{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Портфолио копирайтера: вообще всё, что нужно знать об этом копирайтеру

Нужно ли оно в целом, где брать первые тексты, если никогда не работал, на чём делать и как делать не надо

Привет! Меня зовут Илья Хоменко, я редактор, и иногда нанимаю копирайтеров для клиентских проектов. Мне приходится отсматривать сотни портфолио, и я могу уже за минуту сказать, смогу ли я работать с таким копирайтером или придётся попотеть.

У меня есть телеграм-канал про тексты, где я глупо шучу и пишу про работу. Можете подписаться и вернуться к чтению.

В статье я расскажу о своём видении идеального копирайтерского портфолио. Особенно будет полезно новичкам.

Что обязательно должно быть в портфолио копирайтера

Самый полный список того, что обязательно должно быть в портфолио:

👾 Ссылки на работы — чтобы было что посмотреть.

👾 Описание работ — чтобы было понятно, что вы делали на этом проекте.

👾 Контакты — чтобы было куда писать.

Всё.

Если не будет чего-то одного, портфолио уже становится так себе. Всё остальное опционально.

Описание работ — очень важный пункт. Не обязательно прям делать кейс из своей работы, часто это и не получится сделать. Обычно кейсы копирайтеров это «ну мне дали ТЗ, я написал статью. Заказчику понравилось». Копирайтеру, особенно начинающему, нечего рассказать про результаты, глобальные процессы и так далее.

Просто спокойно опишите, что вы делали:

  • Статья в блог оптовой компании «Как сэкономить на закупках». Пообщалась с экспертами, собрала фактуру и написала статью. Статья собирает органический трафик из поиска и приносит много клиентов.
  • Телеграм-канал эксперта по похудению. Каждую неделю созванивалась с экспертом, обсуждали контент-план на неделю, добывала фактуру. Также добавляла сами посты в отложку.
  • Рассылка с дайджестом статей. Раз в месяц отсматривал, что написали другие копирайтеры, и собирал всё это в один сборник. По каждой статье давал небольшое саммари, чтобы читателям не пришлось открывать каждую ссылку.

Всего этого достаточно, чтобы уже сделать неплохое портфолио, которое будет нестыдно скинуть клиенту или работодателю.

Что было бы неплохо добавить в портфолио

Здесь я собрал необязательные штуки, но если они будут в портфолио, будет круто.

👾 Фотография — ну приятно же на вас красивого(ю) посмотреть) Только не стоит выкладывать фотографии с отдыха с бутылкой мартини в руках. Но и фото на паспорт тоже так себе идея. Обычный портрет, желательно с улыбкой.

👾 Рассказ о себе — полезная штука, если есть что рассказать. Напишите, какие задачи вы любите, чем занимались, за что не возьмётесь никогда в жизни. Обязательно расскажите, чем можете помочь, особенно если не откликаетесь на вакансии, а заказчики сами находят ваше портфолио через поиск или соцсети.

Можно сделать примерно так:

«Коммерческий автор, редактор. Работал в Яндексе и Тинькофф, писал для блога, делал рассылки. Могу собрать лендинг на Тильде, сам сделаю дизайн. Больше всего люблю писать короткие форматы для соцсетей. Совершенно ничего не понимаю в IT и криптовалюте — с этими темами не работаю»

Но можно и подробнее, конечно. Только не увлекайтесь и не превращайте рассказ о себе в автобиографию.

👾 Цены — вот на этом моменте опытные начинают плеваться, типа «как можно сказать цену, если не вник в задачу». Да можно, если решаете однотипные задачи, типа статьи на VC, пост на несложную тему, письмо для рассылки. А кто-то и за знаки работает.

В своём портфолио я так и пишу, что не знаю, сколько будет стоить работа, потому что зависит от многих факторов. Но примерные цены такие-то. Это помогает сразу отсекать людей, у которых бюджет рассчитан под другие цены.

👾 Отзывы — тут я поймал себя на мысли, что у меня нет ни одного отзыва от клиентов. Но если вы их собираете, почему бы не показать.

На чём собрать портфолио

Необязательно делать отдельный сайт со своим именным доменом. Чаще всего в портфолио попадают, когда вы скидываете на него ссылку, поэтому его можно делать где угодно. Покажу лишь несколько примеров, где можно разместить портфолио бесплатно.

👾 Гуглдок. Обычный документ от Гугла. Размещаете там ссылки на свои работы, описываете, что сделали, рассказываете, кто вы такой, оставляете контакты — ничего сложного.

Вот пример хорошего портфолио копирайтера в Гугл Доке. Можно смело ориентироваться на него.

👾 Барт. Это конструктор сайтов, очень приятный. Вообще не нужно каких-то особых знаний и умений в дизайне, всё понятно интуитивно. Будет красиво, даже если красиво делать не умеете.

Ссылка: https://bart.id

👾 Ноушен. Это сервис для планирования и заметок. Если разобраться, как им пользоваться, то можно получить неплохое портфолио.

Ссылка: https://www.notion.so/

👾 Тильда. Ещё один конструктор сайтов. Можно бесплатно сделать приятный одностраничник. А если ещё и заплатить за него, то с помощью прямых рук можно сделать портфолио невероятной красоты.

Ссылка: https://tilda.cc/ru/

Вообще, можно использовать любой конструктор сайтов, просто Тильду я люблю больше всего за простоту и функциональность. Моё портфолио лежит на Гугл Сайтах (да, такое тоже есть).

👾 Телеграм-канал. Видел портфолио, где копирайтеры создают канал и постят туда свои работы. Мне такое не очень нравится, потому что это непривычно и не очень удобно. Но если сделать классную навигацию, то почему бы и нет.

На чем портфолио лучше не делать

pdf, Word или другие файлы. Не надо скидывать портфолио любым отдельным файлом — оно должно быть доступно просто по ссылке, чтобы его можно было открыть в браузере.

Во-первых, это неудобно. Нужно скачать, найти, куда оно скачалось, открыть. А если у работодателя нет этой программы, то вообще будет грустно.

Во-вторых, некоторые принципиально не скачивают файлы от незнакомых людей. Вдруг там вирус.

Гугл Диск или любое другое облачное хранилище. Потому что там нельзя добавить описание к работам, что вы сделали, какая была цель. Это просто список ваших работ. Даже если он хорошо структурирован, всё равно придётся долго искать, открывать и додумывать, что вы там конкретно сделали.

Облачное хранилище подойдёт, чтобы хранить там свои работы для себя. Написали текст → закинули на диск. И то, я предпочитаю хранить работы в обычном Гугл Доке, чтобы сразу написать цели, задачи и что сделал.

Какие тексты класть в портфолио

Чтобы лучше всего объяснить свою мысть, зайду через аналогию.

У всех же есть дома наше национальное достояние — пакет с пакетами? Пришёл с магазина — положил, забрал посылку с WB — ещё один красивенький пакетик в коллекцию.

У меня дома уже все пакеты даже в пакет не помещаются — выделил под это дело отдельную полку в тумбочке. И теперь, когда мне нужен пакет, я открываю тумбочку и оттуда всё вываливается прям на пол. И вот сижу, выбираю, с каким пакетом мне сходить на мусорку.

А теперь взглянем на портфолио некоторых копирайтеров. Много кто кладёт вообще все работы в портфолио — обычно это ссылка на Гугл Диск. Открываешь и офигеваешь — 50 лендингов, 100 постов, 200 статей, и ещё миллион на подходе.

Как среди всего этого разнообразия мне, как редактору, оценить уровень копирайтера? Кажется, что легко — открыл любую работу и смакуешь, как пельмешки с майонезом и соевым соусом. Но нет, почему-то так не работает.

Искренне считаю, что в портфолио должны лежать только лучшие работы, либо те, о которых есть что рассказать. Сделал посредственную работу — положил себе куда-то в отдельный док, чтобы не забыть, сделал клёвую работу — положил в портфолио.

Где брать тексты для портфолио, если никогда не работал копирайтером

Круто, когда портфолио состоит только из рабочих кейсов. Но новичкам можно учиться и параллельно уже откликаться на вакансии с примерами своих работ. Вот откуда можно брать первые тексты.

Завести свой блог. Я сейчас говорю не про блог о копирайтинге, а про тему, которая вам интересна.

  • Например, вы любите домашние цветы: постоянно что-то покупаете, пересаживаете, ищите семена, опрыскиваете. Так и пишите об этом. Заведите блог на тему домашних растений, пишите экспертные посты, типа как ухаживать за фиалкой, какие удобрения лучше никогда не покупать или почему земля с клумбы не подходит для фикуса.
  • Или вы долго работали продавцом в магазине. Пишите, как обманывают покупателей, почему просрочка иногда попадает на прилавок, почему без Гали не провести отмену.

Дальше дело техники. У вас уже будут тексты — вот их и показывайте будущим работодателям.

Вы научитесь не только писать, но и поймёте, какие тексты лучше заходят аудитории, что им нравится. Ну и продвигаться, само собой.

Придумать самому. Никто не запрещает выдумать своё ТЗ и работать по нему. Например, когда у меня не было в портфолио лендингов, я выдумал школу английского языка для детей и сделал ей прототип сайта. А потом сделал и дизайн. Сейчас мне кажется, что получилось так себе, но зато была готовая работа.

Создайте сами себе заказчика, название статьи, ограничения, формат и всё что угодно. Даже не обязательно говорить, что это выдуманный проект, если не спросят.

Делать тестовые. Много где дают тестовые сразу в вакансии. Обычно это небольшие и несложные задания, но их можно дополнить, нормально оформить и положить к себе в портфолио.

Переделать что-то. Часто это делают дизайнеры, но никто не мешает копирайтерам. Увидели плохую статью — переписали так, как нравится вам. Зашли на неудобный сайт с непонятными инструкциями — переделали. А ещё потом это всё можно попытаться продать тем, с кого переделывали.

Можно даже брать статьи и сайты известных компаний. Так у вас в портфолио может появиться лендинг Яндекса или Сбера.

Написать в Т—Ж. В Тинькофф—Журнал может написать любой желающий, и в некоторых случаях получить за это деньги. Главное — ваш уникальный опыт. Почитайте пост напрямую от редактора Т—Ж, как это можно сделать.

А нужно ли вообще портфолио

Считаю, что портфолио — вообще необязательная вещь. Я несколько лет работал без портфолио, потому что оно было не особо нужно. Ну и лень, само собой.

Заведите себе отдельный Гугл Док со всеми своими работами. Это не для заказчиков — просто ваш документ, который вы никому не будете показывать. Когда написали статью, добавили туда ссылку и написали, что сделали, какая была цель, что получилось, что конкретно выполняли по шагам — а то потом забудете.

И когда потребуется портфолио, собирайте его конкретно под заказчика. Например, если нужно делать лендинги для онлайн-школы, сделали док, быстро добавили туда ссылки на лендинги, и скинули заказчику. Это будет даже лучше, чем одно портфолио с разношёрстными задачами.

Ещё кое-что важное

Нельзя просто написать текст и тут же добавить его в портфолио. Иногда бывает, что заказчики против. Может, продукт ещё не выкатили, или заказчику важно, чтобы все думали, будто это он написал.

Спросите, можно или нет добавить эту работу в портфолио. Лучше всего делать это перед тем, как начать работу, потому что если текст публиковать нельзя, то это повод слегка повысить цену.

Это был раздел из бесплатного гайда «Как найти работу копирайтеру». Скачать без подписок и донатов можно в моём телеграм-канале по этой ссылке. Там всё, что нужно для поиска работы: где её искать, что важно заказчикам, как делать тестовые, куча лайфхаков.

Ну или просто можете зайти и подписаться на мой канал «Мам, я копирайтер». Там я много шучу и много чему учу.

0
5 комментариев
Алексей Пахомов

Отличный совет про гугл док документ с выполненными работами, спустя время можно и работу над ошибками провести

Ответить
Развернуть ветку
Илья Хоменко
Автор

Да, можно классно посмотреть, как ты растёшь. Сразу видишь, что первые тексты получались так себе, а вот сейчас в принципе неплохо. Это сильно мотивирует

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Симанова

А как вы себе работу без портфолио-то искали? Или это уже в платной версии гайда стоит искать?)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Хоменко
Автор

А там же чуть ниже написано. В Доке под конкретного заказчика выбирал штук 5 работ и присылал в качестве портфолио

Ответить
Развернуть ветку
Нина Бенуа

Из магазина. Пришёл из магазина.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда