5 уроков о важности soft skills на примере сериала «Офис»
Привет! Меня зовут Яна, я работаю в MobileUp. За прошлый год я провела несколько сотен собеседований на позиции middle, senior и lead. Далеко не все из них привели к офферу, несмотря на сильные хард скиллы кандидатов. И это главная причина, почему я решила написать эту статью.
Я хочу, чтобы каждый талантливый разработчик, аналитик, тестировщик или дизайнер нашёл «свою» команду, а каждая команда нашла «своего» специалиста. И прокачка софт скиллов — именно то, что увеличивает шансы идеального мэтча. Всё, что написано ниже, поможет вам создать положительное впечатление при знакомстве с командой и комфортно влиться в коллектив.
Для наглядности советы буду иллюстрировать примерами из сериала «Офис».
Кратко о ситуации на IT-рынке
Частая история, когда общаешься с разработчиком и понимаешь: «Ну, идеален по хард скиллам!». Ведёшь его дальше по техническому собеседованию — тоже хорошо проходит. Наконец, наступает долгожданная встреча с командой, и на этом всё заканчивается. Спрашиваешь у заказчика: «А что конкретно не устроило?». И получаешь в ответ: «Что-то не то… Не понравился».
Это может казаться несправедливой оценкой. Но это реальность и то, с чем я регулярно сталкиваюсь в работе. Если вы по-прежнему думаете, что софты не важны, и можно выезжать только на хорошем знании инструментов, это не так. При общении на первый план выходят ваши личные качества.
Как же сделать так, чтобы софты гармонично дополняли харды и помогали в построении карьеры?
№1. Проясняйте всё на старте
Неоправданные ожидания — непрояснённые отношения. С этого обычно начинаются все проблемы и расставания.
Разберём на конкретном примере. Разработчик хочет работать на прогрессивном проекте с использованием современных технологий. Но на собеседовании ничего об этом не сказал. Зарплата оправдала ожидания, поэтому он принял оффер и приступил к задачам.
Только проект оказался не совсем «прогрессивным». И теперь разработчику приходится целыми днями развлекаться с легаси. Рутина вгоняет в тоску, и спустя пару месяцев он решается поговорить с руководителем: «Может, как-нибудь разнообразим задачи?». И тут выясняется самое интересное: а разнообразить то их нечем.
Чтобы такого не произошло:
- выясняйте обязанности и задачи прежде, чем браться за работу;
- обсуждайте ожидания (по зарплате, по задачам, по технологиям, с которыми предстоит работать и др.) с теми, к кому эти ожидания имеют прямое отношение;
- не ждите, что вас поймут без слов. Если вы не озвучили какие-то пожелания, вряд ли они будут поняты и выполнены;
- не забывайте, что все мы разные. Чтобы избежать недопонимания, чётко формулируйте мысль и следите за тем, чтобы она была услышана и правильно понята.
Как делать не надо:
- делать вид, что согласны на любые условия, лишь бы взяли в команду;
- соглашаться на работу, которая вам неинтересна. Правило «стерпится — слюбится» здесь не работает;
- отвечать только «да» или «нет». Односложные ответы не идут на пользу конструктивному диалогу;
- стесняться задавать уточняющие вопросы. Не бойтесь спрашивать — вам необходимо знать все детали работы до того, как приступите к ней.
Невысказанные ожидания почти всегда приводят к разочарованиям, болезненным отношениям и конфликтам. Вот пример:
Окей, мы прояснили ожидания, и всех всё устроило. Что дальше?
№2. Выстраивайте доверительные отношения
Когда в команде есть доверие, работать комфортнее и спокойнее. Если не любите тотальный контроль — сделайте так, чтобы вам доверяли.
Доверие руководства — это уверенность в том, что вы сделаете свою работу хорошо. Над вами не надо стоять, держа в одной руке кнут, а в другой пряник.
Доверие в команде — это отсутствие вопросов при распределении задач. Вы не спрашиваете себя: «А не делаю ли я больше, чем мой коллега?». Ещё доверие — это про взаимопомощь в коллективе. Когда вы можете без раздумий помочь при первой просьбе своему соратнику по работе и не рефлексировать на тему: «А чем этот лентяй будет заниматься, пока я выполняю его просьбу?».
Доверие — ещё один показатель вашего профессионализма.
Как завоевать доверие:
- не критикуйте коллег, как бы этого не хотелось порой;
- запомните правило «отрицаешь — предлагай». Если что-то не нравится, озвучьте своё решение.
- всегда соблюдайте обязательства (этот пункт обсудим отдельно).
Как легко подорвать или вовсе потерять доверие:
- вести себя невежливо и рассуждать в духе: «Зачем тратить слова и улыбки на тех, с кем проводишь какие-то 40 часов в неделю»;
- обрывать речь собеседника, потому что очень нужно вставить свои комментарии прямо сейчас или поделиться аналогичным примером из своей жизни. Это ведь намного важнее.
- давать волю эмоциям и раздражаться с полоборота;
- игнорировать слова собеседника — слУшать, но не слЫшать. А ещё лучше — во время диалога отвлекаться, чтобы задумчиво посмотреть вдаль или проверить сообщения на телефоне.
- угрожать увольнением, напоминая всем, что вы незаменимы.
Так, доверие мы завоевали или по-крайней мере начали завоёвывать. Теперь переходим к пониманию.
№3. Старайтесь понять своего собеседника
Ключ к дальнейшему общению — стремление понять другого человека. Не бойтесь уточняющих вопросов. Уточнения не демонстрируют вашу глупость, а говорят о вашей заинтересованности.
Как достичь понимания:
- не ленитесь узнавать интересы и потребности собеседника. Это несложно — достаточно просто быть внимательным;
- не судите о желаниях или поведении другого человека, исходя из собственного жизненного опыта;
- признавайте ценность того, что хочет сообщить вам собеседник;
- примите тот факт, что все мы разные, и различия могут приводить к новым творческим решениям и крутым альтернативам.
Как делать не надо:
- проецировать интересы и желания собеседника на свои собственные убеждения;
- всеми силами стремиться показать человеку, как вам неинтересен диалог с ним. Красноречивые гримасы, фразы в духе «фигня какая» и высокомерные интонации — комбо, чтобы собеседник ощутил ваше безразличие. Но вряд ли это поможет стать «своим» в коллективе;
- сыпать примеры из богатой и насыщенной жизни, эмоционально жестикулируя, быстро проговаривая историю за историей, чтобы собеседник не смог вставить слова.
Здесь же стоит упомянуть об эмпатии. По оценкам экспертов в области общения, только 10% информации передаётся через слова, 30% — через интонации и 60% — через язык мимики и жестов. Это объясняет важность эмпатичного слушания. И вот его неотъемлемые составляющие:
- приветливое общение;
- подмечание, как меняется настроение собеседника во время диалога;
- символические знаки внимания по праздникам и особым поводам;
- умение дослушивать и не перебивать;
- добрые слова, словесная поддержка, похвала.
Только научившись слушать и чувствовать людей, вы заметите, насколько по-разному мы все воспринимаем одни те же вещи. А это важно для качественной коммуникации. Причем не только в работе, но и в жизни.
№4. Делайте то, что пообещали
Выполнение обещаний и обязательств — то, что характеризует вас как надёжного коллегу и помогает выстраивать партнёрские отношения.
Как хорошо:
- понимать и принимать, что люди строят планы на основе данных им обещаний;
- не давать ложных обещаний;
- следить за тем, чтобы слова не расходились с действиями;
- придерживаться дедлайнов.
Как плохо:
- обещать и не выполнять — забывать про обещания и искренне удивляться, когда тебя спрашивают о них;
- переносить дедлайны на своё усмотрение на любой срок.
Кажется, что это банальные вещи. Но почему-то в жизни и работе о них часто забывают.
№5. Ведите себя как зрелая личность
Зрелая личность — это человек, который умеет организовывать свою жизнь и управлять ею. Он способен делать правильный выбор, регулировать своё поведение, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Но вам не нужны семь сезонов, чтобы стать зрелой личностью. Достаточно:
- говорить правду и подкреплять свои слова действиями;
- руководствоваться единой системой принципов в общении со всеми;
- различать понятия «система принципов» и «манера общения». Манера общения может быть разной в зависимости от собеседников и ситуации. Важно уместно её подбирать.
Как делать не надо:
- разводить сплетни, скандалы и интриги;
- общаться со всеми — и с коллегами, и с руководством, и с клиенатми — одинаково. Использовать нецензурную брань, обращаться «на ты», придумывать с ходу клички собеседникам и неуместно шутить.
А если вдруг что-то уже пошло не так?
Все мы живые люди и от ошибок не застрахованы. Если уж так произошло, что вы совершили ряд неверных действий и подорвали доверие, самый лучший вариант — раскаяться и признать свою вину. Всё до банальности просто. Но сколько же это требует мужества… И тут вспоминаем про «зрелую» личность.
Как надо делать:
- искренне извинитесь. Важно: это может сработать только при условии, что вы действительно сожалеете;
- не оправдывайте свои ошибки ошибками других;
- помните, что извинения работают только тогда, когда не носят систематический характер.
Как делать не надо:
- отрицать вину, даже если пойман с поличным;
- говорить «ничего страшного, подумаешь» и закатывать глаза;
- демонстрировать полное равнодушие к произошедшему;
- делать вид, что ничего не произошло.
Коротко о главном
Конечно, вопрос выстраивания коммуникаций гораздо шире и не ограничивается тем, что мы рассмотрели в рамках статьи. Но даже этот набор советов может помочь вам прокачать свои софт скиллы и улучшить отношения с командой.
Автор: Яна Токарева
Комментарий недоступен
Ну да, ну да. А как же бесконечные встречи, где всё проговаривается голосом? Неважно, в офисной переговорке или в Зуме. И хорошо если хватает организации записать результаты обсуждений.