Как мы помогли сотрудникам освоить новую компетенцию без страха и сопротивления: метод постепенного погружения

Привет! Это Павел Балышев, методист образовательных проектов в Garage Eight. Сегодня расскажу, что такое метод постепенного погружения в обучении, как с его помощью удерживать сотрудников на курсе, а также снизить уровень тревожности при обучении работе с новыми инструментами.

Материал будет интересен HR, руководителям и специалистам корпоративных университетов, разработчикам онлайн-курсов, методистам корпоративного обучения, авторам и проектировщикам курсов IT-специальностей, создателям и сотрудникам онлайн-школ.

Бонус для самых заинтересованных: в конце статьи дам советы для тех, кто все-таки решит пойти по нашему пути и применить метод постепенного погружения в своем проекте.

TL; DR

Ушли от обучения аналитике данных с помощью вебинаров и построили интерактивный онлайн-курс с тренажерами и погружением в реальный инструмент. Новый подход принес свои плоды — теперь сотрудники приходят к опытным аналитикам только с релевантными вопросами и строят в четыре раза больше графиков.

К вебинарам интерес угас, а у вас? :’-)

Возможно, вы уже знаете, что мы в Garage Eight работаем со сложными финансовыми продуктами. Владеть инструментами и методами аналитики в сфере финтеха просто необходимо для поставки качественного продукта конечному пользователю. Поэтому аналитикой у нас занимаются сотрудники самых разных ролей. Конечно, весьма быстро настал момент, когда всю учебную информацию по аналитике данных мы решили оформить в онлайн-курс и открыть к нему доступ всем желающим.

Однако, анализируя наш предыдущий опыт обучения аналитике (в основном через вебинары и консультации экспертов), мы обнаружили интересный эффект: несмотря на то, что записи были в открытом доступе и содержали исчерпывающую информацию по теме, сотрудники не спешили осваивать инструмент и перегружали экспертов вопросами, ответы на которые и так были под рукой. Из-за этого даже небольшие задачи по построению графиков или формированию отчетов, которые мог бы сделать новичок, продолжали делать аналитики в качестве помощи.

Казалось бы, это закономерно: людям не нравится смотреть долгие видео – гораздо быстрее получить ответ на конкретный вопрос из первых рук, чем вникать в материал. Однако из-за этого мы сталкивались с рядом проблем.

  1. Такой фрагментарный подход не тянул на полноценное обучение. Да, он закрывал некоторые пробелы в знаниях, но не давал полноценного навыка решения поставленных задач.
  2. Действующие аналитики постоянно отвлекались от своих рабочих задач, чтобы ответить на все вопросы страждущих
  3. Уровень конверсии из просмотра вебинаров в регистрацию на платформе аналитики был довольно низким (здесь и далее речь будет идти про сервис Amplitude)

Чтобы решить обозначенные проблемы и создать действительно эффективный курс по аналитике данных, мы решили применить метод постепенного погружения участников. Рассказываю, что из этого вышло.

Как было раньше

Итак, как я уже сказал, раньше обучение аналитике данных строилось весьма традиционным способом — в виде вебинаров. Наши сотрудники могли поучаствовать в них в режиме реального времени или посмотреть записи мероприятий на Google Диске. Но несмотря на количество информации — бери и смотри — многие просто приходили к аналитикам и просили помочь разобраться в интересующей теме или инструменте. От этого и так загруженные специалисты страдали и отвлекались от своих задач на помощь нуждающимся.

Людей, которые действительно пытались разобраться в материале по вебинарам, было довольно мало. Мы связали это с рядом факторов:

  • страх перед новой областью;
  • отсутствие практической отработки новых знаний в безопасной среде без возможности что-либо сломать;
  • большой объем материала.

Нужно было что-то менять. Безусловно, определенная база для создания курсов у нас уже была (вебинары в записи) , поэтому мы решили оттолкнуться от имеющихся материалов и добавить новую актуальную информацию по различным темам от наших аналитиков. При этом нам было необходимо уйти от традиционного метода обучения и найти более интерактивный, деятельностный образовательный подход.

Немного теории. Вебинары или их записи с точки зрения методики обучения — это традиционный иллюстративно-репродуктивный метод (смотри, как делаю я, — делай сам по образцу) . Во многих областях иллюстративно-репродуктивный метод работает довольно хорошо. Вот, например, решили вы научиться вязать. Как сделать это проще всего? Конечно, с помощью видео-уроков. Смотрите на преподавателя — повторяете за ним. А если что-то не получилось, просто распускаете вязание и начинаете все сначала. Основное преимущество такого метода обучения заключается в том, что он способствует точному воспроизведению действий и операций. Однако в сфере создания сложных финтех-продуктов аналитика данных является очень гибким, сложным и многофункциональным инструментом. Нам важно учить сотрудников не воспроизводить какие-то операции, а мыслить критически и системно.

Почему мы выбрали именно метод постепенного погружения?

Ключевое в методе — баланс между теорией и практикой, а также между отработкой навыка в искусственно смоделированных и реальных условиях. Вот плюсы онлайн-курсов, построенных по этому методу:

Постепенный переход от симуляции к реальной практике. Для снижения тревожности пользователей в начале работы с новым инструментом имеет смысл создавать тренировочные упражнения, симуляторы ПО или «песочницы». Это позволит обеспечить психологическую готовность сотрудника к знакомству с реальным инструментом без страха что-либо сломать.

Плавный переход от простого к сложному. Несмотря на то, что это один из ключевых принципов построения образовательного процесса, при традиционном подходе к созданию курса это не всегда удается реализовать. Как правило, носители экспертизы не имеют педагогического образования и опыта преподавательской деятельности. Им может казаться, что лекция или вебинар выстроены логично и все разложено по полочкам, тогда как на самом деле они бегают из темы в тему и нарушают последовательность повествования.

Поддерживающая обратная связь. Что делать, если при просмотре обучающего видео возник вопрос по теме? Выход один — ставить видео на паузу, бежать к преподавателю в личку и ждать ответа. Метод постепенного погружения подразумевает внедрение подсказок, интерактивных указателей и других полезных элементов, которые помогут сразу найти ответ на вопрос или подскажут направление его поиска.

Практические задания без строгой последовательности выполнения. Несмотря на то, что первые шаги пользователя в курсе по методу постепенного погружения достаточно алгоритмизированы, в практических заданиях стоит обеспечить пользователям определенную свободу действий. Важно проверить получившийся ответ, но конкретный путь его получения можно оставить на усмотрение пользователя. Если вам важен не только результат, но и алгоритм действий, лучше дать его в виде кейса после решения, предложив сотруднику сравнить, все ли он сделал правильно.

А теперь давайте посмотрим, как все это выглядит на практике.

Как выглядит процесс обучения сейчас

У нас в Garage Eight есть собственная система дистанционного обучения, где мы храним онлайн-курсы или любые другие учебные материалы. Сотруднику достаточно авторизоваться на платформе, выбрать курс из каталога и начать обучение.

Курс по аналитике данных состоит из 4 уроков.

Первый урок — 15 минут теории и проверочные вопросы на усвоение материала. При этом такие проверочные вопросы встроены прямо в видео: чтобы продолжить просмотр, пользователю необходимо ответить на вопрос и получить обратную связь. Так мы обеспечиваем вовлечение и концентрацию внимания. По крайней мере, стараемся.

После успешного прохождения теории прямо внутри курса открывается тренажер, где пользователь должен выполнить поставленное задание. Все правильные и неправильные действия сопровождаются мгновенной обратной связью в виде подсказок, которые указывают, в верном ли направлении двигается пользователь.

Внедрение таких тренажеров во многом и является отличительной особенностью метода постепенного погружения. Ведь здесь в интерактивном формате можно сделать первые последовательные шаги на пути к овладению инструментом аналитики. Однако пользователю не приходится делать это в одиночку и без поддержки – ему помогают комментарии и подсказки. К тому же, в таких смоделированных условиях пользователь признает свое «право на ошибку», что в силу различных психологических особенностей не всегда случается в обучении по схеме «человек-человек».

Отмечу, что для обеспечения принципов модульности и гибкости образовательного решения мы оставляем пользователям возможность пропустить этап выполнения начальных интерактивных кейсов. Это необходимо, если аудитория вашего курса неоднородна по уровню знаний.

Во втором уроке пользователь знакомится с реальным инструментом и выполняет небольшое задание уже там. Это первое реальное знакомство абсолютно безопасно: построение графиков происходит в специально подготовленных песочницах – можно не бояться нарушить работу «боевой» системы, что-то сломать или испортить чей-то график. Такие песочницы не являются уникальным атрибутом обучения, построенного именно по методу постепенного погружения, но должны стать его неотъемлемой частью. Однако, если все обучение будет происходить в среде запрограммированного тренажера, как такового погружения и не произойдет. Поэтому начиная со второго урока мы начинаем направлять пользователей в реальный инструмент.

Для обеспечения максимальной интегрированности первой практики пользователя с прохождением онлайн-курса мы ставим четкое профессионально-ориентированное задание перед «свободным плаванием». После выполнения задания пользователь возвращается на вкладку с курсом, где ему необходимо ввести в область ответа определенное числовое значение, связанное с заданием. В случае, если введенный ответ не является верным, пользователь может скорректировать график и попробовать ввести новое значение или же нажать на кнопку «Получить правильный ответ». У нас нет задачи мучить человека до победного.

В третьем уроке пользователь уже выполняет достаточно многоуровневые задания в инструменте аналитики после просмотренного теоретического видео и скринкаста. В этом уроке мы также не ограничиваем дальнейшее прохождение курса. Вместо этого мы разместили скринкаст выполнения контрольного задания автором курса, чтобы в случае неудачи пользователь смог повторить все действия за экспертом, определив свои ошибки. Напомню, что автор и комьюнити аналитиков курса всегда на связи — если после просмотра такой видеоинструкции у сотрудника все равно останутся вопросы, он сможет их задать.

Курс заканчивается контрольным заданием четвертого урока. Здесь мы также отправляем пользователей строить график в реальном инструменте. На вкладке с курсом его ждет не до конца заполненная таблица. Задача пользователя – перетащить недостающие ячейки в правильные места внутри таблицы. Для этого ему необходимо сравнить вариант, который у него получился в песочнице инструмента аналитики, с тем, что он видит в курсе. В этом последнем задании мы пропускаем пользователя дальше только после того, как он сможет скорректировать таблицу. А как вы думали? Сертификат об успешном завершении курса даем только самым настойчивым 🙂

По завершении пользователей ждет типовая форма обратной связи, где им предлагается оценить удовлетворенность курсом по различным аспектам.

А теперь базовый алгоритм для тех, кто хочет создать подобный курс.

Как построить онлайн-курс с постепенным погружением

Итак, вы решили построить учебный курс по методу постепенного погружения. Давайте разберемся, что для этого нужно сделать.

1. Брифинг эксперта. Стандартная работа методиста. То, с чего начинается, пожалуй, создание любого учебного материала. В инфобизнесе это еще называют распаковкой эксперта.

Для полноты информации на этом этапе можно привлечь не одного, а нескольких экспертов, даже если ваш курс предполагает единственного преподавателя. Так вы получите больше объективной информации. Я бы даже сказал, чем больше экспертов будет на этапе брифинга, тем лучше.

2. Разработка сценария курса вместе с экспертом/преподавателем. На этом этапе не стесняйтесь использовать уже имеющиеся материалы (если они не утратили актуальность) . Мы при составлении сценария опирались на наши записи вебинаров. Объединив бриф и записи, мы поняли, какой информации может не хватать ученикам.

3. Составление проверочных заданий. Проверочные задания нужны как для теории, так и для практики. Обычно их разработкой занимается преподаватель, но на этом этапе хорошо подключить методиста — он поможет сделать так, чтобы эти задания были в нужных местах, имели грамотные формулировки и корректные варианты ответов. Иными словами, разработает такие тесты и задачи, которые помогут усвоить материал максимально эффективно.

Оптимальнее всего делать это уже после того, как будет готов весь материал курса — вдруг в процессе подготовки преподаватель вспомнит важный нюанс или, наоборот, уберет лишнюю, по его мнению, информацию. Мы составляли задания уже после съемки видеоуроков и скринкастов, пока шел монтаж.

4. Запись и программирование интерактивных скринкастов. Здесь без специального ПО не обойтись. При разработке этого конкретного курса мы использовали Articulate Storyline 360. Если вы занимались созданием онлайн-курсов, наверняка знакомы с подобными инструментами.

У нас это выглядело так. Преподаватель приносил мне скринкаст, на котором были озвучены все его действия — такие комментарии в курс, естественно, не идут, они нужны лишь для понимания происходящего на экране. В специальной программе прямо поверх видео накладываются интерактивные зоны, которые считываются при наведении и нажатии. Они будут активироваться в тот момент, когда ученику будет предложено выполнить то или иное задание.

5. Создание песочницы в реальном инструменте. У нас песочница довольно условна. Мы просто составили задания так, чтобы они не имели никаких негативных последствий для деятельности сотрудников, выполняющих реальные задачи.

6. Тестирование курса на фокус-группе, сбор обратной связи, исправление ошибок. Чтобы понять, насколько эффективный курс у нас получился, мы предложили пройти его людям из фокус-группы. Для этого, как правило, достаточно 5-10 человек. Важный момент: для полноты тестирования позаботьтесь о том, чтобы в фокус-группе были не только опытные ребята, но и новички, которые еще не успели познакомиться с темой.

Кратко о стеке ПО. Как я уже говорил выше, при создании курса моим основным инструментом был Articulate Storyline 360, многофункциональный редактор, позволяющий создавать учебный и интерактивный контент: диалоговые тренажеры, тесты, симуляции. Вы можете выбрать альтернативы вроде Adobe Captivate, CourseLab, iSpring Suite или других подобных решений. Для записи скринкастов мы использовали OBS, для монтажа — Adobe Premiere.

Если интересно, аппаратура для съемки видео с экспертом подробно описана мной в комментариях к этой статье: Как сделать обучающий видеоурок без сценария, суфлера и многочасовых репетиций? — Личный опыт на vc. ru

Результаты

1. Снижение количества запросов к аналитикам

По словам эксперта курса, после прохождения обучения сотрудники стараются решать свои задачи самостоятельно, а только затем приходят с вопросами. Теперь запросы к аналитикам носят более предметный и осмысленный характер.

2. Увеличение количества регистраций и активных пользователей в инструменте аналитики с момента выпуска курса

Скриншот ниже отражает среднее количество редактируемых внутренним пользователем графиков за одну сессию. Курс стартовал в марте, по картинке видно, что именно в этот момент повысилась вовлеченность пользователей. В среднем, сотрудники стали строить в 4 раза больше графиков, чем раньше, когда обучение осуществлялось с помощью вебинаров.

3. Повышение качества отчетов и докладов о проделанной работе за счет правильных аналитических данных

Аналитики подтвердили, что графики стали иметь более сложные фильтры и более наглядно отражать исследуемые феномены.

Подводные грабли и советы

Расскажу, что стоит держать в уме при подготовке такого онлайн-курса.

→ Изменения в используемом ПО

Наш курс был посвящен работе с внешним инструментом — облачной платформе по подписке — поэтому на изменения мы, увы, повлиять никак не могли. А нам «повезло»: за три месяца, что мы делали курс, платформа три раза сменила дизайн. Некритично, но неприятно. Представьте: скринкаст записан, интерактивные уроки готовы, а тут какая-то кнопка переезжает в другую часть экрана. Выход здесь только один: предупредить учеников, что могут быть нюансы.

→ Оценка уровня трудности заданий для разных категорий пользователей

У нас аналитикой данных может заинтересоваться почти любой сотрудник. У кого-то уже есть профильный опыт, а кто-то в первый раз увидел используемые инструменты. Чтобы не делать разные курсы для учеников разного уровня и избежать сложных ветвлений внутри, мы решили остановиться на модульной открытой структуре, поэтому курс можно начать с любого урока.

→ Баланс симуляторов и реальных инструментов

В нашем курсе симуляторы используются только на старте — в первом и начале второго урока. Потом — только реальный инструмент. На мой взгляд, наиболее оптимальным выглядит соотношение 30/70 или 35/65.

Полезные советы

Под занавес поделюсь парой полезных советов, которые я вынес после создания интерактивного курса по аналитике данных.

Больше обратной связи. Не скупитесь на подсказки и баннеры, которые помогут ученику понять, в правильном ли направлении он двигается. Чем больше — тем лучше. А если боитесь перегруза, то прячьте подсказки под типовые значки, чтобы они появлялись тогда, когда пользователю они будут действительно необходимы. Постепенно снижайте количество подсказок по ходу погружения.

Дробите на модули. Одна из самых частых ошибок при составлении образовательных курсов (в частности, для внутреннего использования) — огромное количество информации. В попытке поделиться экспертизой преподаватели нередко перегружают учеников. В идеале: одна тема — один урок — одно задание.

Создавайте безопасную среду для отработки навыков. Зная, что ничего нельзя сломать, ученик охотнее выполнит поставленную задачу.

Не ограничивайте количество попыток. В нашем курсе уже после первой попытки можно посмотреть правильный ответ. Можно придумать свою политику тестирования, но она в любом случае не должна быть жесткой.

Позитивное подкрепление. Ты молодец! Так держать! Осталось еще чуть-чуть! — пусть ученик чувствует поддержку преподавателя на всем пути обучения. Если есть возможность, можно даже записать соответствующие реплики голосом или в формате сториз и проигрывать их каждое 5/10/15-ое действие.

Создайте чат или коммьюнити, где ученики смогут общаться и обмениваться впечатлениями. Такие вещи не только позитивно влияют на образовательный процесс, но и помогают разгрузить преподавателя.

Если у вас остались вопросы, буду рад ответить на них в комментариях!

Павел Балышев,
методист образовательных проектов Garage Eight
преподаватель Кафедры педагогики и педагогической психологии СПбГУ

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда