{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

5 типов кандидатов, которые провалят интервью ещё до его начала и какие сотрудники сейчас востребованы на рынке

За 13 лет работы в сфере HR мне встречались абсолютно разные кандидаты, но я уверена, что каждый рекрутер в своей практике обязательно сталкивался с этими 5 типами респондентов.

О процессе найма я также рассказываю на своем канале

1 тип – «Вы не знаете, что теряете»

Ещё я называю такой тип кандидатов «Надменные». Как правило, это люди в возрасте, апатичные и циничные, которые приходят на собеседование и с самого начала ставят себя выше всех.

Их основной аргумент – богатый и совершенно уникальный (нет) опыт и знания, которые они приобрели ещё на фазе зарождения рынка во всем известной компании, о которой до этого ни один участник интервью почему-то не слышал.

Особенно их надменность усиливается, когда их собеседует руководитель помоложе.

Настрой у надменного типа кандидатов примерно такой: «Зачем мне перед вами распинаться, если вы, дураки, все равно меня не возьмете и многое потеряете».

Наблюдая за подобными людьми, я вижу перед ним щит из цинизма, надменности и преувеличения значимости собственного опыта, за которым они пытаются скрыться. И тогда причина того, почему его не взяли на работу будет ни нехватка актуальных и современных знаний о рынке, а удобное оправдание «Они, такие плохие, берут только молодых, а я остаюсь недооцененным, но зато гордым».

2 тип – Вечный Джуниор

Этот тип кандидатов страдает всеми типичными подростковыми наклонностями: я не знаю, чего я хочу, не знаю, кем хочу быть и что вы вообще ко мне пристали.

И я даже не имею в виду ответ на заезженный и, на мой взгляд, устаревший вопрос «Кем вы видите себя через 5/10/15 лет?», такие кандидаты даже элементарно не понимают, почему они пришли на собеседование именно на эту должность.

А это то, что кандидат должен понимать и четко осознавать в первую очередь. Даже если речь идет про денежную мотивацию. Главное – сказать об этом честно. Что сейчас работа для вас – это не способ самореализации и поиска высшего предназначения, а банально инструмент выживания и добычи денег на жилье, еду и воду. Ведь, вспоминая пирамиду потребностей Маслоу, путь самореализации лежит через удовлетворение всех основных потребностей.

Руководитель, конечно, это понимает и оценит такую честность с вашей стороны, но есть и другой вариант. Представить или вспомнить то время, когда все ваши базовые потребности были удовлетворены. Чего вы тогда хотели? К чему стремились?

Эту практику хорошо выполнить ещё до интервью.

Честность – это отличное качество и даже новый тренд в рабочих отношениях (об этом мы поговорим позже) , но конкретно в этом случае она не будет играть вам на руку. Каким бы понимающим ни был руководитель, он не ваш родитель и его не интересуют ваши проблемы. Ему важны ваши способности.

Лучше приходить на собеседование, зная, чего вы хотите и почему хотите именно на эту позицию, какие перспективы в этой должности рассматриваете для себя в дальнейшем.

Здесь же расскажу про ещё одну характеристику этого типа, а скорее даже отдельный подтип – Командные игроки.

Их сразу же выдает обобщения: МЫ сделали, НАША команда достигла и тд. Но на собеседование вы приходите одни, а не всей командой, поэтому руководителю важно понимать именно ВАШУ роль во всем этом.

Как вариант, можно сохранить привычную формулировку, но дополнить её вашим вкладом: «Мы с командой реализовали то-то и достигли таких-то результатов, а конкретно я занимался тем-то тем-то».

Всего одно дополнение, а для руководителя это в корне меняет дело и восприятие потенциального кандидата.

3 тип – «Знаете, все мы хотим многого… »

Я думаю, вы уже догадались, о ком идет речь.

Конечно, это про философов и тех самым адептов марафонов Блиновской, которые на прямой вопрос «Какую зарплату вы хотите получать?» отвечают уклончивое «Да все мы хотим много».

Во-первых, у всех разный критерий многого – для кого-то много это 200₽ тыс. в месяц, а кому-то и 1₽ млн. не хватит. Во-вторых, это много должно быть обосновано. Согласитесь, странно приходить на должность SMM-менеджера в Саратове, где рыночный оклад 20.000₽ — 30.000₽, и просить 150₽ тыс. Только если вы не предлагает нечто совершенно уникальное и подобных вам кандидатов на рынке больше нет.

Лучше говорить оклад, исходя из анализа рынка (который, я надеюсь, вы провели ещё до собеседования) . Если вы называете сумму сверх рынка, то будьте готовы аргументировать почему вы, ваш опыт и знания столько стоят и что вы можете сделать такого эксклюзивного и уникального.

Но анализ рынка – далеко не все, чем нужно руководствоваться, называя свои зарплатные ожидания. Они складываются из 3 составляющих:

– Сколько вам нужно денег для комфортной жизни;

– Сколько вы стоите как специалист со всей вашей базой знаний и опыта;

– Ситуация на вашем рынке труда.

Тогда, когда вас спросят «Почему вы хотите столько?», вы сможете оперировать фактами, а не заоблачными мечтами и желаниями.

4 тип – Запаздывающие

Если начинать с простого, то это те кандидаты, которые не уважают чужое время. Договариваешься с ним о проведении собеседования, а он банально не приходит или не отвечает на звонок (если собеседование проходит в онлайн-режиме) .

А потом спустя 2 часа объявляется со словами «Извините, я забыл, можем переназначить?».

Переназначить, конечно, можно, но это сотрудничество уже началось с неуважительного отношения ко времени других людей и вряд ли оно продолжится чем-то хорошим.

Я со своей стороны HR-а, стараюсь делать все, чтобы работодатель не опаздывал на собеседование. Но даже если такие ситуации происходят, я начинаю подготовительный этап интервью с кандидатом, чтобы он не чувствовал, что его время здесь не уважают и не ценят.

Конечно, всегда есть поправка на человеческий фактор.

Бывают форс-мажоры, но важно, чтобы они не становились регулярными и стабильными, перетекая в выдумывание причин очередного опоздания.

Если понимаете, что не можете прийти на интервью вовремя, лучше предупредить. Руководитель оценит, а рекрутер скажет спасибо. Не забывайте, что время – ценнейший ресурс, который никак не восполняется (в сравнении с теми же деньгами) .

И хорошо бы, если «запаздывания» заканчивались фактическими временными.

Но, как правило, такой тип кандидатов в целом опаздывает от современной реальности. К примеру, не знают, что такое ZOOM, Google Meet и тд. А когда им предлагают провести там собеседование, вместо того, чтобы воспользоваться любым поисковиком и познакомиться с сервисом до его проведения, уходят в позицию «Ой, а я не знаю, что это».

В глазах руководителя это сразу минус балл к потенциальному кандидату. Ведь если компания предлагает использовать эту систему, значит она в ней активно работает и ей знание будет большим плюсом.

Если честно, к такому типу я сама когда-то относилась. Особенно, когда переходила в IT-сферу и сталкивалась со множеством незнакомых понятий. Но тут важно вовремя загуглить либо не стесняться спрашивать.

Лучше, конечно, не отставать хотя бы от основных трендов (ZOOM, Google Meet, Яндекс телемост и тд) . Исключения – супер новые технологии или внутренние системы компании. Здесь вы можете спрашивать со спокойной душой и не переживать, что выглядите отсталым.

5 тип – Гиперактивный

Это кандидат, который приходит на интервью и занимает собой все пространство. Онлайн или офлайн. Который может перебить своими бесконечными рассказами о себе и постоянно уходит в какие-то дебри.

Характерная черта – отсутствие конкретики. Когда задаешь кандидату прямой вопрос, а он уходит в абсолютно другую степь и полирует все это философскими размышлениями.

В одним компаниях такого кандидата расценят как отличного собеседника, который сможет поддержать диалог, а в других – как не конкретного человека.

По своему опыту могу сказать, что в последнее время все больше лидирует второй вариант. Рабочие (и не только) отношения современного мира – это про уважение времени и осознание ценности и невосполнимости временного ресурса.

На собеседованиях такой тип – революционер. Он расскажет, как он буквально разрушит здесь все и построит заново. Но какой бы эволюционной и современной ни была компания, каждая стремится сохранить то, что есть сейчас, не ломая и строя заново, а мягко эволюционируя.

Если такой тип пройдет дальше этапа собеседования, то продержится со своими революционными идеями он недолго, потому что вся система ополчится против него. В такие моменты корпоративная культура сильна как никогда – вся команда сплачивается и объединяется, чтобы удалить этот чужеродный элемент из системы.

Я сама неоднократно была свидетелем таких ситуаций.

Поэтому я за мягкую эволюцию. И если у вас есть свежие идеи – это отлично, но стоит рассказывать о них в предлагающем и ненавязчивом тоне.

Какие кандидаты востребованы на рынке?

Сейчас ситуация на рынке очень интересная – бОльшая часть IT-специалистов переехала, но открылось множество компаний малого и среднего бизнеса. В изобилии вакансии на менеджерские должности (менеджер по продажам, менеджер по рекламе и тд) .

Если мы говорим про софт-скилы, то общаясь с руководителями, я все чаще подмечаю новый тренд в рабочих отношениях – честность.

Но не такая честность, которая граничит с ленью из разряда «Я не выполнил задачу, потому что мне было лень» или «Я работаю здесь только из-за денег». Здесь больше речь идет про простоту и открытость.

После тяжелых постковидных времен руководителям хочется видеть не безумных достигаторов, а простых и надежных людей, на которых можно положиться. Пускай они и не хватают звезд с неба, но их слова и обещания не расходятся с действиями.

Такой сотрудник будет делать свою работу, не перенося на кого-то ответственность. Если он считает, что времени на задачу недостаточно (по объективным причинам) , то он прямо попросит увеличить дедлайн, а если совершил ошибку, то не будет искать виноватых, а честно признает свою вину и предложит пути её исправления. Здесь же вскрывается ещё один ценный навык сотрудника, который востребован на рынке – проактивность. Когда человек не ждет указки начальства, а сам предлагает идеи по исправлению и улучшению ситуации.

Подытожу: все чаще руководители приходят ко мне с запросом на открытых, проактивных, взрослых и осознанных кандидатов, готовых брать на себя ответственность и говорить как есть. При этом запрос идет от абсолютно разных направлений и компаний.

Но буквально пару лет назад упор шел на амбициозных кандидатов, граничащих с Гиперактивном типом, а сейчас все больше набирают популярность такие качества, как честность и открытость.

Как думаете, с чем связаны такие изменения?

0
191 комментарий
Написать комментарий...
Владик Семягин
Я работаю здесь только из-за денег

Что в этом плохого? Деньги - основной мотиватор, никто не хочет работать за идею и если вы перестанете ему платить, не будет продолжать с горящими глазами выполнять свою работы

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Скурат - Huntress Notes
Автор

Я не против этой мотивации, она как раз самая понятная из всех, но если только деньги, то есть риск для работодателя, что стоит другой компании предложить больше денег работник тут же уйдет. Найм и удержание это дорого

Ответить
Развернуть ветку
Владик Семягин

Конечно, уйдет. А кто в здравом уме будет продолжать делать работу за меньшие деньги, когда есть возможность получать больше за те же обязанности?

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Скурат - Huntress Notes
Автор

Ну тут как работник вы правы, я смотрю еще и с точки зрения бизнеса

Ответить
Развернуть ветку
Сан Саныч

С точки зрения бизнеса сотрудник должен работать бесплатно 7/24. Вы, надеюсь, как хантресса такое не говорите вслух соискателям? Только думаете))

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Хантресса такой же наемник. Хотя соглашусь с тем что встречаются хры, забывающие об этом факте.

Ответить
Развернуть ветку
Сан Саныч

Безмозглый наемник с обязательным увлечением Таро, тестами и прочими софт скиллами

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Не стоит недооценивать противника. Это они вами торгуют а не вы ими.

Ответить
Развернуть ветку
Сан Саныч

Мной вообще никто не торгует. Я не работаю в найме.

С такими харессами я даже начинать не стал бы

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon
Я не работаю в найме.

тогда и не вам рассуждать о наемниках и эйчарах.

Мной вообще никто не торгует. Я не работаю в найме.

если вы не работаете в найме, это не значит, что вами никто не торгует.

Ответить
Развернуть ветку
Сан Саныч

И не значит, что кто-то торгует так-то

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

После того как вы сказали, что не работаете в найме я не утверждал что вами обязательно ктото торгует. А вот то что вами никто не торгует вы утверждали однозначно.

Ответить
Развернуть ветку
Сан Саныч

Именно так оно и есть

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Если вы продаете свои услуги, то вами торгуете как минимум вы сами. Т.е. утверждение, что вами никто не торгует уже не верно.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Мурсаев

С точки зрения бизнеса

- Предположим, что у вас есть два клиента
- Работать можно только с одним
- Клиент 1 платит больше, клиент 2 платит меньше

Неужели, при прочих равных, бизнес предпочтёт работать с клиентом 2?

Ответить
Развернуть ветку
Чёрный Ленин

Ага, за идею)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Smirnov

А с точки зрения бизнеса это наверно выглядит так: "Пришел за прибавкой к зарплате, типа набрался опыта и эффективнее выполняет задачи. Не, ну каков нахал, а? Наоборот, благодарен должен быть, что опытом обеспечиваем и еще больше задач должен брать ради него. Так что хрен ему, а не прибавка".
? :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Перепёлкин

А может и не уйти. Всё же место работы не легко менять, да и с испытательного можно вылететь в ноль, и в последствии собеседоваться на меньший оклад )

Ответить
Развернуть ветку
Denkotovskiy

Ну тут смотря какая разница. Если условно всё устраивает - коллектив, задачи, расположение, график, сама компания, а разница в 10К рублей с условным новым местом, то смысл уходить. Вот если в два раза разница, еще можно подумать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кузя

Далеко не всегда, если платят немного меньше, но нормальный коллектив и интересные задачи, или платят больше, но гнобят и издевают и занимаешься какой нибудь херней.
Потом на расшатанные нервы потратишь больше

Ответить
Развернуть ветку
Влад Шушкевич

С возрастом и опытом меняется отношение к работе. Нервы уже не шатаются)

Ответить
Развернуть ветку
ИмФам2

На этапе собеседования еще неизвестно, че там за коллектив. Не одну статью уже видел, где HR пытаются впарить какие-то там ценности компании, что они приносят пользу человечеству (да хоть котикам) и прочую чушь.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Скурат - Huntress Notes
Автор

Каждый прав со своей точки зрения

Ответить
Развернуть ветку
Влад Шушкевич

Так если предложат больше денег (или условия лучше), то конечно человек уйдет. Уж кому, как не HR знать такое. У вас ведь принято целыми отделами "кочевать". У вас и у продажников.

Ответить
Развернуть ветку
ZIPA

Можно сократить HR, а руководитель направления вполне справится с собеседованием сам, тем более ему и работать с кандидатом 🤷🏼‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny

Причём иногда буквально тиндер. На хабре было: девочки из HR пропускали строго высоких блондинистых качков до 25 лет. С нулевой экспертизой по стеку. В ИТ компанию.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

как много собеседований проводите и как много нанимаете?
честно говоря, странная точка зрения.
у меня 1-2 сотрудника в год в найм идет, но для этой задачи есть аутсорсовые хантеры. зачем самому тратить время на поиски?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

"мы" - Никита? что за внутренний ресурс? кто отсматривает резюме? кто проводит первичные собесы для отсеивания неадекватов?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
diman

ХРюшки? Ты ебанутый?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
diman

ахахахахаха покажите мне того, кто не уйдет, если ему предложат больше денег. в этом и проблема работодателей - они хотят, чтоб им вешали лапшу на уши.

Ответить
Развернуть ветку
Чёрный Ленин

Согласен. Поменял много работ, нигде честность не нужна или обманут тебя. Пришел в компанию, сказал нужны командировки. Мне ответили, отлично, нам такие нужны. Год промариновали без командировок, ушёл.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Smirnov

При устройстве уточнял про ночные смены.
Через месяц внезапно выяснилось, что "ну они же не постоянно, так что не развалишься" :)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kuzmichev

А вы, стало быть, этот риск успешно закрываете?😀

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Скурат - Huntress Notes
Автор

Я минимизирую возможные риски при найме, за это мне платят

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

если продаван мне назовет другую мотивацию (не деньги) - у меня сразу возникнут вопросы, тем ли он занимается (в крайнем случае - стать РОПом, но я таких пока не встречал и у меня все равно возникнут вопросы, но другие)

Ответить
Развернуть ветку
Кристина

Все риски невозможно предусмотреть, есть испытательный срок для этого.

Ответить
Развернуть ветку
188 комментариев
Раскрывать всегда