{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

5 типов кандидатов, которые провалят интервью ещё до его начала и какие сотрудники сейчас востребованы на рынке

За 13 лет работы в сфере HR мне встречались абсолютно разные кандидаты, но я уверена, что каждый рекрутер в своей практике обязательно сталкивался с этими 5 типами респондентов.

О процессе найма я также рассказываю на своем канале

1 тип – «Вы не знаете, что теряете»

Ещё я называю такой тип кандидатов «Надменные». Как правило, это люди в возрасте, апатичные и циничные, которые приходят на собеседование и с самого начала ставят себя выше всех.

Их основной аргумент – богатый и совершенно уникальный (нет) опыт и знания, которые они приобрели ещё на фазе зарождения рынка во всем известной компании, о которой до этого ни один участник интервью почему-то не слышал.

Особенно их надменность усиливается, когда их собеседует руководитель помоложе.

Настрой у надменного типа кандидатов примерно такой: «Зачем мне перед вами распинаться, если вы, дураки, все равно меня не возьмете и многое потеряете».

Наблюдая за подобными людьми, я вижу перед ним щит из цинизма, надменности и преувеличения значимости собственного опыта, за которым они пытаются скрыться. И тогда причина того, почему его не взяли на работу будет ни нехватка актуальных и современных знаний о рынке, а удобное оправдание «Они, такие плохие, берут только молодых, а я остаюсь недооцененным, но зато гордым».

2 тип – Вечный Джуниор

Этот тип кандидатов страдает всеми типичными подростковыми наклонностями: я не знаю, чего я хочу, не знаю, кем хочу быть и что вы вообще ко мне пристали.

И я даже не имею в виду ответ на заезженный и, на мой взгляд, устаревший вопрос «Кем вы видите себя через 5/10/15 лет?», такие кандидаты даже элементарно не понимают, почему они пришли на собеседование именно на эту должность.

А это то, что кандидат должен понимать и четко осознавать в первую очередь. Даже если речь идет про денежную мотивацию. Главное – сказать об этом честно. Что сейчас работа для вас – это не способ самореализации и поиска высшего предназначения, а банально инструмент выживания и добычи денег на жилье, еду и воду. Ведь, вспоминая пирамиду потребностей Маслоу, путь самореализации лежит через удовлетворение всех основных потребностей.

Руководитель, конечно, это понимает и оценит такую честность с вашей стороны, но есть и другой вариант. Представить или вспомнить то время, когда все ваши базовые потребности были удовлетворены. Чего вы тогда хотели? К чему стремились?

Эту практику хорошо выполнить ещё до интервью.

Честность – это отличное качество и даже новый тренд в рабочих отношениях (об этом мы поговорим позже) , но конкретно в этом случае она не будет играть вам на руку. Каким бы понимающим ни был руководитель, он не ваш родитель и его не интересуют ваши проблемы. Ему важны ваши способности.

Лучше приходить на собеседование, зная, чего вы хотите и почему хотите именно на эту позицию, какие перспективы в этой должности рассматриваете для себя в дальнейшем.

Здесь же расскажу про ещё одну характеристику этого типа, а скорее даже отдельный подтип – Командные игроки.

Их сразу же выдает обобщения: МЫ сделали, НАША команда достигла и тд. Но на собеседование вы приходите одни, а не всей командой, поэтому руководителю важно понимать именно ВАШУ роль во всем этом.

Как вариант, можно сохранить привычную формулировку, но дополнить её вашим вкладом: «Мы с командой реализовали то-то и достигли таких-то результатов, а конкретно я занимался тем-то тем-то».

Всего одно дополнение, а для руководителя это в корне меняет дело и восприятие потенциального кандидата.

3 тип – «Знаете, все мы хотим многого… »

Я думаю, вы уже догадались, о ком идет речь.

Конечно, это про философов и тех самым адептов марафонов Блиновской, которые на прямой вопрос «Какую зарплату вы хотите получать?» отвечают уклончивое «Да все мы хотим много».

Во-первых, у всех разный критерий многого – для кого-то много это 200₽ тыс. в месяц, а кому-то и 1₽ млн. не хватит. Во-вторых, это много должно быть обосновано. Согласитесь, странно приходить на должность SMM-менеджера в Саратове, где рыночный оклад 20.000₽ — 30.000₽, и просить 150₽ тыс. Только если вы не предлагает нечто совершенно уникальное и подобных вам кандидатов на рынке больше нет.

Лучше говорить оклад, исходя из анализа рынка (который, я надеюсь, вы провели ещё до собеседования) . Если вы называете сумму сверх рынка, то будьте готовы аргументировать почему вы, ваш опыт и знания столько стоят и что вы можете сделать такого эксклюзивного и уникального.

Но анализ рынка – далеко не все, чем нужно руководствоваться, называя свои зарплатные ожидания. Они складываются из 3 составляющих:

– Сколько вам нужно денег для комфортной жизни;

– Сколько вы стоите как специалист со всей вашей базой знаний и опыта;

– Ситуация на вашем рынке труда.

Тогда, когда вас спросят «Почему вы хотите столько?», вы сможете оперировать фактами, а не заоблачными мечтами и желаниями.

4 тип – Запаздывающие

Если начинать с простого, то это те кандидаты, которые не уважают чужое время. Договариваешься с ним о проведении собеседования, а он банально не приходит или не отвечает на звонок (если собеседование проходит в онлайн-режиме) .

А потом спустя 2 часа объявляется со словами «Извините, я забыл, можем переназначить?».

Переназначить, конечно, можно, но это сотрудничество уже началось с неуважительного отношения ко времени других людей и вряд ли оно продолжится чем-то хорошим.

Я со своей стороны HR-а, стараюсь делать все, чтобы работодатель не опаздывал на собеседование. Но даже если такие ситуации происходят, я начинаю подготовительный этап интервью с кандидатом, чтобы он не чувствовал, что его время здесь не уважают и не ценят.

Конечно, всегда есть поправка на человеческий фактор.

Бывают форс-мажоры, но важно, чтобы они не становились регулярными и стабильными, перетекая в выдумывание причин очередного опоздания.

Если понимаете, что не можете прийти на интервью вовремя, лучше предупредить. Руководитель оценит, а рекрутер скажет спасибо. Не забывайте, что время – ценнейший ресурс, который никак не восполняется (в сравнении с теми же деньгами) .

И хорошо бы, если «запаздывания» заканчивались фактическими временными.

Но, как правило, такой тип кандидатов в целом опаздывает от современной реальности. К примеру, не знают, что такое ZOOM, Google Meet и тд. А когда им предлагают провести там собеседование, вместо того, чтобы воспользоваться любым поисковиком и познакомиться с сервисом до его проведения, уходят в позицию «Ой, а я не знаю, что это».

В глазах руководителя это сразу минус балл к потенциальному кандидату. Ведь если компания предлагает использовать эту систему, значит она в ней активно работает и ей знание будет большим плюсом.

Если честно, к такому типу я сама когда-то относилась. Особенно, когда переходила в IT-сферу и сталкивалась со множеством незнакомых понятий. Но тут важно вовремя загуглить либо не стесняться спрашивать.

Лучше, конечно, не отставать хотя бы от основных трендов (ZOOM, Google Meet, Яндекс телемост и тд) . Исключения – супер новые технологии или внутренние системы компании. Здесь вы можете спрашивать со спокойной душой и не переживать, что выглядите отсталым.

5 тип – Гиперактивный

Это кандидат, который приходит на интервью и занимает собой все пространство. Онлайн или офлайн. Который может перебить своими бесконечными рассказами о себе и постоянно уходит в какие-то дебри.

Характерная черта – отсутствие конкретики. Когда задаешь кандидату прямой вопрос, а он уходит в абсолютно другую степь и полирует все это философскими размышлениями.

В одним компаниях такого кандидата расценят как отличного собеседника, который сможет поддержать диалог, а в других – как не конкретного человека.

По своему опыту могу сказать, что в последнее время все больше лидирует второй вариант. Рабочие (и не только) отношения современного мира – это про уважение времени и осознание ценности и невосполнимости временного ресурса.

На собеседованиях такой тип – революционер. Он расскажет, как он буквально разрушит здесь все и построит заново. Но какой бы эволюционной и современной ни была компания, каждая стремится сохранить то, что есть сейчас, не ломая и строя заново, а мягко эволюционируя.

Если такой тип пройдет дальше этапа собеседования, то продержится со своими революционными идеями он недолго, потому что вся система ополчится против него. В такие моменты корпоративная культура сильна как никогда – вся команда сплачивается и объединяется, чтобы удалить этот чужеродный элемент из системы.

Я сама неоднократно была свидетелем таких ситуаций.

Поэтому я за мягкую эволюцию. И если у вас есть свежие идеи – это отлично, но стоит рассказывать о них в предлагающем и ненавязчивом тоне.

Какие кандидаты востребованы на рынке?

Сейчас ситуация на рынке очень интересная – бОльшая часть IT-специалистов переехала, но открылось множество компаний малого и среднего бизнеса. В изобилии вакансии на менеджерские должности (менеджер по продажам, менеджер по рекламе и тд) .

Если мы говорим про софт-скилы, то общаясь с руководителями, я все чаще подмечаю новый тренд в рабочих отношениях – честность.

Но не такая честность, которая граничит с ленью из разряда «Я не выполнил задачу, потому что мне было лень» или «Я работаю здесь только из-за денег». Здесь больше речь идет про простоту и открытость.

После тяжелых постковидных времен руководителям хочется видеть не безумных достигаторов, а простых и надежных людей, на которых можно положиться. Пускай они и не хватают звезд с неба, но их слова и обещания не расходятся с действиями.

Такой сотрудник будет делать свою работу, не перенося на кого-то ответственность. Если он считает, что времени на задачу недостаточно (по объективным причинам) , то он прямо попросит увеличить дедлайн, а если совершил ошибку, то не будет искать виноватых, а честно признает свою вину и предложит пути её исправления. Здесь же вскрывается ещё один ценный навык сотрудника, который востребован на рынке – проактивность. Когда человек не ждет указки начальства, а сам предлагает идеи по исправлению и улучшению ситуации.

Подытожу: все чаще руководители приходят ко мне с запросом на открытых, проактивных, взрослых и осознанных кандидатов, готовых брать на себя ответственность и говорить как есть. При этом запрос идет от абсолютно разных направлений и компаний.

Но буквально пару лет назад упор шел на амбициозных кандидатов, граничащих с Гиперактивном типом, а сейчас все больше набирают популярность такие качества, как честность и открытость.

Как думаете, с чем связаны такие изменения?

0
191 комментарий
Написать комментарий...
Дмитрий

Я вам говорю как надменный и гиперактивный философ, что вся статья полная херня. Если человек реально с опытом и кучей понтов, но при этом будет приносить компании прибыль, то за деньги - да. И любой бизнес закроет глаза на надменность, всё тоже самое могу сказать о других пунктах.

А что касается денежной мотивации и что только она решает. Нет. Например, я никогда не буду заниматься тем, что мне не нравится, даже за х5,10,...подставь любую цифру.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Chernov

«Не нравится» это про работу киллером или что?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Условно. Мне нравится заниматься глобальным, а мне предлагают локальное. Конечно же я выберу глобальное, даже с огромной потерей в деньгах, чем локальное.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Chernov

Понятнее не стало. Но теперь ясно, что плохой из вас философ

Ответить
Развернуть ветку
188 комментариев
Раскрывать всегда