{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Советы по эффективному взаимодействию с ассистентом: Как правильно ставить задачи и контролировать их выполнение

Зачастую руководитель нанимает ассистента, чтобы разгрузить себя, снизить личный контроль по проекту и передать часть ответственности. Бывают и ассистенты, функционал которых может кардинально отличаться от общепринятых задач. Но всё же контролировать ассистента и направлять его задачи — важный момент в сотрудничестве: он полезен обеим сторонам для объективности и прозрачности работы. Если вам как руководителю в определённый момент покажется, что ассистент делает что-то недостаточно хорошо или неэффективно, то при личном общении вы сможете обратиться к объективным фактам. Ассистент со своей стороны сможет посмотреть на эти факты и у него не останется мыслей, что руководитель субъективен и что-то себе выдумывает. Я рекомендую следующий подход к сотрудничеству с ассистентом:

1. Фиксируйте задачи в письменном виде

Идеальный вариант: не в Телеграмме, Вотсапе и других мессенджерах, поскольку задачи потеряются среди переписок, документов и прочих сообщений. Лучше заведите мультиплатформенный планировщик задач, чтобы он был доступен с любого устройства, где бы вы или ваш ассистент не находились.

Если вы не хотите вписывать задачи, сильно заняты или просто не любите системность, вы можете поручить ассистенту самостоятельно заносить задачи в планнер. Каждый раз, когда вы даёте ассистенту задачу, неважно, написали вы её в мессенджере, проговорили на созвоне или в любой другой коммуникации, ассистент должен будет занести задачу в планировщик в раздел to do.

Не забывайте заносить не только задачу, но и результаты работы. Например, если вы попросили ассистента сделать контент-план и отправить ссылку на документ в мессенджер по готовности. Будет круто, если вы или ассистент дополнительно продублируете не только саму задачу, но итоги работы в планировщике, чтобы вся информация была в одном месте и её было легко найти.

Ниже мы рассмотрим несколько популярных программ, но их список практически безграничен. Остается выбрать подходящий планировщик под ваши потребности (Или поручить выбор ассистенту)

— Todoist

Надежный и удобный планер с разнообразными возможностями и множеством опций. В планере можно разделять задачи по нескольким проектам, вставлять теги и менять темы.

Преимущества:

  • Интеграция с Google Drive, Dropbox, Apple Maps и др.
  • Можно прикреплять вложения разных форматов
  • Есть шаблоны задач, а также трекер продуктивности со статистикой
  • Есть базовая бесплатная версия. Полный функционал доступен за небольшую оплату (6 долларов в месяц)

— Google Tasks

Программа планирования от Google представляет собой простой и хорошо разработанный инструмент, который может синхронизироваться на нескольких устройствах через облачное хранилище. Она функционирует через учетную запись Google и интегрируется с другими продуктами компании (Gmail, Календарь, Chat, Диск, Google Документы, Таблицы и Презентации)

Преимущества:

  • Простой и понятный интерфейс
  • Предусмотрено резервное копирование: вы не потеряете информацию, даже если потеряете телефон
  • Работает даже в оффлайн режиме, если данные сохранены на телефон
  • Абсолютно бесплатно

— Notion

Notion — это универсальный инструмент для организации и управления информацией. Он предоставляет возможность создавать и редактировать заметки, to-do листы, таблицы, базы данных, проектные доски и другие типы документов, которые можно гибко организовывать в виде блоков. Сложноват для понимания в первое время работы, но полностью стоит пары часов, выделенных на разбор функционала.

Преимущества:

  • Подходит не только для ведения списка дел, но и хранения и управления информацией, чтобы ничего не потерялось: таблицы, канбан доски, диаграммы Ганта, галереи, календарь
  • Гибкая настройка всего функционала: доступна кастомизация, командная работа с разным уровнем доступов, шаблоны, интеграции и др.
  • Многоуровневость — одна страница может содержать в себе множество подстраниц с разными форматами.

Помимо количественного показателя в работе (число и список задач), не забывайте о качественном показателе. Существуют само собой разумеющиеся подзадачи, которые не нуждаются в отдельном обсуждении, но они очень важны: тон и вежливость коммуникации, время нахождения на связи, оперативность ответа и т.д. Я рекомендую в таком случае попросить ассистента составить небольшой регламент по взаимодействию с вами и вашим бизнесом и занести его в планировщик, чтобы он всегда был на виду.

2. Чётко ставьте задачи

В первое время работы с ассистентом постарайтесь чётко ставить задачи и максимально подробно описывать тот результат, который вы хотите получить.

Случай из практики: клиент поделился, что ассистент неправильно выполнил работу. Стали разбираться: ассистенту поставили задачу собрать конкурентов. Он собрал, но не так собрал и не так представил — данные нужно было собрать в таблицу. А клиент расстроился: ассистент классный, но коннекта не нашли. И это нормально: мы все по разному привыкли воспринимать информацию, у каждого человека есть своя система “правильности” заполнения и прочие мелочи, которые существенно влияют на прогресс сотрудничества. Именно поэтому очень важно в самом начале не лениться составлять задачи и не ожидать от ассистента способностей к телепатии.

Например, я очень люблю, когда мне отправляют ссылку на Google-диск или на Google-документ и меня очень расстраивает, если я получаю файл в другом формате, будь то Word или Excel, потому что такие файлы нужно скачивать, редактировать и отправлять обратно. Процесс работы затягивается, правки теряются, в переписке получается куча лишних файлов и всего этого можно легко избежать, поэтому я всегда заранее запрашиваю информацию именно в гугл-файлах.

Бывают ситуации, когда ассистенту ставят задачу, о которой ранее не договаривались. Конечно, у ассистента широкий список задач, но если вы брали ассистента на какие-то аналитические задачи, то, скорее всего, вы наняли необщительного и скрупулезного человека, поэтому не стоит ожидать от него совершения звонков и продаж. Вам может показаться, что у вас плохой ассистент, хотя на самом деле стоит просто пересмотреть его функционал или нанять второго человека. Не стоит увольнять человека из-за того, что он не справился с теми задачами, о которых вы заранее не разговаривали. Особенно если это кардинально разные задачи.

Задача должна подходить ассистенту по уровню, поэтому не стоит давать джуну задачу по составлению годового отчёта и ждать от него «вау» результата. Скорее всего, ему будет необходима ваша помощь и ваше участие в решении задачи, об этом подробнее поговорим ниже.

Существует множество техник постановки задач и большинство из них широко известны. В этой статье рассмотрим самые основные: SMART и HD-RW-RM.

1) SMART изначально создавалась как система постановки целей, но отлично подходит к задачам. Каждая буква в слове имеет своё значение:

  • S: Specific – конкретная; Прописываем, какой результат ожидаем и каким способом ассистент сможет его добиться.
  • M: Measurable – измеримая; Указывайте цифры/сроки/число, которое ожидаете.
  • A: Achievable – достижимая; Задача может быть амбициозной, но обязательно выполнимой, поэтому очень важно держать этот пункт на контроле. Ассистент должен обладать достаточным уровнем подготовки, чтобы справиться с задачей.
  • R: Relevant – значимая; Покажите важность выполнения задачи, расскажите, почему она важна и чему поможет.
  • T: Time bound – ограниченная во времени. Указывайте срок выполнения задачи. Это важный пункт, мы обсудим его чуть ниже.

Например, вы разработали программу и хотите поручить ассистенту поиск инвесторов. Правильно сформулированная задача будет выглядеть следующим образом:

Задача: Поиск инвесторов для проекта в области программирования

Необходимо найти как минимум 10 квалифицированных потенциальных инвесторов и предоставить мне информацию о их компаниях, предыдущих инвестициях, интересах и доступной сумме инвестиций. Найденные инвесторы должны быть потенциально заинтересованы в финансировании проекта в области программирования и быть готовыми внести финансовые вложения.

Данные собери в эксель-таблицу. В работе используй исследовательские навыки и умение проводить качественный анализ рынка, чтобы определить релевантных игроков в инвестиционной сфере программирования.

Задача должна быть выполнена в течение 2 недель с момента получения задания.

2) HD-RW-RM — метод, который обеспечивает исполнителю полную информацию, не пропуская важных деталей. В некоторой степени пересекается со SMART, но учитывает информационные блоки ТЗ, а не только критерии.

Буквы аббревиатуры представляют разделы шаблона, которые удобно заполнять для выполнения задачи:

  • H: Header – заголовок, определяющий что нужно сделать;
  • D: Description – описание, вводящее в контекст задачи и детали;
  • R: Result – результат, описывающий критерии, по которым будет определено, что задача выполнена;
  • W: Way – путь, указывающий с чего начать или содержащий четкий алгоритм с контрольными точками;
  • R: Redline – время и приоритет
  • M: Motivation – мотивация, объясняющая важность результата для постановщика, исполнителя и других заинтересованных сотрудников.

Основное отличие этого метода состоит в блоке «Мотивация» — понимая мотивацию, исполнитель может отнестись к выполнению задачи более ответственно.

Как вы могли заметить, в любом шаблоне по задачам отдельно выделяется приоритет. Это очень важный пункт, который мы хотим обсудить отдельно.

3. Выстраивайте приоритетность по задачам

Одна из самых распространенных причин игнорирования или невыполнения задач для любого человека – неправильная организация приоритетов. Мозг устроен таким образом, что изначально мы приступаем к выполнению самых простых задач, потому что мозгу хочется быстрой награды в виде дофамина. Приоритезация – сложный процесс, в нём необходимо учесть множество факторов, а люди склонны считать все задачи равнозначными. Это приводит к искушению вообще отказаться от установки приоритетов. А когда мы игнорируем важные задачи — страдает бизнес. Поэтому важно приучить себя и ассистента к приоритезации задач.

В выставлении приоритетности задачи помогает матрица Эйзенхауэра. С помощью неё вы можете разделить все задачи по 4 критериям:

  • Важно и срочно — это приоритетные задачи, напрямую связанные с целями и ценностями компании. Такие задачи не терпят отлагательств, и если не сделать их сейчас, то можно не делать вообще.
  • Важно и не срочно — основной пул задач, которые помогут в достижении целей.
  • Не важно, но срочно — как правило, это задачи, которые легко делегировать любому сотруднику. Их нужно выполнить, но они никак не влияют на достижение целей.
  • Не важно и не срочно — это задачи, от которых в целом можно отказаться.

Самый важный критерий срочности это не дедлайн, а возможные потери от того, что задача не решена. Критерий важности задачи — её влияние на будущее.

Предположим, у ассистента уже есть важные и длительные по исполнению задачи, но в среду вы поставили новую и очень важную: подготовить презентацию на встречу с партнерами на английском языке. Встреча пройдёт уже в пятницу, то есть преза нужна за два дня. Для вашего бизнеса эта задача и важная, и срочная, потому что встреча с клиентом может принести большой чек и выход на международный рынок. Но у ассистента уже есть не менее важные задачи, которые занимают всё рабочее время. В таком случае правильнее будет сказать, что подготовка презентации является наиболее приоритетной, а часть задач можно перенести.

Вы также можете попросить ассистента напоминать об уровне его загруженности или запрашивать приоритет при постановке задачи. Кстати, приоритет очень удобно выставлять при внесении задач в планировщик.

4. Проговаривайте дедлайны

Всегда проговаривайте и обсуждайте дедлайны, даже если задача не срочная и не важная. Здесь работает психологический фактор: задачу с дедлайном тяжело не выполнить или сделать плохо.

Ставить дедлайны при делегировании задач важно по нескольким причинам:

1. Дедлайн помогает организовать рабочий процесс и позволяет эффективнее управлять своим временем. Задачи с определенными сроками выполнения помогают избежать затягивания процесса и прокрастинации.

2. Установка дедлайна помогает быть более ответственным и дисциплинированным в своей работе, а также у ассистента формируется ощущение проектной деятельности. Когда ассистент знает, что его задача должна быть выполнена к определенному сроку, это повышает мотивацию и сознательность в работе.

3. Дедлайн помогает устранить неопределенность и неясности в рабочих процессах. Когда ассистент знает, когда ожидается выполнение задачи, снижается возможность недоразумений и конфликтов, связанных с временными рамками.

Если вы тревожный человек и считаете, что без вашего контроля все задачи останутся висеть голым списком и без вашего присмотра команда не будет работать, то дедлайны — это ваш вариант. Благодаря отмеченным выполненным задачам в планировщике вы сразу сможете оценить продуктивность ассистента.

5. Договоритесь об отчётности

Далеко не все руководители готовы постоянно держать руку на пульсе, тем более, что с опытным ассистентом постоянный контроль не нужен, поэтому в начале сотрудничества попросите ассистента предоставлять плановый отчёт за определённый период (неделя/две недели/месяц) в удобном для вас формате.

Например, бывает такое, что на день у ассистента куча мелких задач и одна большая — написание 10 текстов. Вы или ваш помощник занесли их в планнер, ассистент сделал быстрые задачи и отметил как выполненные в планировщике, их видно наглядно. В тоже время объёмная задача постоянно переносится и прогресса по ней будто нет.

Поэтому отчёт позволит отслеживать продуктивность по выполнению громоздкой задачи: на прошлой неделе ассистентом было написано 2 из 10 текстов, а на этой он прислал вам ещё 5 и всё это вы видите в документе. Таким образом, задача не просто переносится в списке задач до полного выполнения, вы видите прогресс по ней.

6. Заведите привычку регулярной коммуникации

В начале сотрудничества очень важно не лениться и уделять как можно больше внимания ассистенту: водите его с собой на созвоны и встречи, делитесь новыми идеями по проекту, рассказывайте, чем сейчас занимаетесь в бизнесе и объясняйте своё видение проекта. Даже если вы считаете, что пока рано вводить ассистента в определённую часть проекта, лучше это сделать сейчас, чем потом с нуля объяснять все аспекты работы.

Регулярная коммуникация на самом деле полезна для всех:

  • Ассистент понимает, что вы вовлечены в работу с ним и он не существует сам по себе;
  • Вы сможете передавать больше задач ассистенту в будущем, так как он будет видеть, как вы работаете и как мыслите, будет перенимать ваш предпринимательский опыт для решения задач.
  • В конечном итоге общий тонус работы улучшится

Коммуникация важна в той же мере, что и отчётность по задачам, поэтому мы советуем установить железную переодичность по созвонам. Например, бывают проекты, на которых созвоны необходимы каждый день или даже несколько раз в день. Но даже если у вас нет такого объёма задач, то договоритесь созваниваться по понедельникам и получать отчёты за неделю по пятницам.

7. Давайте фидбек по задачам

Обратная связь не менее важна, чем отчётность или общий контроль. Давать обратную связь по задачам важно по нескольким причинам:

1. Обратная связь помогает исправить ошибки и улучшить работу. Она позволяет указывать на недочёты и давать рекомендации по улучшению, что поможет сделать работу более эффективной. Возможно, что в переписке ассистент не до конца понимает, что он делает не так, поэтому важно проговаривать ошибки на созвоне, а не рубить с плеча и искать нового ассистента. Ассистент сможет задать уточняющие вопросы, а вы можете задать ему временные рамки для исправления.

2. Обратная связь показывает, что делается правильно. Когда задачи выполняются хорошо и вы об этом говорите, вы поощряете способность ассистента работать качественно и с энтузиазмом, дополнительно мотивируете на работу.

3. Правильно выдаваемая и принимаемая обратная связь способствует улучшению взаимоотношений. Она помогает выработать взаимопонимание и установить доверительные отношения.

В целом, обратная связь по задачам является важным инструментом для повышения эффективности работы, развития навыков, мотивации и улучшения коммуникации.

Чтобы дать конструктивную обратную связь:

  • Будьте конкретны. Описывайте то, что видели и подтверждайте примерами.
  • Будьте объективны. Говорите, что было хорошо, а что можно улучшить.
  • Будьте конструктивны. Давайте полезные советы и выдвигайте идеи.

Существует универсальное правило по постановке сложных задач. Это правило идеально для начала работы с ассистентом:

  • Сначала вы показываете, как должна быть выполнена задача;
  • Затем вы вместе выполняете задачу;
  • А уже после ассистент работает по задаче самостоятельно.

В любом случае, если ассистент впервые сталкивается с какой-то задачей в работе и не важно, делаете вы её совместно или помощник выполняет её самостоятельно — не скупитесь на фидбек.

В завершении хочется сказать, что ассистент — это не робот, который умеет делать всё и даже больше. Бывает, что ассистента нужно где-то вырастить, где-то подтолкнуть, отправить на обучение или лично помочь с решением задачи. Но вложения всегда окупаются: спустя небольшой период времени вы получите сотрудника, которому сможете делегировать любые задачи.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда