HR-брендинг для комфорта внутренних отношений. Зачем нужен, почему важен?
Как в своей тарелке.
HR-брендинг, он же Employer branding, он же брендинг работодателя, — понятие комплексное, подразумевающее управление и внешними коммуникациями компании, в первую очередь с ее потенциальными сотрудниками, и внутренними — со всеми, кто в компании уже работает.
Подавляющее большинство проектов этого направления в практике нашей студии связано именно с внутрикорпоративными отношениями. Это объяснимо: сотрудники — главная ценность, настоящий капитал компании. Правильно выстроенные внутренние коммуникации помогают сохранять его, укреплять и растить. И без HR-брендинга как инструмента здесь не обойтись.
Понять и принять
Обычно мы говорим, что работаем с вербальным и визуальным языком внутренней коммуникации. Потому что корпоративная культура (как и любая другая) — это прежде всего язык, который сотрудник компании должен как минимум понять, в норме — использовать, в идеале — принять и транслировать вовне. Две первые задачи в работе с проектами становятся и нашими: чтобы доносить сообщения не противоречащим корпоративному языком, его нужно изучить и понять.
Наступает фаза знакомства или, как принято говорить, погружения. Самое интересное — наблюдение, возможно, активное. Мы приходим на тренинги компаний, на разного рода вводные курсы и «дни из жизни». И там, отложив возможные предубеждения, видим людей, среди которых и понявшие, и принявшие коммуникационные приемы, и ценностные ориентиры своей компании, искренне заинтересованные и комфортно себя чувствующие в корпоративной среде. В этот момент в нас включаются внутренние Станиславские, говорящие себе «верю», и мы продвигаемся дальше, используя приобретенное знание в проекте.
Сделайте нам плакаты
Через корпоративный плакат лежит один из самых прямых путей к уму и сердцу сотрудника. Неудивительно, что это настолько популярный запрос к нашей студии.
Мы делали плакаты о миссиях и ценностях, о достижениях и предложениях, о правилах техники безопасности, о правилах поведения, о карьерных возможностях. Для металлургических заводов, вагоностроительных заводов, энергетических, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, банков, сети пекарен и даже для собственной столовой.
Шершавый или довольно глянцевый язык у плаката — он всегда неплохо работает. Ведь это привычный, классический, довольно ненавязчивый формат донесения информации. Лаконичность, энергичность и броскость, креативная составляющая, иронические или дружеские акценты позволяют воспринимать плакат свободнее и охотнее, проще принимать и запоминать его сообщение.
Что на новенького
Если вы приезжаете в новую для вас страну — скорее всего, вам понадобится что-то вроде путеводителя или карты. То же самое требуется и новому сотруднику компании, остро нуждающемуся в информации — что здесь и как, почему, зачем и так далее.
Мы постоянно имеем дело со всем, что новичок должен прочитать, пролистать, увидеть или услышать — чтобы узнать не только о подробностях своей работы и своих обязанностей, но и о ценностях компании, о ее корпоративной культуре в целом.
Главное — сделать такой рассказ по возможности простым, доступным, живым и интересным, чтобы облегчить адаптацию новичка. Также это даст ему увидеть и почувствовать, что компания думает и заботится о нем еще до его появления, и будет хорошим стимулом к полноценному включению во внутрикорпоративные отношения, с первых шагов.
У нас скоро мероприятие
— Говорит нам клиент. Речь идет о той или иной форме тимбилдинга и о желании клиента создать в сотрудничестве с нами его визуальную и вербальную концепцию, проще говоря, фирменный стиль.
Остальное — переменные величины. «Скоро» может означать и полгода, и два месяца. Мероприятие может быть уже традиционным для компании либо совершенно новой инициативой — на стадии идеи и общего видения. В первом случае требуется определенное обновление или развитие фирменного стиля мероприятия, разработка для него тех или иных материалов и носителей. Во второй ситуации у клиента есть представление о формате (например, хакатон) и основные координаты (аудитория, задачи, цели); дальше — начиная с создания ключевого сообщения и названия — действовать будем мы.
Так или иначе — проекты, связанные с внутрикорпоративными мероприятиями, для нас, наверное, самые живые и многослойные. В них участвует большое количество людей с обеих сторон, они проходят в постоянном взаимодействии, со множеством встреч и обсуждений. А если сроки сжаты (те самые два месяца), то ни у кого нет права на ошибку, и это добавляет в процесс еще больше драйва.
Мероприятия вообще работают на принципиально отличном от других HR-инструментов уровне, с гораздо более эмоциональным восприятием происходящего участниками и с соответствующей усиленной эмоциональной связью «сотрудник — компания». Можно сказать, что одно внутрикорпоративное мероприятие по степени запоминаемости и возникающего чувства сопричастности, гордости за себя, коллег и компанию стоит десятков раздаваемых еженедельно мотивационных листков.
Жить стало лучше, жить стало веселее
Как известно, не место красит человека. Однако и место имеет значение, в том числе рабочее, на котором мы проводим лучшие часы жизни. Все здесь должно способствовать созданию комфортной, креативной, дружеской среды, и в итоге — повышению эффективности сотрудников и процессов.
В таком смысле дизайн пространства имеет прямое отношение к HR-брендингу. И наши клиенты это понимают. Поэтому мы продолжаем концептуально оформлять точки притяжения компаний — офисы, переговорки, общественные зоны и тому подобное — делая их не только живее и веселее, но и удобнее, и содержательнее.
Зачем это все
Всем вышенаписанным мы, студия DEZA, высказались о том, что бренд организации должен обращаться не только к внешней аудитории. Не менее важно последовательно выстраивать внутренние отношения. При этом соединив, согласовав философию компании и ее принципы с возможными предпочтениями и даже мировоззренческими позициями сотрудников.
Постоянное развитие языка и стиля внутрикорпоративных коммуникаций поможет вам не только усилить взаимопонимание и взаимодействие внутри, но управлять имиджем и достигать стратегических целей — вовне: ведь когда корпоративная культура воспринята и принята сотрудником — тот становится посланником бренда своей компании в окружающем его мире. Искренне принимающим ценности, с очевидным для всех желанием, интересом и ответственным отношением, делающим свою работу.