5 уроков о важности soft skills на примере сериала «Офис»
Привет! Меня зовут Яна, я работаю в MobileUp. За прошлый год я провела несколько сотен собеседований на позиции middle, senior и lead. Далеко не все из них привели к офферу, несмотря на сильные хард скиллы кандидатов. И это главная причина, почему я решила написать эту статью.
Я хочу, чтобы каждый талантливый разработчик, аналитик, тестировщик или дизайнер нашёл «свою» команду, а каждая команда нашла «своего» специалиста. И прокачка софт скиллов — именно то, что увеличивает шансы идеального мэтча. Всё, что написано ниже, поможет вам создать положительное впечатление при знакомстве с командой и комфортно влиться в коллектив.
Для наглядности советы буду иллюстрировать примерами из сериала «Офис».
Кратко о ситуации на IT-рынке
Частая история, когда общаешься с разработчиком и понимаешь: «Ну, идеален по хард скиллам!». Ведёшь его дальше по техническому собеседованию — тоже хорошо проходит. Наконец, наступает долгожданная встреча с командой, и на этом всё заканчивается. Спрашиваешь у заказчика: «А что конкретно не устроило?». И получаешь в ответ: «Что-то не то… Не понравился».
Это может казаться несправедливой оценкой. Но это реальность и то, с чем я регулярно сталкиваюсь в работе. Если вы по-прежнему думаете, что софты не важны, и можно выезжать только на хорошем знании инструментов, это не так. При общении на первый план выходят ваши личные качества.
Как же сделать так, чтобы софты гармонично дополняли харды и помогали в построении карьеры?
№1. Проясняйте всё на старте
Неоправданные ожидания — непрояснённые отношения. С этого обычно начинаются все проблемы и расставания.
Разберём на конкретном примере. Разработчик хочет работать на прогрессивном проекте с использованием современных технологий. Но на собеседовании ничего об этом не сказал. Зарплата оправдала ожидания, поэтому он принял оффер и приступил к задачам.
Только проект оказался не совсем «прогрессивным». И теперь разработчику приходится целыми днями развлекаться с легаси. Рутина вгоняет в тоску, и спустя пару месяцев он решается поговорить с руководителем: «Может, как-нибудь разнообразим задачи?». И тут выясняется самое интересное: а разнообразить то их нечем.
Чтобы такого не произошло:
- выясняйте обязанности и задачи прежде, чем браться за работу;
- обсуждайте ожидания (по зарплате, по задачам, по технологиям, с которыми предстоит работать и др.) с теми, к кому эти ожидания имеют прямое отношение;
- не ждите, что вас поймут без слов. Если вы не озвучили какие-то пожелания, вряд ли они будут поняты и выполнены;
- не забывайте, что все мы разные. Чтобы избежать недопонимания, чётко формулируйте мысль и следите за тем, чтобы она была услышана и правильно понята.
Как делать не надо:
- делать вид, что согласны на любые условия, лишь бы взяли в команду;
- соглашаться на работу, которая вам неинтересна. Правило «стерпится — слюбится» здесь не работает;
- отвечать только «да» или «нет». Односложные ответы не идут на пользу конструктивному диалогу;
- стесняться задавать уточняющие вопросы. Не бойтесь спрашивать — вам необходимо знать все детали работы до того, как приступите к ней.
Невысказанные ожидания почти всегда приводят к разочарованиям, болезненным отношениям и конфликтам. Вот пример:
Окей, мы прояснили ожидания, и всех всё устроило. Что дальше?
№2. Выстраивайте доверительные отношения
Когда в команде есть доверие, работать комфортнее и спокойнее. Если не любите тотальный контроль — сделайте так, чтобы вам доверяли.
Доверие руководства — это уверенность в том, что вы сделаете свою работу хорошо. Над вами не надо стоять, держа в одной руке кнут, а в другой пряник.
Доверие в команде — это отсутствие вопросов при распределении задач. Вы не спрашиваете себя: «А не делаю ли я больше, чем мой коллега?». Ещё доверие — это про взаимопомощь в коллективе. Когда вы можете без раздумий помочь при первой просьбе своему соратнику по работе и не рефлексировать на тему: «А чем этот лентяй будет заниматься, пока я выполняю его просьбу?».
Доверие — ещё один показатель вашего профессионализма.
Как завоевать доверие:
- не критикуйте коллег, как бы этого не хотелось порой;
- запомните правило «отрицаешь — предлагай». Если что-то не нравится, озвучьте своё решение.
- всегда соблюдайте обязательства (этот пункт обсудим отдельно).
Как легко подорвать или вовсе потерять доверие:
- вести себя невежливо и рассуждать в духе: «Зачем тратить слова и улыбки на тех, с кем проводишь какие-то 40 часов в неделю»;
- обрывать речь собеседника, потому что очень нужно вставить свои комментарии прямо сейчас или поделиться аналогичным примером из своей жизни. Это ведь намного важнее.
- давать волю эмоциям и раздражаться с полоборота;
- игнорировать слова собеседника — слУшать, но не слЫшать. А ещё лучше — во время диалога отвлекаться, чтобы задумчиво посмотреть вдаль или проверить сообщения на телефоне.
- угрожать увольнением, напоминая всем, что вы незаменимы.
Так, доверие мы завоевали или по-крайней мере начали завоёвывать. Теперь переходим к пониманию.
№3. Старайтесь понять своего собеседника
Ключ к дальнейшему общению — стремление понять другого человека. Не бойтесь уточняющих вопросов. Уточнения не демонстрируют вашу глупость, а говорят о вашей заинтересованности.
Как достичь понимания:
- не ленитесь узнавать интересы и потребности собеседника. Это несложно — достаточно просто быть внимательным;
- не судите о желаниях или поведении другого человека, исходя из собственного жизненного опыта;
- признавайте ценность того, что хочет сообщить вам собеседник;
- примите тот факт, что все мы разные, и различия могут приводить к новым творческим решениям и крутым альтернативам.
Как делать не надо:
- проецировать интересы и желания собеседника на свои собственные убеждения;
- всеми силами стремиться показать человеку, как вам неинтересен диалог с ним. Красноречивые гримасы, фразы в духе «фигня какая» и высокомерные интонации — комбо, чтобы собеседник ощутил ваше безразличие. Но вряд ли это поможет стать «своим» в коллективе;
- сыпать примеры из богатой и насыщенной жизни, эмоционально жестикулируя, быстро проговаривая историю за историей, чтобы собеседник не смог вставить слова.
Здесь же стоит упомянуть об эмпатии. По оценкам экспертов в области общения, только 10% информации передаётся через слова, 30% — через интонации и 60% — через язык мимики и жестов. Это объясняет важность эмпатичного слушания. И вот его неотъемлемые составляющие:
- приветливое общение;
- подмечание, как меняется настроение собеседника во время диалога;
- символические знаки внимания по праздникам и особым поводам;
- умение дослушивать и не перебивать;
- добрые слова, словесная поддержка, похвала.
Только научившись слушать и чувствовать людей, вы заметите, насколько по-разному мы все воспринимаем одни те же вещи. А это важно для качественной коммуникации. Причем не только в работе, но и в жизни.
№4. Делайте то, что пообещали
Выполнение обещаний и обязательств — то, что характеризует вас как надёжного коллегу и помогает выстраивать партнёрские отношения.
Как хорошо:
- понимать и принимать, что люди строят планы на основе данных им обещаний;
- не давать ложных обещаний;
- следить за тем, чтобы слова не расходились с действиями;
- придерживаться дедлайнов.
Как плохо:
- обещать и не выполнять — забывать про обещания и искренне удивляться, когда тебя спрашивают о них;
- переносить дедлайны на своё усмотрение на любой срок.
Кажется, что это банальные вещи. Но почему-то в жизни и работе о них часто забывают.
№5. Ведите себя как зрелая личность
Зрелая личность — это человек, который умеет организовывать свою жизнь и управлять ею. Он способен делать правильный выбор, регулировать своё поведение, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Но вам не нужны семь сезонов, чтобы стать зрелой личностью. Достаточно:
- говорить правду и подкреплять свои слова действиями;
- руководствоваться единой системой принципов в общении со всеми;
- различать понятия «система принципов» и «манера общения». Манера общения может быть разной в зависимости от собеседников и ситуации. Важно уместно её подбирать.
Как делать не надо:
- разводить сплетни, скандалы и интриги;
- общаться со всеми — и с коллегами, и с руководством, и с клиенатми — одинаково. Использовать нецензурную брань, обращаться «на ты», придумывать с ходу клички собеседникам и неуместно шутить.
А если вдруг что-то уже пошло не так?
Все мы живые люди и от ошибок не застрахованы. Если уж так произошло, что вы совершили ряд неверных действий и подорвали доверие, самый лучший вариант — раскаяться и признать свою вину. Всё до банальности просто. Но сколько же это требует мужества… И тут вспоминаем про «зрелую» личность.
Как надо делать:
- искренне извинитесь. Важно: это может сработать только при условии, что вы действительно сожалеете;
- не оправдывайте свои ошибки ошибками других;
- помните, что извинения работают только тогда, когда не носят систематический характер.
Как делать не надо:
- отрицать вину, даже если пойман с поличным;
- говорить «ничего страшного, подумаешь» и закатывать глаза;
- демонстрировать полное равнодушие к произошедшему;
- делать вид, что ничего не произошло.
Коротко о главном
Конечно, вопрос выстраивания коммуникаций гораздо шире и не ограничивается тем, что мы рассмотрели в рамках статьи. Но даже этот набор советов может помочь вам прокачать свои софт скиллы и улучшить отношения с командой.
Автор: Яна Токарева
На эту тему хорошо написал в книге " Software Engineering at Google":
"The Three Pillars of Social Interaction So, if teamwork is the best route to producing great software, how does one build (or find) a great team?
They’re the foundation on which all healthy interaction and collaboration are based:
Pillar 1: Humility
You are not the center of the universe (nor is your code!). You’re neither omniscient nor infallible. You’re open to self-improvement.
Pillar 2: Respect
You genuinely care about others you work with. You treat them kindly and appreciate their abilities and accomplishments.
Pillar 3: Trust
You believe others are competent and will do the right thing, and you’re OK with letting them drive when appropriate."
https://abseil.io/resources/swe-book/html/ch02.html#the_three_pillars_of_social_interaction
К сожалению, на практике это не работает. Если ты единственный кто соблюдает стандарты, предоставленные вендором, и делает то, что другие члены твоей команды сделать не смогут (т.е. они не могут решить твои задачи, но ты их задачи решаешь без проблем), если ты единственный кто пишет юнит тесты для своего кода и описывает программный интерфейс, то эти советы (смирение, уважение и доверие) будут тянуть тебя вниз - к уровню этих разработчиков, а не их к твоему уровню. Нет ничего плохого в том, чтобы выделить среди команды того, на чьи подходы стоит обратить внимание, т.к. они объективно лучше работают и приносят лучший результат. Однако, когда твой ПМ - это человек, стремящийся исключительно к сдаче очередного этапа в срок ради премии, то выгоднее становится вместе с остальными хуярить обреченное на легаси гавно в продакшн, которое кто-нибудь когда-нибудь да переделает по-уму (нет).
Что значит на практике не работает? Собственно только так и работает по моему опыту - обязательные юнит-тесты, интеграционные, code review, соблюдение code style, документирование кода. Описанный вами кавалерийский подход будет работать разве что на самых примитивных проектах, я не могу себе представить, чтобы он позволил написать что-то нетривиальное.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен