{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как ужиться в одном офисе представителям пяти разных поколений

О том, как в эпоху цифровой трансформации обеспечить комфортные условия работы для людей разных возрастов, рассказывает Алексей Воронков, вице-президент, генеральный директор региона Восточная Европа компании HP.

Большие семейные встречи научили всех нас одному: собрать в одном месте людей разных возрастов, социальных групп, убеждений и интересов без особых эксцессов — та еще задача. Теперь представьте, насколько непросто обеспечить эффективное взаимодействие и создать комфортные условия работы для всех возрастных групп так, чтобы добиться высокой продуктивности каждого сотрудника.

Сегодня впервые в истории бок о бок работают представители пяти разных поколений: «тихое поколение» (75-95 лет), беби-бумеры (55-75 лет), «поколение Х» (35-55 лет), «поколение Y», или миллениалы (23-35 лет), и «поколение Z» (15-23 года).

Никогда раньше мы не сталкивались с такой квинтэссенцией накопленных знаний, профессионального опыта и юношеского максимализма. Разные взгляды, недопонимания, конфликты, противоречия, страсти, интриги — добро пожаловать в современный офис. Оказавшись вместе, сотрудники разных поколений перекраивают представления о рабочем пространстве и будущем рабочего процесса.

Цифровая трансформация только усиливает разрыв между поколениями и остро ставит вопрос адаптации к новым технологиям. Представители поколения Z быстрее всех ориентируются в условиях стремительных изменений, техника для них — неотъемлемая часть жизни: телефон — продолжение руки, компьютер — зрение, наушники — слух.

Люди старшего поколения, несмотря на профессиональный опыт и высокие компетенции, порой даже не знают, с какой стороны подойти к страшному зверю, имя которому принтер. Такой разрыв мировоззрений неизбежен. Все понимают, что нецелесообразно собирать в штате сплошь зеленых энтузиастов или только умудренных старцев: это повредит микроклимату в коллективе и всему рабочему процессу.

Мы живем в эпоху диджитализации, и компании должны быть готовы преобразовать рабочее пространство, кадровую структуру и культуру труда так, чтобы уверено вступить в цифровое будущее. В офисе HP в России эффективно взаимодействуют сотрудники разных поколений, возрастной разрыв между самым старшим и младшим — сорок лет!

На собственном примере мы убедились, что, создавая максимально комфортные условия для своих сотрудников, компании получают значительные конкурентные преимущества и расширяют потенциал своих возможностей. Существует несколько моментов, которые следует учесть, чтобы наладить контакт между поколениями и выстроить эффективные внутренние коммуникации.

Рабочее место и техника

Миллениалы и поколение Z могут выполнять рабочие задачи как в офисе, так и дома, а также активно практикуют концепцию «третьего места». Таким местом может быть парк, кафе, коворкинг. Часто работа кипит в дороге: в такси, вагонах метро, самолетах и поездах.

Представители молодого поколения привыкли активно использовать цифровые технологии как в повседневной жизни, так и в бизнесе, поэтому требования к ПК у них несколько отличаются от тех «среднестатистических», которые были привычны еще несколько лет назад.

Новые профили использования предъявляют к компьютерам новые требования: длительное время автономной работы, повышенная яркость дисплеев, особо приветствуются touch-экраны — с ними легко управлять компьютером в ограниченном пространстве, например, в самолете.

Миллениалы задают тренд на более тонкие и легкие устройства, причина тому не только эстетическая, но и практическая — такие ноутбуки можно носить с собой практически повсюду. У них существуют особые предпочтения и в дизайне. Например, как показывают социальные опросы, молодое поколение предпочитает технику в светлых корпусах.

Младшие сотрудники активно используют компьютеры для голосовой связи, популяризируя такой подход среди коллег. В результате уже около 65% офисных работников используют ПК в качестве телефона. Поэтому необходимо обратить внимание на аудиосоставляющую компьютеров — например, наличие нескольких микрофонов позволяет лучше воспринимать голос, отсекая посторонние шумы, а наличие кнопок для управления голосовыми коммуникациями упрощает соответствующие действия пользователей.

Сотрудники старшего поколения не так сильно заинтересованы в мобильности устройств и комфортно чувствуют себя за своим личным рабочим столом, с личным рабочим стулом и личным мало мобильным, но мощным и высокопроизводительным ПК. Выбирая стационарный компьютер для сотрудников, следует обратить внимание на наличие встроенных фирменных систем защиты и дискретную графику. Моноблоки в силу своей компактности более предпочтительны, чем традиционные десктопы.

Стационарные компьютеры делятся на традиционные офисные системы и рабочие станции. Выбор одного из этих вариантов зависит от специфики задач, которые должен выполнять ваш сотрудник. Рабочие станции отличаются высокой скоростью работы с данными, мощными процессорами, большой емкостью быстрой оперативной памяти, интегрированным высокопроизводительным сетевым контроллером, профессиональной графической подсистемой. При выполнении сложных задач на стандартных ПК зачастую приходится сталкиваться с задержками и «подвисаниями», в то время как рабочие станции справятся с любым бизнес-испытанием. Такие устройства идеально подходят для инженеров, архитекторов и творческих специалистов.

Внимательный подход к формированию парка оборудования поможет не только создать комфортные условия для работы, но и оптимизировать затраты на закупку техники в офис. Понимание предпочтений рабочего пространства каждого из поколений — важное условие для привлечения и удержания талантливых кадров.

Каналы коммуникации и взаимодействия

Рабочее пространство будущего — это в первую очередь не физическое пространство офиса, а его восприятие: то, насколько это пространство помогает работникам из разных поколений продуктивно взаимодействовать.

Сложность заключается в том, что все поколения предпочитают разные каналы и способы коммуникации. По данным исследования, представители поколений Y и Z хуже всего справляются с личным общением, им гораздо комфортнее пользоваться мессенджерами и видеочатами. Представители старших поколений, наоборот, предпочитают традиционные формы коммуникации, лучше face-to-face общения для них ничего нет.

Сегодня мы имеем в своем распоряжении огромное количество технологий и платформ, позволяющих взаимодействовать в ходе работы самыми разными способами: мобильная связь, электронная почта, групповые чаты, видеоконференции, совместная работа в онлайн-документах и еще незабытые личные встречи.

Примером успешного взаимодействия сотрудников разных возрастов является Институт Африки РАН, где работают как специалисты 22-25 лет, так и сотрудники старшего поколения, накопившие более чем 60-летний опыт деятельности в профессии. Такой кадровый потенциал позволил реализовать проект «Наставничество», в рамках которого происходит трансфер знаний, опыта и навыков от наставника к ученику.

Программа предполагает различные способы коммуникации с ментором: как очные — индивидуальные консультации, лекции, мастер-классы, так и дистанционные, с использованием современных средств связи. Как правило, большинство учеников встречаются с наставниками в среднем один раз в месяц, а в остальное время поддерживают связь интерактивно через e-mail и мессенджеры. Это дает подопечным возможность оперативно получать советы и рекомендации по ходу работы, а сотрудникам старшего возраста — адаптироваться к современным технологиям коммуникации.

Кирилл Алешин, Инициатор и координатор программы "Наставничество", руководитель группы, член Ученого совета Института Африки РАН, к.э.н.

Когда в вашей организации работают люди разных возрастов, важно сделать так, чтобы все они общались единым способом, поскольку это стимулирует эффективное взаимодействие. Согласно исследованию консалтинговой фирмы Watson Wyatt, компании с эффективной внутренней коммуникацией имеют на 50% больше шансов снизить текучку кадров до показателей ниже среднего.

Также Clear Company обнаружила, что 86% сотрудников считают отсутствие коммуникации одним из важных недостатков условий труда. Технические каналы связи облегчают процесс общения, позволяя сотрудникам преодолевать барьеры поколений. Например, коллектив объединяется, когда все в компании учатся пользоваться какой-то новой платформой или сложной системой.

Специализированное обучение и программы повышения квалификации

Совместное исследование Wainhouse Research и D2L показало, что работники всех возрастов хотят быть в курсе новейших разработок и технологий, имеющих отношение к их профессии. Представители старшего поколения опасаются, что модернизация рабочих процессов может привести к снижению их ценности как работников, а их молодые коллеги озабочены необходимостью постоянного повышения своей квалификации и получения нового опыта для развития профессиональных компетенций.

Работодателям стоит организовывать мастер-классы, внедрять специализированное обучение и программы повышения квалификации для сотрудников. Так они удовлетворят запрос, который исходит от каждого из пяти поколений, и создадут комфортные условия работы для всех.

Каждому поколению требуется разное количество времени, чтобы усвоить материал и научиться применять его на практике. К этому следует относиться с уважением, избегая давления на сотрудников, искать новые способы донести до них необходимую информацию и помочь адаптироваться к условиям цифровой реальности.

Кибербезопасность

Отдельное внимание в процессе повышения квалификации сотрудников следует уделить вопросу кибербезопасности. «Миллениализация» пользователей приводит к тренду, который можно назвать «Bring Your Own Device наоборот» — пребывание коммерческих систем за периметром безопасности становится нормой: 62% сотрудников работает более чем из одного места.

Это обстоятельство является настоящим кошмаром для специалистов, отвечающих за корпоративную инфобезопасность, но вместе с тем это уже реальность, на вызовы которой надо отвечать. Кибератаки становятся все интенсивней, растет их изощренность, меняется фокус, смещаясь с сетевого уровня на прикладной.

Чаще всего атакам подвергаются персональные компьютеры, принтеры, мобильные телефоны и устройства, подключенные к Интернету вещей. И для работников, и для работодателей защита данных — важнейшее направление работы, которое должно быть в приоритете вне зависимости от принадлежности к тому или иному поколению.

Безопасность — не та область, в которой можно рисковать. Особенно в условиях, когда сотрудники мобильны и работают с гибким графиком — ведь каждое устройство, с которым они входят в офис или покидают его, создаёт потенциальные угрозы безопасности. Даже самый лучший корпоративный софт не способен противостоять человеческому фактору — главному источнику риска. Сотрудники теряют ноутбуки и устройства, легкомысленно хранят пароли на самом видном месте и, вопреки доводам, не верят в реальность угрозы, что часто становится основной причиной кибератак.

Важной частью системы защиты является создание корпоративной культуры для обеспечения безопасности. Это должен быть набор правил, которые в понятной всем форме объясняют, какие действия могут представлять угрозу для компании и что конкретно делать, чтобы снизить риски.

Автоматизация рабочих процессов

Недавнее исследование Голдсмитс (Лондонский университет) показало, что средства автоматизации рабочего процесса, вопреки опасениям, делают работу более «человечной», освобождая сотрудников от необходимости заниматься рутиной и позволяя сосредоточиться на интеллектуальных задачах.

Благодаря достижениям в области машинного обучения, монотонную работу можно поручить виртуальным ассистентам, которые способны выполнять повторяющиеся задачи. Виртуальные помощники следят за календарями и изменениями расписаний, чтобы сотрудники были в нужном месте в нужное время. Они также могут ускорить процессы и улучшить протоколы. В будущем умные машины будут все активнее включаться в рабочий процесс, становясь равноправными членами коллектива, что позволит создавать продукты и услуги, которые сегодня существуют лишь в нашем воображении.

Поначалу эти технологии могут казаться деструктивными или даже разрушительными, но после полноценной интеграции в офисное пространство, они позволяют сотрудникам сосредоточиться на более важных вопросах. Автоматизация помогает ослабить иерархическую напряженность. В конечном итоге это нормализует рабочий микроклимат и высвобождает время для взаимодействия всех поколений и раскрытия всего потенциала друг друга.

Недавно проведенное EY исследование показывает, что более 90% представителей поколения Z хотят больше общаться, перенимать знания от своих более опытных коллег и сократить использование цифровых средств, в которых они погрязли. Многие из моих коллег поколения X и беби-бумеры чувствуют то же самое. Автоматизация открывает путь для роста человеческих способностей на рабочем месте: беседы один на один, мозговой штурм с коллегами и привлечение более чутких отношений между поколениями.

Многообразие как движущая сила бизнеса

Наибольшего успеха в будущем смогут добиться те компании, которые поймут, каким потенциалом обладают их сотрудники разных возрастов, и смогут раскрыть этот потенциал на каждом этапе их карьеры. Доказано, что гендерное, социокультурное и возрастное многообразие сотрудников способствует развитию инновационных решений и высокой производительности всего коллектива.

Модернизация технологий, обучение и фокус на взаимодействие представителей разных поколений помогут компаниям успешно вести бизнес в цифровом будущем, в полную силу используя потенциал своих сотрудников. В отличиях друг от друга и заключается сила поколений, которая помогает компаниям расти.

0
2 комментария
Alexander Zhikh

На словах круто, хотел бы увидеть такое хоть раз в жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Okara

Вычитал статью и понял, что это догмы, а реальное ощущение себя в поколении рождается лично от себя.

Хочешь тусоваться- тусуйся. Хочешь работать в коворкинге и кушать пиццу с предпринимателями - кушай.

Возраст тут не причём

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда