Как корпоративная культура помогла ресторанной группе вырасти на 44%
Компания .DREAMTEAM выразила простые и чёткие принципы корпкультуры и донесла их до сотрудников. Вот как это помогло ей открыть четыре проекта за три месяца и выдержать испытание Чемпионатом мира по футболу.
В 2007 году Алексей Буров и Павел Кокков создали проект «Пивная карта» – с этого началась история ресторанной группы .DREAMTEAM, которая сейчас насчитывает восемь заведений в Петербурге и одно в Москве.
Четыре из этих девяти заведений, в том числе столичное, открылись летом 2018 года – когда уже действующие бары и кафе работали на полной загрузке ввиду наплыва болельщиков Чемпионата мира по футболу.
Такой рывок был бы невозможен без вещи, которую многие предприниматели считают бесполезной и скучной абстракцией, – без чёткой корпоративной культуры.
Летом 2017 года .DREAMTEAM решили формализовать уже существующую и сильную, но интуитивную корпкультуру, чтобы превратить её в мощный инструмент управления. Вот как это было.
Предыстория: бизнес на интуиции
Первые годы работы .DREAMTEAM Алексей Буров и Павел Кокков многие решения принимали, руководствуясь чутьём, и часто попадали в точку. Так, например, появился «Траппист» – двухэтажный светлый паб, где нельзя курить, зато помимо бельгийского пива можно отведать бельгийских вафель. Чутьё не подвело: многим кроме Бурова и Коккова наскучили дымные бары с тёмной мебелью.
В команду старались подбирать активных, порядочных людей, увлечённых любимым делом и ценящих баланс работы и личной жизни.
Буров и Кокков стремились создать компанию, в которой каждый мог бы чувствовать себя комфортно, никто не помышлял о внутренних «войнах», и все понимали, что непорядочность в ресторанном бизнесе – это вредный стереотип, которому в ту пору ещё «Пивная карта», а теперь .DREAMTEAM, не собирается соответствовать.
Предприниматели придавали большое значение ценностям компании, но они не были чётко сформулированы – всё держалось на мироощущении. Такой интуитивный подход со временем обнаружил ряд проблем:
- Было сложно масштабировать корпоративную культуру: привносить особый «дух» действующих заведений в новые.
- Сложно делегировать принятие решений о найме: невозможно передать управляющему заведения ощущение «наш или не наш» человек. Из-за этого по каждому сотруднику вплоть до официантов собственники принимали решение лично.
- Сложно принимать решения об увольнении: бывают сотрудники, которые вроде работу делают, но «что-то не то». Например, официант прекрасно работает с гостями, но постоянно опаздывает, и у всей команды смена идёт наперекосяк – график сдвигается, настроение портится. Для таких случаев не было чётких критериев «уволить/оставить».
Превратить интуицию и чутьё в понятный культурный код
В итоге приняли решение: вывести на осознанный уровень все основные интуитивные принципы, которые Алексей Буров и Павел Кокков применяли сами и хотели видеть у своих сотрудников.
При этом было важно сформулировать принципы так чётко и просто, чтобы любой член команды их понял и мог осознанно использовать: не только управляющие, но и линейные сотрудники – которых в ресторанном бизнесе около 90 процентов.
В июне 2017 года собственники и ключевые руководители начали формулировать установки, которыми руководствовались при принятии решений. Затем вместе оценивали, какие полезны, а какие не нужны.
После этого шла работа с формулировками: нужно было составить свод коротких и однозначных правил, понятных всем – от линейного персонала до руководителей.
В итоге получилось 12 принципов корпоративной культуры компании, среди которых, например: «Делать крутой продукт, в который верим сами», «Поддерживать искренне – оценивать честно», «Уважать чужой труд», «Работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать».
Всего этот этап занял полгода.
Затем составили опросник на соответствие сформулированным принципам и различным компетенциям, таким как стратегическое мышление, коммуникативные навыки, гибкость. С помощью него протестировали руководителей.
Чтобы автоматизировать и ускорить тестирование и обработку результатов, .DREAMTEAM использовали наш сервис онлайн-оценки персонала Proaction. Мы даём компаниям возможность не только применять наши готовые инструменты, но и загружать на платформу собственные опросники, что и сделали .DREAMTEAM.
Внедрение корпкультуры среди сотрудников
Весной 2018 года принципы презентовали сотрудникам и объяснили, что теперь работа будет строиться чётко в соответствии с ними. Дали пару месяцев осознать и привыкнуть, а летом перешли к серьёзной активации: вдохновившись Чемпионатом мира по футболу, ввели систему жёлтых и красных карточек.
Теперь за нарушение принципов могли вынести предупреждение или даже уволить – в зависимости от тяжести проступка:
- Жёлтую карточку выдают за системное нарушение принципов или нарушение одного принципа, которое повлекло за собой значительные последствия для команды. Если в течение трёх месяцев сотрудник получает ещё одну карточку, то речь идёт уже о расставании.
- Красную карточку выдают за обман, враньё и непорядочность, которые повлекли за собой значительные последствия для команды. Красная карточка означает увольнение.
При этом лидер команды, выдавая карточку, обязательно фиксирует это в общей базе и разъясняет последствия. Это делает увольнения и претензии чётко обоснованными, а отношения с сотрудниками прозрачными.
Что изменилось
У сотрудников всех уровней появились чёткие ориентиры, на которые они могут равняться в каждый момент, в любой рабочей ситуации.
Появились ясные концепции найма и увольнения. Решения по персоналу теперь могут принимать не только собственники, но и управляющие.
Формулировка чётких принципов позволила более точно выявлять «своих» людей, которых оказалось действительно немного. Поэтому взяли за правило: «если свой человек не на своём месте – сохраняем сотрудника, меняем роль». То есть если человек разделяет принципы компании и следует им, но его компетенции не соответствуют должности, сотрудника не увольняют, а подыскивают ему более подходящую должность.
Результаты
Сезонный подбор персонала в 2018 году провели более успешно, чем в 2017. Количество сотрудников выросло со 150 до 240 человек.
За лето 2018 года открыли сразу четыре новых проекта. В каждый из них, включая кафе в Москве, удалось сразу подобрать «правильных» людей, вложить в них культуру и дух «старых» заведений.
И всё это – когда действующие заведения работали на полной загруженности в период Чемпионата мира по футболу. Успешно выдержать «натиск» российских и иностранных болельщиков команда смогла во многом благодаря сплочённости и искренней вовлечённости.
Напоследок немного об авторах статьи
Proaction – сервис онлайн-оценки сотрудников и кандидатов, портфельная компания ФРИИ и резидент Сколково.
Мы решили рассказывать о ярких и интересных кейсах клиентов, чтобы показать, насколько важной и полезной может быть работа HR-специалиста, если это действительно профессионал высокого уровня.
Этот материал – первый в серии. Будем благодарны за обратную связь в комментариях: насколько вам интересна такая тема, стоит ли продолжать писать.