{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Исследование: как обучают персонал в российских компаниях в 2023 году

Низкая вовлеченность, необходимость систематизировать знания и внедрять новые форматы — головные боли и вызовы организаторов корпоративного обучения в 2023 году.

Методика исследования

На нашей платформе есть приложение Event Rocks, которое используют организаторы мероприятий, чтобы размещать программу, отслеживать регистрации и устраивать нетворкинг. Ещё одна функция — проведение опросов и сбор анкет в режиме реального времени.

С января по июнь 2023 год прошло много мероприятий с использованием Event Rocks. Мы взяли анкеты с профессиональных HR-конференций и форумов по управлению персоналом, корпоративному обучению и адаптации. Всего таких ивентов было 48, и мы получили 556 релевантных анкет от людей, связанных с обучением сотрудников.

Нажмите, чтобы увеличить

Предмет исследования

Нас интересовали два широких вопроса: как обучают сотрудников в данный момент и какие стоят задачи по расширению программ. Подробные формулировки будут представлены в таблицах ниже.

При ответе респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

Срез: как учат сотрудников сегодня

Нажмите, чтобы увеличить

Самый популярный формат в компаниях — очные тренинги. Но электронные курсы и смешанные программы уступают в популярности с минимальным отрывом. Также видно, что компании сочетают разные подходы в обучении сотрудников, решая разные задачи. Например, могут дать «разогревающий» электронный курс перед очным тренингом.

Высокую востребованность вебинаров можно объяснить тем, что они могут быть как самостоятельной единицей обучения, так и частью электронных курсов.

Данные из таблицы подтверждают тезис «"Чистое" офлайн-обучение закончилось», который высказывали ещё в 2021 году некоторые эксперты рынка. То есть основной формат обучения теперь гибридный, в котором доля онлайн и офлайн активностей может варьироваться.

Но гораздо интересней выглядит ситуация с распределением форматов в организациях разного размера.

Чем больше компания, тем больше форматов обучения она использует

Нажмите, чтобы увеличить

В первую очередь видно, что чем больше компания, тем больше подходов к обучению она использует. Однако внутри организации распределение подходов может быть неравномерным. Так, отдел продаж и руководство могут проходить больше очных мероприятий, а сотрудники маркетинга чаще посещать вебинары. И при этом у всех есть разные микрокурсы.

Маленькие компании выбирают тренинги и вебинары

В компаниях, где трудится до 500 человек, наиболее популярны очные занятия и вебинары. Далее с минимальным отрывом следуют электронные курсы. Причём в категории 100-500 все три формата использует более половины опрошенных.

Возможным объяснением популярности этих подходов может стать активное использование внешних провайдеров обучения. У последних давно есть отработанные программы, готовые вебинары и SCORM, а также собственные цифровые площадки для проведения занятий.

Каждая третья компания численностью от 2000 сотрудников использует мобильное обучение

Мобильное обучение существует не первый год, но по-настоящему популярным оно стало в 2020-м. И отдельной популярностью стало пользоваться микрообучение, которое позволяет быстро обучить чему-то или поддержать большую программу.

На данный момент обучение через смартфоны с использованием коротких программ стало обычной практикой. Отчёт The State of Microlearning, 2023 показывает, что формат микрообучения активно используется для разных задач, эволюционирует и готовится к внедрению искусственного интеллекта.

Срез: актуальные потребности компаний

Нажмите, чтобы увеличить

Главная цель — повысить вовлечённость в обучение

Сразу заметно, что больше компания, тем ниже вовлеченность в обучение.

В числе актуальных задач повышение вовлеченности назвали 60% представителей малого бизнеса и 86% специалистов по обучению в крупных компаниях.

Причин, почему работники игнорируют курсы множество: сложный доступ к программам, отсутствие практической пользы (в том числе продвижения по службе), неактуальные курсы, отсутствие времени. Эти проблемы не выступают поодиночке, а образуют сложные узлы, разрубить которые очень сложно.

Автоматизировать онбординг хотят больше 40% компаний

Следующая по популярности задача — автоматизация онбординга и адаптации персонала. Наиболее актуальна она для компаний от 100 до 500 человек и для крупных предприятий 5000+.

В компании до 100 человек онбординг можно провести в «ручном» режиме, даже если на работу принят удалённый сотрудник. Но с ростом организации нужна хотя бы минимальная автоматизация. А в компаниях 5000+ автоматизация нужна по причине высокой текучки и приёма новых сотрудников. Так что при схожих показателях в компаниях 100-500 и 5000+, основа у этих показателей разная.

Компании от 500 до 2000 сотрудников чаще всего задумываются о внедрении мобильного обучения

Исследование показывает большой спрос на мобильное и микрообучение у компаний численностью от 500 до 2000. В качестве актуальной задачи внедрение мобильного обучения назвали 62% опрошенных. В этой же группе наблюдается и снижение спроса на автоматизацию онбординга.

Связать это можно с необходимостью быстро обучать сотрудников и прокачивать их компетенции.

Каждая пятая компания численностью от 2000 человек планирует внедрить или заменить LMS

Задача внедрения или смены LMS актуальна в среднем для 15% опрошенных, но представители компаний численностью от 2 до 5 тысяч человек называют ее в числе приоритетных существенно чаще.

Связано это может быть с двумя факторами. Первый: у компании накопилось достаточно учебных программ, которые нужно собрать в одном месте и организовать. Второй: предыдущая LMS не устраивает по каким-то причинам, например морально устарела, ей неудобно пользоваться или отсутствует адекватная мобильная версия.

Каждая третья компания численностью от 500 до 2000 человек планирует внедрить платформу для внутренних коммуникаций

На уровне 500-2000 человек компании вырастают до появления большого количества департаментов и открывают филиалы в других городах. Важным становится не только донести внутренние новости до всех сотрудников, но и поддерживать корпоративную культуру.

Также сотрудники объединяются в тематические сообщества (бег, рыбалка, благотворительность, книги). И чтобы подобные сообщества не выпадали из корпкультуры и жизни компании, нужна единая технологическая площадка.

Маленькие компании ищут способы обучать удаленщиков

В компаниях, где трудится до 100 сотрудников самый высокий спрос на программы обучения удалёнщиков и гибридных сотрудников. Здесь речь может идти о конкретных инструментах, которых не хватает для проведения смешанного и удалённого обучения.

В других группах наблюдается спад, а потом подъём в секторе 2000-5000, вызванный необходимостью масштабировать обучение. А это уже коррелирует с поисками новой LMS.

Больше половины компаний численностью от 100 до 500 человек задумываются об открытии своего учебного центра

Компании до 100 сотрудников рассматривают учебный центр скорее как перспективное направление, что соотносится с низким количеством запросов на LMS (11%). Но в категории 100-500 мы видим взрывной интерес к учебным центрам. К этому моменту компания накапливает достаточно внутренней экспертизы, которую надо сохранить и при этом нуждается в постоянном повышении квалификации сотрудников, возможно с привлечением сторонних тренеров. А вот у компаний численностью от 500 до 2000 сотрудников свой учебный центр, как правило, уже есть, поэтому и задачи такой не стоит.

Общие выводы по исследованию

В нашем опросе нет разбивки компаний по отраслям или сроку жизни. С ними картина могла бы стать более объёмной. Но даже из этих данных видно, что компании горячо заинтересованы в повышении качества сотрудников и готовы инвестировать в HR-Tech решения, которые помогут сделать это эффективнее.

Также наше исследование показывает комплекс проблем: нужно не только обучить сотрудников, но и создать систему коммуникаций, поддержки и мотивации учащихся, а также внедрить инструменты сохранения и дистрибуции знаний.

0
1 комментарий
Улыбатор... -:)

Философия того, кого пытаются обучить чему то новому: "Зачем знать больше? Что бы делать больше, за туже ЗП?".

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда