{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Твоё слово против моего: как понять, кто прав, а кто виноват, в спорных ситуациях

Всем привет! Это Андрей Фитисов директор по развитию сервиса автоматизации поддержки ITSM 365.

В споре рождается истина, но когда они случаются каждый день, то это мешает рабочему процессу. Рассказываю, почему сотрудники конфликтуют, как быть, если споры участились.

Почему возникают конфликтные ситуации

Рассказываю, из-за чего зарождаются разногласия в коллективе.

Сотрудники не могут обсудить проблемы с руководством

Во многих компаниях у сотрудников нет официальных способов донести свои переживания до руководства. Ловить управляющего в коридоре или звонить ему на личный номер — не самая лучшая идея. Работники вынуждены держать мысли и эмоции при себе, накапливая обиду. А недосказанность, рано или поздно, приводит к конфликту.

Регламенты отсутствуют или непонятно написаны

Если задачи и способы их выполнения формально не закреплены, в компании возникают трудности. Сотрудники сталкиваются с неопределенностью в рабочих процессах и не могут полноценно выполнять поручения.

В то же время руководители ожидают оперативного решения задач от сотрудников. Когда их ожидания не оправдываются, управляющие ошибочно считают, что подчиненные не достаточно компетентны или не проявляют должной преданности работе. В итоге недопонимание приводит к конфликту.

Непризнание ценности сотрудника

Для многих работников главная мотивация (помимо финансовой) — это ощущение своей ценности для компании. Если идеи подчиненных не доходят до руководства или игнорируются, создается напряженность и недовольство в команде, что вызывает разногласия.

Работа ведётся удалённо

С одной стороны, при удаленной работе в коллективе меньше поводов для конфликтов. Взаимодействие коллег становится более аргументированным и формализованным: сотрудники общаются только по конкретному поводу, используя шаблоны для коммуникации.

Но с другой стороны, удаленная работа часто скрывает разногласия в команде. Из-за невозможности выпустить пар лицом к лицу, конфликт проживается каждым сотрудником отдельно. В итоге спор переходит в стадию, когда его уже нельзя решить так же непринужденно, как при работе в офисе.

Как предотвратить конфликты при помощи автоматизации

Большую часть конфликтов можно предотвратить, создав условия удобной коммуникации, обратной связи и доступа к знаниям компании. Это можно сделать, внедрив автоматизацию в процессы бизнеса. Ниже — шесть преимуществ системы автоматизации как средства для предупреждения недопониманий в команде.

Понятные каналы коммуникации

Автоматизация бизнеса создает официальные каналы коммуникации между сотрудниками и руководителями. Каждый знает, что для регистрации замечаний или предложений есть место, где обращение будет услышано. Это может быть бот в Telegram или сообщения в email — важно, чтобы сотрудники имели доступ к удобным инструментам для выражения своих идей и конструктивной обратной связи.

Легкий доступ к регламентам и базам знаний

Например, сервис дески упрощают доступ к регламентам и базам знаний за счет облегченного поиска и объединения данных в одном хранилище. В свою очередь, возможность обратиться к знаниям компании делает работу для сотрудников, в том числе новых, более понятной.

Снижается вероятность конфликтов, основанных на недостаточной осведомленности о процессах организации. К примеру, сотрудники с первых дней знают, как в случае чего отпроситься с работы пораньше или взять отгул — это снижает напряженность в коллективе.

Автоматизация встреч

Часто в компаниях установлены регулярные встречи по разным вопросам. К примеру, в ITSM 365 мы устраиваем периодические собрания подчиненных с руководством для анализа карьерного развития. На них обсуждаются рабочие и личные цели, обратная связь, оценка компании.

За неделю до собеседования сотруднику отправляется автоматическое напоминание. Его просят выделить цели на будущее и оценить результаты работы — подготовиться к встрече. Автоматизация таких и других процессов помогает снизить вероятность конфликтов, вызванных забывчивостью и невнимательностью работников в отношении корпоративных процедур.

Сбор обратной связи

Периодический сбор обратной связи полезен как сотрудникам, так и руководителям. Первым это дает ощущение своей ценности в компании, а вторым — возможность оптимизировать рабочие процессы.

Система автоматизации позволяет собирать обратную связь регулярно и методично: например, программа напомнит, что можно оценить качество решения конкретного обращения или раз в месяц, полгода или год напомнит сотрудникам оценить рабочую среду в целом. Более того, с автоматизацией легко анализировать фидбэк в динамике — это полезно для подведения итогов и постановки целей компании.

Анализ загруженности сотрудников

Часто конфликты на работе возникают из-за непонимания распределения ресурсов. Управляющим сложно отследить загруженность и результаты работы сотрудников.

К примеру, один наш клиент не мог добиться от руководителя, чтобы ему дали больше сотрудников в подчинение. Без конкретных цифр разговоры превращались в такую картину: работник говорил о нехватке ресурсов, а руководитель, ответственный за распределение бюджета, отвечал, что проблема в недостаточной продуктивности отдела.

Внедрение автоматизации с регулярной отчетностью показало необходимость привлечения новых сотрудников в отдел. В отчете было видно, что объем заявок и производительность растут, но людей не хватает. Клиент привел динамику обращений и смог убедить руководителя увеличить кадровый состав.

Вместо вывода: как вести себя во время конфликта с подчиненными

Если предотвратить конфликт не удалось — важно разрешить его правильно. Ниже приведу советы руководителям во время спора с работниками.

Внимательно слушайте. Во время конфликтов важно полноценно выслушать сотрудников. Это нужно как для того, чтобы глубже понять суть проблемы, так и для того, чтобы показать подчиненным, что их мысли ценятся и уважаются.

Избегайте обвинений и критики. Конфликт с сотрудниками — это отличная возможность улучшить процессы, которые вызывают трудности. При споре стоит аккуратно высказывать обратную связь, потому что излишняя критика может снизить инициативность работника и воздержать его от высказывания предложений в будущем.

Помните о своих обязанностях. Как руководитель, вы должны принимать решения и поддерживать достижение целей организации. Не позволяйте стремлению сгладить углы повлиять на ваши приоритеты.

***

Кстати, мы ещё ведём телеграм-канал :)

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Вадим Д.

Тут всё понятно. Что делать, если уже вовсю идёт драка типа «департамент на департамент» и в ход пошли кофеварки и картриджи от принтеров? (-:

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фитисов
Автор

Ответ очевиден: выбирать кофеварку :)

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

И лупить картридженосцев!

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Чтобы в коллективе не было конфликтов совсем, наверное, нужно набирать киборгов, но по причине отсутствия оных, на руководителя ложится задача — иногда обращать внимание на кислотность среды в коллективе и по мере превышения допустимого порога принимать участие в оперативном урегулировании конфликта, чтобы не допускать эскалации.

Для этого можно использовать таск-трекеры с возможностью проведения видео-звонков, например наш :)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фитисов
Автор

Вряд ли один инструмент тут поможет. Видеозвонки — это хорошо, но помимо них нужно иметь и другие инструменты — видеть всю историю ситуации в развитии, участвующие стороны и коммуникации по спорному вопросу, связь с другими процессами и их участниками и т.д.

Чем сложнее процессы внутри компании, тем более функциональный инструмент для этого нужен. И тут сервис деск — более подходящее решение, как мне кажется.

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Чем сложнее процессы внутри компании, тем большее внимание стоит уделить выбору инструмента. Если выберите решение. которое скорее похоже на самый большой швейцарский нож с тысячей примочек, то это, скорее всего, приведет к путанице в компании, чем упростит процессы :)

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Demyanov

Здесь скорее не про один продукт, а про выстроенную автоматизацию с применением нескольких решений для достижения общей цели.
В свое время внедрив ВКС и договорившись о регулярных синхронах мы значительно повысили уровень доверия между командами. Но одной ВКС не ограничишься. Любые договоренности нужно закреплять и контролировать (например, SLA и качество исполнения заявок/задач), а это уже другой инструмент.
Поэтому соглашусь в следующем - швейцарский нож искать не нужно. Важно разобраться в цели и задачах, а затем подобрать нужные инструменты.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

ХитрО 😉
Кстати, если серьёзно, соглашусь — из подобных, порой неочевидных и непрямых вещей, складывается, в том числе, и микроклимат коллектива.
Дай людям убогий корпоративный мессенджер или жуткую систему управления проектами, которые приходится преодолевать — вот и будет накапливаться неприязнь к ним, а потом и к коллегам, которые не могут обрабатывать или доносить информацию.

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Именно поэтому так важно выбрать систему, которая будет подходить именно вам :)

Ответить
Развернуть ветку
Всеволод Неделюназад

О, да, конечно, я всегда прав! Ведь у меня самоирония!

Ответить
Развернуть ветку
Кирия Ткачев

Как разрешить споры и понять, кто прав? Важно выслушивать и аргументировать свою точку зрения.

Ответить
Развернуть ветку
Леня Фирсов

Споры и разногласия - неотъемлемая часть нашей жизни, важно находить компромиссы!

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Селиванов

Из опыта знаю, что в спорах важно слушать и понимать друг друга!

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Demyanov

Я рассматриваю конфликт как способ решения проблем. Иногда без конструктивного конфликта никуда, потому что замалчивание и игнорирование проблем рано или поздно приведет к взрыву или, что хуже, превратит организацию в гнилое болото.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда