{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Деньги на бочку: сколько на самом деле стоит время вашего сотрудника

Привет!

На связи Степан Родионов – основатель сервиса финансового учета для бизнеса Adesk. Мы создаем понятный сервис, который помогает следить за финансами компании, и ведем канал в Telegram, где публикуем финансовые полезности для собственников бизнеса.

Adesk вырос из компании, которая занималась аутсорсом и аутстаффом, поэтому мы точно знаем как важно считать стоимость сотрудника и делать это правильно. С необходимостью таких расчетов сталкиваемся и сейчас – недавно, например, мы ушли от работы с маркетинговыми агентствами и начали собирать команду инхаус. Было важно просчитать, в какую сумму нам будут обходиться сотрудники в штате, чтобы оценить целесообразность затеи.

Если вы тоже планируете собрать отдел маркетинга (или любой другой) внутри компании, предоставляете услуги на аутсорсе или просто ищите, что интересного почитать – эта статья для вас.

Я уверен, что вы и без меня знаете о налогах, взносах и прочих тратах – просто решил лишний раз напомнить, что часто сотрудник обходится компании дороже, чем он сам думает.

Дисклеймер: Точными расчетами с учетом всех нюансов занимается бухгалтер, а мы с вами – предприниматели. Поэтому посмотрим на упрощенный вариант без сложных формул, чтобы понять саму суть формирования стоимости сотрудника.

Из чего складывается затраты на сотрудника

Мало посчитать НДФЛ 13% и 30% страховых взносов – расчет реальной стоимости сотрудника куда сложнее и содержит кучу переменных.

Окончательная «стоимость» работника включает:

  • Прямые расходы – это затраты, связанные с сотрудником и его зарплатой – сумма «на руки», налоги, взносы.
  • Косвенные расходы – сюда включаются «побочные» траты, прямо не связанные с сотрудником, но необходимые для комфортной работы.

Но давайте поменьше абстракции и побольше конкретики – введем в нашу статью вымышленного маркетолога Петю и посмотрим, сколько на самом деле он стоит для работодателя.

Прямые расходы

Прямые расходы – это зарплата, которая падает на карту работника, а также все налоги и взносы, которые вы переводите в бюджет:

  • НДФЛ 13% – налог на доходы физических лиц. Кажется, будто платить их должен сам работник, но нет. Работодатель – налоговый агент сотрудника, поэтому он деньги и перечисляет. Интересно, что редкий сотрудник понимает, что платит эти 13% из своего кармана и что работодатель – это просто посредник.
  • Страховые взносы. С первого января нет разбивки по отчислениям – теперь это единая ставка 30% + взносы на травматизм. По травматизму ставка варьируется от 0,2% до 8,5% и зависит от вида деятельности.

Маркетолог Петя получает на руки 50 000 рублей. Сверх этой суммы работодатель тратит:

- 7 471 рубль – НДФЛ.

- 17 241 – пенсионное, медицинское и социальное страхование.

- 115 – на травматизм по ставке 0,2%.

Итого прямые расходы 24 827 рублей, а с учетом заработной платы, которую Петя получает на карточку – 74 827 рублей.

А еще Петя ходит в отпуск…

По закону ему положено 28 дней отпуска в год. Отпуск – это когда вы платите сотруднику за то, что он отдыхает.

Для простоты расчета представим, что Петя работает на фиксе 57 471 (до вычета НДФЛ), а в месяце всегда 30 дней. Получается, что сумма отпускных за 28 дней будет 53 589 рублей.

С этой суммы нужно заплатить 30% страховых взносов и еще 0,2% на травматизм. Легким движением руки 53 589 рублей превращаются в 69 773 рубля, из которых:

- 16 077 рублей – страховые взносы по ставке 30%

- 107 рублей – взнос на травматизм.

Просто приплюсовать эту сумму к нашим расчетам будет неправильно – мы же хотим получить объективный, немного усредненный результат, поэтому поделим эту ее на 12 месяцев и получим 5 814 рублей в месяц.

Конечно, вы не будете каждый месяц выплачивать сотруднику 1/12 отпускных и взносы с них – этот расчет нужен только для оценки объективной стоимости работы специалиста.

Кстати, если сотрудник решит не идти в отпуск, ему положена компенсация. Это значит, что в месяцы несостоявшегося отпуска вы выплатите ему зарплату в полном объеме и взносы с нее, а также компенсацию за неиспользованный отдых.

Косвенные расходы

Косвенные расходы зависят от компании и «щедрости» работодателя. Самые распространенные:

  • Рабочее место – маркетологу нужен стол, стул, компьютер и разное программное обеспечение.
  • Вспомогательные сотрудники – уборщица, например, не приносит денег компании, но делает работу всех остальных комфортной.
  • Кофе и плюшки – арабика средней обжарки, вода для кофемашины, ДМС, путевки в санаторий и компенсация проезда.

Рабочее место

Стол, кресло и ноутбук у компании уже были – их считать не будем. Но Петя сообщил, что ему нужна подписка на определенное ПО – она стоит 4 000 рублей в месяц.

Кроме программного обеспечения, нужна канцелярия: блокноты, ручки, стикеры и прочая мелочевка. В месяц на канцелярию тратится еще 600 рублей.

Не забываем про аренду офиса и коммунальные платежи – не очевидно, но это тоже расходы на рабочее место. Компания Пети тратит 35 000 рублей на аренду и еще 7 000 уходит на оплату электричества. Всего в компании работает 24 сотрудника и эти расходы делятся на них всех.

35 000 / 24 = 1 458 рублей аренды

и 7 000 / 24 = 292 рубля электричества приходится на одного сотрудника.

Итого: 4 000 + 600 + 1458 + 292 = 6 350 в месяц

Вспомогательный персонал

Вспомогательные сотрудники прямо не влияют на доходы компании, но помогают поддерживать ее функционирование и делают работу «прибыльных» работников комфортной.

Для Пети и других ребят из команды маркетинга мы наняли мастера тайского массажа на окладе 70 000 рублей и уборщицу – еще 25 000. Эти расходы также раскидываем по всем сотрудникам.

70 000 / 24 = 2 917

25 000 / 24 = 1 042.

Итого: еще 3 959 рублей идет плюсом к содержанию сотрудника.

Кофе и плюшки

Сюда входят бонусы – они необязательные, но в разных комбинациях встречаются в большинстве компаний. Кофе, газировка в холодильнике и эклеры к чаю – все это входит в содержание сотрудников. Такие затраты считаются по среднему, исходя из количества сотрудников – посчитать, кто и сколько съел пирожных довольно сложно.

ДМС, оплата фитнеса, путевки в санаторий, компенсация затрат на обучение – это тоже «плюшки». В отличие от чая и кофе, их, чаще всего, можно рассчитать и отнести на конкретного работника.

Начальник Пети – человек заботливый и обеспечивает своей команде:

Безлимитный чай и кофе – это 7 000 в месяц или 292 рубля на человека.

ДМС – 21 000 на человека в год или 1 750 рублей в месяц.

Компенсацию занятий в фитнес-клубе – еще 12 000 в месяц.

В итоге кофе и плюшки для Пети обходятся его работодателю еще в 14 042 рубля в месяц.

Итоговые расчеты

Теперь соберем вместе все то, что мы рассчитали выше, чтобы ответить на главный вопрос – сколько на самом деле стоит содержание сотрудника.

Получая на руки 50 000 рублей, Петя обходится своему работодателю вдвое дороже

Если хочется вывести часовую стоимость, можно просто разделить итоговую сумму на количество рабочих часов в месяце.

Как сократить расходы на сотрудников

Вот так – платите работнику 50 000 рублей, а по факту тратите в 2 раза больше. Что делать? Можно сократить зарплату или пересадить специалиста в кладовку со старым компьютером, но едва ли это позитивно скажется на эффективности работы.

Менее радикальные варианты тоже есть:

  • Не нанимайте «лишних» сотрудников – тех, без кого можно обойтись без ущерба результату. Можно, например, отдать разовые маркетинговые задачи агентству, а массаж оставить только для себя любимого. Штатную уборщицу может заменить клининг пару раз в неделю.
  • Переведите сотрудников на удаленку, если это возможно. Некоторые специалисты вполне могут работать дома и экономить вам тысячи рублей – на рабочем месте, кофе, компенсации проезда и прочих офисных штуках.
  • Изучите льготы от государства. IT-компании, например, отчисляют на страховые взносы в три раза меньше – 7,6%, а не 30%.
  • Оптимизируйте косвенные расходы. Ставить сотрудникам воду из-под крана вместо бутилированной не предлагаю, но можно, например, компенсировать фитнес-абонемент на 50%, а не на 100% или покупать канцелярию оптом.

Да, эти меры не сократят стоимость сотрудника вдвое, но в разрезе года и масштабе всего фонда оплаты труда дадут неплохую экономию.

Как думаете, какими еще способами можно сделать сотрудника «дешевле» для компании? Давайте обсудим в комментариях.

0
2 комментария
Фёдор Павлов

Получая на руки 50 000 рублей, Петя обходится своему работодателю вдвое дороже- Пете больше сочувствую

Ответить
Развернуть ветку
Здрасть, я Настя

Так это вы считаете честных работодателей, которые официально оформляют людей. И все легальные способы вы уже перечислили)
А полно работодателей, которые официально не берут никого (или почти никого) в штат. Они явно знают способы сэкономить больше, чем на зп уборщицы

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда