Чего компании ждут от продакт-менеджеров — даже начинающих

Рассказывает руководитель карьерного центра направления «Менеджмент» Яндекс Практикума.

Екатерина Бутырская, руководитель карьерного центра направления «Менеджмент» Практикума, рассказала, как стать начинающим продакт-менеджером, чем занимаются эти специалисты и какие навыки им нужны. А ещё поделилась советами, как составить резюме начинающему продакту и где искать вакансии.

Екатерина Бутырская

Кто такой и чем занимается продакт-менеджер

Продакт-менеджер помогает компании создавать новые продукты либо внедрять новые элементы в уже существующие и тем самым улучшать их и повышать прибыльность. Также продакт-менеджер сопровождает продукт в течение разработки и последующего вывода на рынок.

Задачи продакт-менеджера можно разбить на два этапа.

Этап 1. Исследование — Discovery

  • изучение, анализ рынка и конкурентов;
  • поиск идей для улучшения продукта компании на основе анализа рынка;
  • анализ целевой аудитории;
  • генерация гипотез о будущем продукте;
  • разработка проекта продукта, постановка задач команде.

Этап 2. Запуск — Delivery

  • запуск продукта на рынок;
  • сопровождение продукта после запуска;
  • отслеживание динамики;
  • анализ метрик после запуска продукта;
  • генерация идей по улучшению продукта.

Навыки, которые нужны продакт-менеджеру

Навыки, которые пригодятся продакт-менеджеру в работе, можно условно поделить на несколько групп, поскольку ему приходится взаимодействовать с разными участниками разработки продукта: с командой разработчиков, стейкхолдерами и клиентами.

Продакт-менеджеру пригодятся навыки:

  • аналитики. Умение собирать большие объемы информации, искать закономерности, строить гипотезы, работать с метриками;
  • принятия решений. Умение выделять основное, делать выводы, оценивать риски, выбирать преимущества и недостатки, делать обоснованный и эффективный выбор на основе доступной информации;
  • технической разработки. Чтобы наиболее удобным способом реализовывать задачи, которые продакт ставит перед командой, ему нужно понимать устройство архитектур различных систем, цифровых продуктов, работу определённых алгоритмов, систем, программ, технологий и так далее — всё это приходит с опытом;
  • коммуникации. Сбор информации на рынке, анализ аудитории, уточнение информации для гипотез подразумевают наличие развитых коммуникативных навыков. Сюда же входит умение слушать, задавать правильные вопросы, презентовать гипотезы и проекты, общаться с командой;
  • планирования и организации. Продакт-менеджер не только запускает продукт на рынок, но и управляет его циклом развития, контролирует ресурсы — для этого нужны управленческие навыки.

Где искать вакансии начинающему продакт-менеджеру

Нужно исходить из того, на какой территории специалист ищет работу и что в данный момент происходит на рынке труда. В таблице привели примеры ресурсов для поиска работы на локальном и зарубежном рынках.

Локальный рынок

  • HeadHunter — удобный интерфейс, возможность разместить резюме и просматривать много вакансий за раз, видеть статистику;
  • Хабр Карьера — возможность подробно заполнить профиль и найти подходящие вакансии в сфере IT;
  • VC.ru — площадка для поиска новых вакансий от работодателей нового поколения;
  • ВКонтакте — возможность получить прямой контакт работодателя, связаться с ним, презентовать себя как специалиста, прислать сопроводительное письмо;
  • Телеграм-каналы: products_jobs, forproducts, jobs_for_products, hireproproduct, jobstobefound, productvacancy, careerfactory, g_jobbot, job_test и другие.

Зарубежный рынок

  • Linkedin — международная профессиональная соцсеть для поиска работы по всему миру, развития и нетворкинга;
  • локальные джоб-борды, например: Stellennanzeigen.de, CareerBuilder, ITJobs.pt и другие.

Также вакансии на любом рынке можно искать через поисковые системы Google и Яндекс — по ключевым словам тут можно найти вакансии, которых нет на других площадках. Рекомендую не ограничиваться одним ресурсом — так вероятность найти подходящую вакансию увеличится — и регулярно делать выборку вакансий из разных источников.

Резюме начинающего продакт-менеджера

При составлении резюме начинающего продакта самое главное — сопоставить опыт, который есть у кандидата, с опытом, которого требует вакансия, и указать его. Например:

  • создание pet-проектов — небольших личных проектов, которые специалисты делают для собственного развития или резюме;
  • участие в хакатонах — соревнованиях между разработчиками;
  • косвенное участие в разработке продукта в рамках других должностей на прошлой работе.

Если подобного опыта работы не было, в первую очередь стоит указать обучение на продакт-менеджера, какие навыки, знания и результаты вы получили. Например, исследование рынка, работа с метриками и командой и так далее. В заголовке нужно указать должность «продакт-менеджер», а в самом резюме — релевантный опыт работы или описание учебных проектов. Так шансы, что на ваше резюме обратят внимание, увеличатся.

Ещё несколько рекомендаций:

  • Резюме не должно быть перегружено деталями и длинными списками обязанностей с прошлых мест работы — желательно уложиться в две страницы, не больше.
  • Фокус стоит брать на последние 5—6 лет, не упоминать самые ранние места работы и подработки, особенно если они не актуальны для текущей ситуации на рынке.

В резюме должен перевешивать релевантный опыт. Прошлый опыт стоит указать — он ценен, поскольку по нему можно понять карьерную стратегию и достижения соискателя, — но не делать на нём слишком сильный акцент.

Советы и рекомендации

Совет 1. Относитесь к поиску работы как к запуску проекта или продукта. Для начала определите:

  • по каким метрикам искать вакансии,
  • сколько времени получится уделять поиску работы,
  • какое количество ответов от компаний ожидается,
  • сколько будет отказов и так далее.

Совет 2. Готовьтесь к собеседованиям. Смотрите обучающие видео, не забывайте про самопрезентацию, демонстрируйте навыки, которые получили во время учёбы, рассказывайте про кейсы: какие задачи перед вами стояли, как вы их решали, и так далее.

Покажите, что вы замотивированы, подготовьте ответы на вопросы: почему позиция вам интересна? Чем вы можете быть полезны компании и продукту?

Поделитесь своими мыслями по развитию уже на собеседовании: это будет плюсом ещё при отборе и покажет вашу вовлечённость.

Совет 3. Не бойтесь начинать с малого. Обычно начинающему продакту не предлагают сразу позицию ответственного за продукт. Стоит рассмотреть позиции немного ниже — так будет возможность многому научиться на практике и вырасти в профессии.

Например, вас могут взять только на проведение кастдевов или сбор данных для исследования, тогда как гипотезы по продукту останутся за более опытным продактом — и это тоже прекрасная возможность получить опыт.

Совет 4. Входите в нишу, в которой разбираетесь. Например, если вы работали в маркетинге, стоит обратить внимание на должность продуктового маркетолога. Если работали в сфере образования, ищите вакансии в области EdTech. Вход в знакомую сферу будет гораздо легче, чем в принципиально новую.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Каруев

Есть еще в России 1 вариант - "хуяк хуяк в продакшн" )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Федоров

Это я!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Я бы дополнил второй навык временем. Стоимость + время.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Попова-Кузнецова

Вы наверно про продЖЕкта пишите, она развивают проекты.
А статья про продАкт, то есть про управление продукта внутри проекта, локальная задача, двух задач по разработке и реализации.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Южик

Теперь понимаю, какие навыки нужны для этой работы😉

Ответить
Развернуть ветку
Genry give my bed

По факту - статья для джунов Или около джунов слишком не полная. Для мидлов и сеньоров - бесполезная

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Родитель 1

Аккаунт заморожен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда