Деньги на бочку: сколько на самом деле стоит время вашего сотрудника
Привет!
На связи Степан Родионов – основатель сервиса финансового учета для бизнеса Adesk. Мы создаем понятный сервис, который помогает следить за финансами компании, и ведем канал в Telegram, где публикуем финансовые полезности для собственников бизнеса.
Adesk вырос из компании, которая занималась аутсорсом и аутстаффом, поэтому мы точно знаем как важно считать стоимость сотрудника и делать это правильно. С необходимостью таких расчетов сталкиваемся и сейчас – недавно, например, мы ушли от работы с маркетинговыми агентствами и начали собирать команду инхаус. Было важно просчитать, в какую сумму нам будут обходиться сотрудники в штате, чтобы оценить целесообразность затеи.
Если вы тоже планируете собрать отдел маркетинга (или любой другой) внутри компании, предоставляете услуги на аутсорсе или просто ищите, что интересного почитать – эта статья для вас.
Я уверен, что вы и без меня знаете о налогах, взносах и прочих тратах – просто решил лишний раз напомнить, что часто сотрудник обходится компании дороже, чем он сам думает.
Дисклеймер: Точными расчетами с учетом всех нюансов занимается бухгалтер, а мы с вами – предприниматели. Поэтому посмотрим на упрощенный вариант без сложных формул, чтобы понять саму суть формирования стоимости сотрудника.
Из чего складывается затраты на сотрудника
Мало посчитать НДФЛ 13% и 30% страховых взносов – расчет реальной стоимости сотрудника куда сложнее и содержит кучу переменных.
Окончательная «стоимость» работника включает:
- Прямые расходы – это затраты, связанные с сотрудником и его зарплатой – сумма «на руки», налоги, взносы.
- Косвенные расходы – сюда включаются «побочные» траты, прямо не связанные с сотрудником, но необходимые для комфортной работы.
Но давайте поменьше абстракции и побольше конкретики – введем в нашу статью вымышленного маркетолога Петю и посмотрим, сколько на самом деле он стоит для работодателя.
Прямые расходы
Прямые расходы – это зарплата, которая падает на карту работника, а также все налоги и взносы, которые вы переводите в бюджет:
- НДФЛ 13% – налог на доходы физических лиц. Кажется, будто платить их должен сам работник, но нет. Работодатель – налоговый агент сотрудника, поэтому он деньги и перечисляет. Интересно, что редкий сотрудник понимает, что платит эти 13% из своего кармана и что работодатель – это просто посредник.
Страховые взносы. С первого января нет разбивки по отчислениям – теперь это единая ставка 30% + взносы на травматизм. По травматизму ставка варьируется от 0,2% до 8,5% и зависит от вида деятельности.
А еще Петя ходит в отпуск…
По закону ему положено 28 дней отпуска в год. Отпуск – это когда вы платите сотруднику за то, что он отдыхает.
Для простоты расчета представим, что Петя работает на фиксе 57 471 (до вычета НДФЛ), а в месяце всегда 30 дней. Получается, что сумма отпускных за 28 дней будет 53 589 рублей.
Просто приплюсовать эту сумму к нашим расчетам будет неправильно – мы же хотим получить объективный, немного усредненный результат, поэтому поделим эту ее на 12 месяцев и получим 5 814 рублей в месяц.
Конечно, вы не будете каждый месяц выплачивать сотруднику 1/12 отпускных и взносы с них – этот расчет нужен только для оценки объективной стоимости работы специалиста.
Кстати, если сотрудник решит не идти в отпуск, ему положена компенсация. Это значит, что в месяцы несостоявшегося отпуска вы выплатите ему зарплату в полном объеме и взносы с нее, а также компенсацию за неиспользованный отдых.
Косвенные расходы
Косвенные расходы зависят от компании и «щедрости» работодателя. Самые распространенные:
- Рабочее место – маркетологу нужен стол, стул, компьютер и разное программное обеспечение.
- Вспомогательные сотрудники – уборщица, например, не приносит денег компании, но делает работу всех остальных комфортной.
- Кофе и плюшки – арабика средней обжарки, вода для кофемашины, ДМС, путевки в санаторий и компенсация проезда.
Рабочее место
Стол, кресло и ноутбук у компании уже были – их считать не будем. Но Петя сообщил, что ему нужна подписка на определенное ПО – она стоит 4 000 рублей в месяц.
Кроме программного обеспечения, нужна канцелярия: блокноты, ручки, стикеры и прочая мелочевка. В месяц на канцелярию тратится еще 600 рублей.
Не забываем про аренду офиса и коммунальные платежи – не очевидно, но это тоже расходы на рабочее место. Компания Пети тратит 35 000 рублей на аренду и еще 7 000 уходит на оплату электричества. Всего в компании работает 24 сотрудника и эти расходы делятся на них всех.
Вспомогательный персонал
Вспомогательные сотрудники прямо не влияют на доходы компании, но помогают поддерживать ее функционирование и делают работу «прибыльных» работников комфортной.
Кофе и плюшки
Сюда входят бонусы – они необязательные, но в разных комбинациях встречаются в большинстве компаний. Кофе, газировка в холодильнике и эклеры к чаю – все это входит в содержание сотрудников. Такие затраты считаются по среднему, исходя из количества сотрудников – посчитать, кто и сколько съел пирожных довольно сложно.
ДМС, оплата фитнеса, путевки в санаторий, компенсация затрат на обучение – это тоже «плюшки». В отличие от чая и кофе, их, чаще всего, можно рассчитать и отнести на конкретного работника.
Итоговые расчеты
Теперь соберем вместе все то, что мы рассчитали выше, чтобы ответить на главный вопрос – сколько на самом деле стоит содержание сотрудника.
Если хочется вывести часовую стоимость, можно просто разделить итоговую сумму на количество рабочих часов в месяце.
Как сократить расходы на сотрудников
Вот так – платите работнику 50 000 рублей, а по факту тратите в 2 раза больше. Что делать? Можно сократить зарплату или пересадить специалиста в кладовку со старым компьютером, но едва ли это позитивно скажется на эффективности работы.
Менее радикальные варианты тоже есть:
- Не нанимайте «лишних» сотрудников – тех, без кого можно обойтись без ущерба результату. Можно, например, отдать разовые маркетинговые задачи агентству, а массаж оставить только для себя любимого. Штатную уборщицу может заменить клининг пару раз в неделю.
- Переведите сотрудников на удаленку, если это возможно. Некоторые специалисты вполне могут работать дома и экономить вам тысячи рублей – на рабочем месте, кофе, компенсации проезда и прочих офисных штуках.
- Изучите льготы от государства. IT-компании, например, отчисляют на страховые взносы в три раза меньше – 7,6%, а не 30%.
- Оптимизируйте косвенные расходы. Ставить сотрудникам воду из-под крана вместо бутилированной не предлагаю, но можно, например, компенсировать фитнес-абонемент на 50%, а не на 100% или покупать канцелярию оптом.
Да, эти меры не сократят стоимость сотрудника вдвое, но в разрезе года и масштабе всего фонда оплаты труда дадут неплохую экономию.
Как думаете, какими еще способами можно сделать сотрудника «дешевле» для компании? Давайте обсудим в комментариях.
Получая на руки 50 000 рублей, Петя обходится своему работодателю вдвое дороже- Пете больше сочувствую
Так это вы считаете честных работодателей, которые официально оформляют людей. И все легальные способы вы уже перечислили)
А полно работодателей, которые официально не берут никого (или почти никого) в штат. Они явно знают способы сэкономить больше, чем на зп уборщицы