{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Функции vs эмоции: как перестать увольнять нанятых по ошибке

Масштабировать стартап после того, как создан MVP, бывает непросто. Команду проекта приходится не только расширять, но и достаточно серьезно перестраивать. Почему в этот момент нужно сделать ставку на организационный дизайн и чем такой подход отличается от классического рекрутмента, рассказывает Евгения Шкуратова, директор по организационному развитию международной инвестиционной компании Digital Horizon.

Недавно компания Notion Capital попыталась выяснить, в какой последовательности стартапы, ставшие «единорогами», нанимали разных специалистов. Оказалось, в первую очередь фаундеры искали лидеров в области технической разработки и продаж. А вот специалистов по маркетингу, финансам и операционному управлению привлекали в разном порядке.

Результаты этого исследования еще раз подтверждают, что нет единой инструкции, как превратить стартап в компанию с миллиардной капитализацией, каждому бизнесу нужно искать собственный путь. И в этих поисках может помочь организационный дизайн.

Организационный дизайн ― по сути, карта, на которой обозначено, как планирует развиваться компания: какие ей потребуются функции и ресурсы на каждом этапе роста, в каком объеме, с какими затратами и откуда планируется взять средства. Например, в первый год основная задача стартапа ― проработка концепции продукта и создание MVP. В этот момент нужны сильные программисты, продуктологи и маркетологи, а по мере повышения интереса инвесторов к стартапу все важнее становится выстраивание финансово-юридической стороны бизнеса.

Часто фаундеры держатся за людей, с которыми работают с первых дней, и пытаются «натянуть» на них новые, неподходящие роли.

Однако, во-первых, не всегда подключение новых функций происходит настолько последовательно, поэтому, если фокусироваться только на настоящем времени, можно упустить момент, когда потребность в изменениях станет критичной для следующего этапа роста. Во-вторых, необходимые перемены в структуре бизнеса могут быть болезненными для команды. Часто фаундеры держатся за людей, с которыми работают с первых дней и пережили много сложных моментов на этапе создания MVP, и пытаются «натянуть» на них новые, неподходящие роли. К сожалению, в итоге это плохо сказывается и на отношениях между людьми, и на бизнесе. Избежать такого развития событий как раз и помогает организационный дизайн.

Функциональный подход к рекрутменту дает стартапу больше устойчивости и одновременно адаптивности.

Задача оргдизайна ― не только выявлять потребность бизнеса, но и предвидеть грядущие изменения, поскольку каждая функция развивается и корректируется по мере роста компании. Например, со временем потребность в разработчиках может уменьшиться, а в сейлзах ― увеличиться. Или если маркетинговые исследования покажут, что финтех-решение будет более востребовано в Латинской Америке, а не в Европе, возможно, потребуется обновить команду сейлзов, добавив специалистов с релевантным опытом. Такой функциональный подход качественно меняет процесс рекрутмента и формирования команд, дает стартапу больше устойчивости и одновременно адаптивности.

Оргдизайн показывает, насколько нужны функции ― part-time, full-time или на пару месяцев, и именно на таких условиях и происходит найм.

Рекрутмент, основанный на организационном дизайне, позволяет нанимать сотрудников, исходя не из личных предпочтений, эмоционального отношения менеджера к кандидатам, а из понимания, какие функции и в каком объеме нужны в каждый момент для подъема конкретного бизнеса. На интервью учитывается, что человек может привнести в компанию сразу, а также в перспективе. Оргдизайн показывает, насколько нужны функции ― part-time, full-time или на пару месяцев, и именно на таких условиях и происходит найм. Не нужно брать человека в штат, а через полгода, когда потребность в его функциях отпадет, думать, куда его перевести и чем занять. Таким образом, и анализ резюме, и собеседования становятся более объективным, а взаимоотношения в команде более открытыми и честными.

Анализ резюме и собеседования становятся более объективным, а взаимоотношения в команде более открытыми и честными.

Мы в Digital Horizon убедились в преимуществах организационного дизайна на собственном опыте. У нас внутри несколько команд:

  • венчур билдер, который создает и развивает собственные проекты, а также оказывает консультационные услуги для партнеров;
  • венчурный фонд, специализирующийся на инвестициях в стартапы на стадии seed и A;
  • пять портфельных компаний-финтехов и три проекта в Industrial и AdTech на стадиях от проработки идеи до готового MVP.

Все наши проектные команды тесно взаимодействуют, дополняют и усиливают друг друга при необходимости. Благодаря организационному дизайну и функциональному подходу к найму, когда рекрутеры рассматривают кандидата в спектре всех его навыков и способностей и как они соотносятся с потребностями не только конкретного проекта, но и всей компании Digital Horizon в целом, мы обеспечиваем гибкость в формировании команд и можем вводить дополнительных игроков на условиях проектной работы. При этом нередко люди, которые приходят на проект или на условиях частичной занятости, потом становятся неотъемлемой частью команды. Например, на этапе, когда наши портфельные компании разрабатывают MVP, венчур билдер является для них донором в предоставлении маркетинговой, управленческой и юридической экспертизы. Но и после MVP совместная работа может продолжиться. Так, один из маркетологов сначала пришел в венчур билдер и там работал над развитием криптосервиса Aximetria, а затем настолько проникся, что окончательно перешел в этот проект. Или у нас есть фулстек-разработчик, который поработав в core-бизнесе, выбрал в итоге блокчейн-платформу для факторинга Factorin.

Другой пример ― взаимодействие команд инвестиционного фонда и корпоративного венчур билдера. Когда венчур билдер приступает к новому проекту, его команда дополнительно привлекает специалистов инвестиционного фонда: они разрабатывают финансово-инвестиционную модель, и это дает возможность избежать серьезных ошибок на старте. Также на этапе до принятия решения об инвестировании в определенный проект мы подключаем специалистов по организационному дизайну, чтобы оценить, насколько конструкция команды устойчива к росту или изменениям, которые непременно произойдут после того, как наши инвестиции дадут толчок к развитию.

Организационный дизайн помогает пережить боли роста и быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям рынка. Потому что функции гораздо лучше выполняют роль бизнес-фундамента, чем эмоции.

У Евгении более 20 лет опыта в сфере организационного дизайна, рекрутмента, HR-коммуникаций, HR-брендинга. Была руководителем HR-направления крупных технологических компаниях. Основатель проекта Target ID, который специализируется на выстраивании бизнес-связей, профессиональном развитии и нетворкинге.

Автор – Евгения Шкуратова,, директор по организационному развитию Digital Horizon
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда