Аутсорс, аутстаффинг и продуктовая разработка. Различия форматов понятным языком
Разбираемся, где заканчивается ответственность заказчика и начинается ответственность агентства при разных форматах работы. Это важно знать всем, кто хочет запустить свой сайт или диджитал-продукт. В статье — главные тезисы для маркетологов, собственников и других «лиц, принимающих решение».
Меня зовут Виктор, я руководитель агентства Wemakefab. Мы занимаемся разработкой, дизайном и продвижением сайтов, диджитал-продуктов и онлайн-сервисов. Видим изнутри, как правильно выстроенный процесс влияет на скорость, качество и результат разработки.
Время чтения — 7 минут. Сравнительная таблица — в конце статьи.
Аутсорс: заказчик получает выполнение задач строго по ТЗ
Аутсорс с точки зрения клиента
Вы отдаёте задачу по разработке сайта в агентство. А вместе с ней — часть ответственности. При этом агентство несёт ответственность только за качество кода, дизайна и вёрстки, но не отвечает за успешность вашего бизнеса. Разработчики ориентируются на ваше ТЗ и «хотелки».
Работа строго по ТЗ не гарантирует, что заказчик получит хороший продукт. Ведь хороший продукт не равно чистый код.
Команда разработчиков может дать рекомендации и предсказать, как внедрение отдельного модуля повлияет на бизнес-процесс. Но финальное решение насчёт этапов реализации за вами, как и все риски.
Агентство не отвечает за бизнес-результаты, которые принесёт продукт. Поэтому мотивация команды не может складываться из продуктовых метрик.
Аутсорс с точки зрения агентства
Это один из самых привычных форматов работы для большинства компаний.
Агентство оценивает техническое задание, определяет объём ресурсов, которые потребуются, и озвучивает стоимость разработки. Часто клиент может получить несколько вариантов в коммерческом предложении: от «эконома», в котором реализованы самые базовые функции, до услуги «полный фарш», когда учитываются все-все хотелки.
Чем аутсорс хорош для агентства:
— Экспертность накапливается внутри агентства;
— Возможность работать командой на одном проекте и совершенствовать процессы;
— Удобный и предсказуемый формат для обучения новичков;
— Появляются крутые кейсы, которыми можно гордиться и рассказывать на рынке.
Аутстаффинг: заказчик получает доступ к дефицитной компетенции
Аутстаффинг для клиента
При аутстаффинге у вас должен быть собственный тимлид и понимание технических аспектов задачи. Вопрос только в наличии свободных рук для решения этих задач. Именно их вы и хотите привлечь со стороны.
Вы подбираете нужных специалистов и покупаете их часы. Вся ответственность за ход разработки, процессы и результат — полностью на вашей команде.
Агентство отвечает только за то, что специалист, который пройдёт ваше техническое собеседование, в дальнейшем будет работать в нужном графике, аккуратно трекать все часы и быть на связи. А в случае его ухода агентство предложит нового кандидата с аналогичным уровнем экспертизы.
Аутстаффинг для агентства
Формат подразумевает поиск и прокачку хороших специалистов. Ресурсы уходят на найм, удержание, мотивацию и грейдирование. Ответственность агентства — предоставить адекватного человека с релевантным опытом.
Агентствам обычно интересно работать в формате аутстаффинга, так как это возможность посотрудничать с крупными брендами. А специалисты получают качественный опыт в работе с новой командой.
Для разработчиков аутстаффинг тоже интересен. Такой формат даёт возможность работать в небольшом агентстве без бюрократии, прокачивать навыки и участвовать в разных проектах, не меняя при этом место работы.
Также агентству важно понимать, что путь развития в сторону аутстаффинга содержит свои риски. Такую работу не упакуешь в кейс, не отправишь на конкурс. Поэтому лучше соблюдать баланс аутстаф-аутсорс.
Промежуточный вывод
Результат работы по аутсорсу и аутстаффингу — софт или сайт. И разработчик не несёт ответственности за бизнес-результаты, которые принесёт этот софт или сайт.
Продуктовая разработка: заказчик получает техническую и бизнес экспертизу
Продуктовая разработка — то, чем мы занимаемся в последние пару лет. Помогаем клиентам выпустить на рынок полноценный продукт или онлайн-сервис, который будет не просто работать, но и нести ценность заказчику и пользователям.
В каком случае это нужно?
У вас есть идея, но вы не знаете, как её проверить, реализовать и донести до конечного пользователя. Вам нужно агентство-партнёр, которое закроет все эти вопросы своей экспертностью.
Продуктовая разработка для клиента
Формат, при котором агентство несёт ответственность не только за сайт и техническое сопровождение, но и за сам продукт, его развитие, продвижение и поиск пользователей.
Заказчик занимается только бизнес-процессами (инвестиции, распределение выручки, масштабирование и т.д.).
В этом случае агентство закрывает все задачи по внедрению, тестированию гипотез и анализу метрик. То есть, мы не только дизайним и программируем, но и правильно выстраиваем процесс. Не только закрываем экспертные задачи, но и определяем, какая именно экспертиза требуется на проекте. Это цельный продуктовый подход.
Продуктовая разработка для агентства
Обычно под такую разработку выделяется отдельная команда. Чтобы специалисты были полностью вовлечены в отдельный проект и не распыляли своё внимание.
Оплата, как правило, производится либо в формате T&M, либо Retainer (про форматы оплаты поговорим в следующей статье). То есть, вы платите не за задачу, а за время людей, которые работают на проекте.
Для нас это приоритетный формат, так как разработка продукта — это большая ответственность и уникальный опыт.
Вот пример проекта, в котором мы полностью отвечали за продукт.
Это онлайн-агрегатор экскурсий от гидов и туристических компаний Санкт-Петербурга и Москвы.
Здесь мы отвечали за:
— Выявление наиболее экономически оправданного направления;
— Формулирование и проверку продуктовых гипотез;
— Весь процесс разработки от MVP до полноценного сервиса;
— Маркетинг и контроль KPI на проекте.
То есть — взяли идею и реализовали её с нуля.
Полный кейс есть на нашем сайте, если вам приглянулся сам проект.
Сводная таблица
Заключение
При выборе формата ориентируйтесь на свои задачи и прислушивайтесь к профессионалам. Например, в одном случае ТЗ — необходимая часть разработки, а в другом — инструмент, подходящий лишь для того, чтобы похоронить ваш продукт.
Советую сотрудничать только с теми агентствами, которые понимают ваши бизнес-задачи и в переговорах отталкиваются от них, а не от собственных возможностей и ресурсов.
Всем кто дочитал — бесплатная часовая консультация по выбору правильного формата для своего проекта.
Написать можно в телеграм:@viktorryndin
Или на почту: [email protected]
Комментарий удален автором поста