций и конкретики — другая крайность, в которую могут впадать руководители. Это, впрочем, не противоречит микроменеджменту. Управленец может сначала отдать всё на откуп подчиненным без пояснений, потом ужаснуться, что всё идёт не гладко, начать писать пошаговые инструкции и требовать отчёты.
В зарождающейся студии, в которой работал Николай, спорных правил было достаточно. Например, сотруднику выдавали единоразовый бонус 50$, если он показывал чек об оплате курсов английского и редко использовал Google Переводчик. Эти критерии оценки тоже были письменно зафиксированы, как и критерии оценки дизайн-скилов.
Намеренно испорченный код, который «чинил» стажер
Алексей Мигутский написал большой тред, в котором рассказал, как стажировался в EPAM. После кризиса 2008 года там прошла волна увольнений, и его направили в один из проектов на место ушедшего сотрудника. Задача: разобраться, почему новая версия WSDL сервиса не работает у заказчика. Менеджер сказал, что это должно занять максимум пару недель. Но у стажера ушло две недели только чтобы понять, что такое WSDL и как все там должно работать. И, поскольку заявленные сроки были сорваны, менеджер решил помикроменеджерить.
Потом выяснилось: коллеги были не в курсе, что Алексей — студент, который работает на полставки. Они обращались к начальству с вопросом, почему он не работает как все по 10 часов.
В последние две недели, когда уже принял решение об увольнении, Алексей перестал готовить любые отчёты и написал своему менеджеру, что ничего ему не обязан — «первый опыт отстаивания своих границ».
Часто микроменеджмент — просто одно из проявлений неумелого менеджмента: когда руководитель плохо вникает в проблему и получает неудовлетворительный результат от сотрудника. А потом решает этого самого сотрудника во всем обвинить и начать контролировать.
Алексей сталкивался с проявлениями микроменеджмента практически в любом месте работы — пусть и в менее абсурдных формах. Он считает, что обычно этим грешат начинающие управленцы и бывшие программисты.
Зашквар или приемлемые практики?
Микроменеджмент в IT-среде — это почти что ругательное слово. Впрочем, Наталья Давыдова в своём треде пишет, что иногда видит этот термин в вакансиях в нейтральном контексте: там честно упоминают, что в компании принят микроменеджмент. Честность — это вроде как неплохо, но она советует обходить такие компании стороной:
Среди самих менеджеров отношение к гиперконтролю двоякое. Большинство соглашаются, что избыточные отчёты и инструкции нерациональны. Но можно встретить и противоположные мнения — от менеджеров, которые устали быть слишком либеральными.
Андрей считает, что примерно 1 из 10 разработчиков способен организовать работу и выполнить взятые на себя задачи: «остальные просто бездельничают всю неделю. Причем я говорю о людях с зарплатой по верху рынка.»
Негодование управленцев от плохой работы подчинённых вполне понятно. Но вот может ли микроменеджмент перевоспитать демотивированных сотрудников — открытый вопрос.
Ситуации, когда микроменеджмент полезен
Мир не делится на чёрное и белое, поэтому мы — с помощью наших экспертов — решили поискать в микроменеджменте плюсы. Их оказалось не очень много. По мнению большинства, гиперконтроль реально полезен только в чрезвычайных ситуациях.
Если микроменеджмент сработал один раз — помог закрыть задачи в срок — это вовсе не означает, что он будет эффективно работать всегда.
Павел Романов отмечает, что микроменеджмент — один из возможных, хотя и не лучших вариантов работы с джунами: «Но даже в этом случае намного эффективнее вводить в компании институт менторства и направлять джунов, а не «стоять над ними с палкой».
Как избежать микроменеджмента
Никогда не сталкивались с микроменеджерами разве что неопытные интерны. В той или иной мере, это частая практика: в любой компании может появиться человек, помешанный на контроле — по неопытности или в силу особенностей характера. До отжиманий с благодарностями дело, конечно, доходит редко — обычно речь идет о более мягких проявлениях.
Если терпеть гиперконтроль невозможно и нет смысла, разумный вариант — увольнение.
Если покидать компанию не хочется, можно попробовать воздействовать на микроменеджера. Правда, люди с трудом меняют свои привычки, и не нужно питать иллюзий, что после одного замечания руководитель пересмотрит свою тактику.
Bubble — журнал об образовании, карьере и жизни в цифровом мире, входит в dev.media вместе с dev.by и dev.ua. Статьи по теме:
Как интересно называется отсутствие мозгов и навыков Управления персоналом - микроменеджеринг))))
Просто людьми управлять это наука и ей нужно учиться. Нельзя быть отличным прогером, а потом крутым топ менеджером. Это исключение из правил.
Вы видимо просто не в курсе, как ставят тимлидов.
Один раз мне, человеку с 7 годами технического управления заявили "какой же ты тимлид, ты же только сеньерский спринт закрываешь, тимлиду надо делать больше чем только спринт, а то ты управлять начнешь, а кто за тебя работу будет делать?"
Такие компании теперь детекчу по вопросу "возможен ли карьерный рост". Если говорят "поработайте програмистом, если хорошо себя покажете - будете тимлидом" - сразу можно слать нах, ибо в компаниях, где тл - это сеньер, который еще и командой управляет - это галеры, а не нормальная контора.
Эта проблема не иолько в IT, но повально везде.
Хорошо кирпич кладешь, молодец прорабом булешь
Мне кажется, в практике должно быть так: если ты классный программист - ты должен и дальше развиваться в этом и компания должна тебя поощрять поднимая заработную плату. Не понимаю тех, для кого критично попасть в менеджмент. Менеджер - это тоже специальность которой нужно долго учиться и набирать опыт, иметь определенные качества. Зачем ставить хорошего программиста на это? Это неэффективно. Просто все фантазируют, что если менеджер, то получаешь больше остальных - у нас в компании например не так - синьоры получают достаточно больше остальных. И все мы рады
А по поводу того, кому критично попасть в менеджмент - за 10 лет заебался программировать, как тебе такая мотивация? :)
Ну пойди вышивкой займись) просто тоже не думай что менеджерить это тупо ходить и указания всем давать - есть конечно и такие, но ничего хорошего из их менеджерства не получается. Я исхожу даже из личностных характеристик. Программисты в большинстве своем люди холодного расчета, прагматичные, ждут, что как сказано, так и будет исполнено. Менеджер же должен быть хорошим эмпатом и психологом, чтобы правильно руководить командой.
Если бы за вышивку платили как сеньору, то пошел бы. А главная характеристика руководителя - это эффективность. Эмпатия - не более чем один из способов ее достижения.
Эффективность понятие растяжимое. Сегодня она у тебя высокая, но ты так загнал команду, что в след месяце уже без шпор ее же не достичь. Я лично за то чтобы всегда спасать команду в первую очередь. Прагматик же со мной не согласиться
Эффективность - вполне измеримый параметр, способность твоей команды закрывать обещания в срок. Суета и пришпоривание команды - это сигнал о том, что где-то не выстроены процессы, или какой-то из процессов пошел по пизде. Выяснить какой именно - можно на ретро или 1 to 1, и исправить это. Работа в авральном режиме - это на 95% ошибка менеджера, вопрос в том, пытается ли он ее исправить, или на харизме заставляет команду работать в выходные, чтобы успеть. И чем старше я становлюсь, тем второй вариант все хуже и хуже.