{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

15 VR- и AR-приложений для школ: обзор российского рынка

Рассказываем, как устроен рынок образовательного VR-контента для школ и какими образовательными программами уже сейчас могут пользоваться учителя при условии доступа к шлемам виртуальной реальности.

На основе анализа поисковой выдачи Google мы составили список приложений и протестировали их. Основное внимание — отечественным разработкам, хотя о некоторых зарубежных программах тоже расскажем.

Артем Ганжа

Когда речь идет о VR в образовании, необходимо проводить четкую границу между обучением в виртуальной реальности и обучению виртуальной реальности. В первом случае VR не является самоцелью, это лишь дополнительное средство при обучении предмету, такое же как учебник, интерактивная доска или мобильное приложение. Во втором случае дети приобретают новый навык работы с технологией: учатся 3D-моделированию, программированию, системному администрированию, дизайну пользовательского интерфейса и т. д. и используют такие платформы, как Unity, Unreal Engine и др. Рассказываем именно о первом типе использования виртуальной реальности.

Образовательный контент можно разделить на 3 типа:

  • видео формата 360 градусов,

  • платформы и площадки,

  • интерактивные программы.

Видео 360 градусов

Самое простое, что может использовать учитель в классе, это различные видео 360 градусов. Такие системы взаимодействуют с очками виртуальной реальности и переводят 2D-изображения и видео в 3D-формат, создавая обволакивающие изображения. Например, если на уроке по географии речь зашла о Мачу-Пикчу, дети могут “оказаться” в Перу, надев шлем виртуальной реальности. Так, уже разработаны готовые уроки с использованием таких видео, например, в комплекте с набором для виртуальной реальности ClassVR. Другим примером может послужить платформа My Way VR, на которой можно скачать около пятидесяти высококачественных видеороликов.

Сейчас все чаще говорят о том, что использование VR-технологий для просмотра 360-градусных видео не является аналогом вхождения в виртуальную среду, и такие видео не считаются полноценным VR даже несмотря на эффект погружения (иммерсии), который они обеспечивают.

Платформы и площадки

Виртуальная образовательная среда создается в режиме реального времени, где участники образовательного процесса одновременно погружены в VR. Это могут быть виртуальные лекции и практикумы на таких платформах, как Rumii, EngageVR, Anyland, NeosVR, High Fidelity или Bigscreen. Платформы Altspace и Vtime представляют широкие возможности, например, для практики иностранных языков.

Преимущество таких платформ – в возможности интерактива и совместного обучения. Например, на уроках английского вы можете всем классом устроить виртуальное барбекю, открыв для себя новый формат работы в группах.

Интерактивные образовательные продукты

Этот тип образовательного контента представляет собой относительно автономные и завершенные разработки, готовые к использованию на уроке или в качестве домашнего задания. Как пример можно привести Apollo 11 VR, виртуальный музей The VR Museum of Fine Art, знаменитую игру InMind-2 или приложения для анатомии Human Anatomy VR и 3D Organon Anatomy. Интересной разработкой стал онлайн-курс по деловому английскому Virtual Speech, который представляет собой гибридный проект традиционного онлайн-курса и практики в виртуальной реальности.

Разные типы контента могут быть объединены в рамках одной образовательной платформы, как это осуществлено в готовом наборе для школ RedboxVR.

Покупая такой набор, пользователь получает комплект устройств с доступом к Google Expeditions, которые включают в себя 360 видео, AR-контент со специально разработанными уроками, доступ к программе MEL Science, а также к урокам английского в режиме реального времени на платформе Rumii.

Образовательные VR-продукты российских компаний для школ

На отечественном рынке целый ряд компаний разрабатывает образовательный VR-контент. Среди них VR-Professionals, Cerevrum, Zarnitsa, PraxisVR, SIKE, FSA, Yode, VRConcept и др. Их разработки ориентированы на создание бизнес-решений и корпоративное обучение.

Приведем список приложений, которые могут быть встроены в школьную программу в ближайшем будущем (с учетом разной степени готовности продукта).

СТЕМ-игры + Центр НТИ ДВФУ

Продукт: VR Chemistry LAB

Виртуальная лаборатория по химии. Помимо нее разработан комплекс методических материалов, предусмотрена система отслеживания действий каждого пользователя. Новые лабораторные работы могут создаваться учителем без привлечения IT-специалиста. Проведено 5 пилотных модулей, готово более 20 занятий для 8–9 классов.

ModumLab + Центр НТИ ДВФУ

Продукт: Виртуальная физическая лаборатория

VR-экспириенсы, которые представляют собой часть целостного курса по подготовке к ОГЭ по физике, в частности, решения задания №13. В дополнение к основному материалу занятия даётся теория с демонстрацией опыта. В конце ученики обсуждают правильный вариант и сложности при выполнении задания. Учитель выступает в качестве модератора. На следующем уроке для закрепления даётся задача без подсказок, при необходимости – повторная теория.

MEL Science

Продукт: MEL Chemistry VR

Система уроков в виртуальной реальности, которые позволяют визуализировать сложный материал по различным темам. Длительность занятий составляет 3-7 минут, поэтому они легко интегрируются в ход школьного урока. Разработчики утверждают, что виртуальные экспириенсы соотносятся со школьной программой по химии и способствуют более глубокому усвоению материала.

Visual Science

Продукт: Визуализация биологических объектов

Компания занимается визуализацией, коммуникацией и образованием в сфере науки, фармацевтики, медицины и других высокотехнологичных областях. Среди образовательных проектов можно выделить VR-анимацию вирусов, серию образовательных плакатов с дополненной реальностью, интерактивные приложения. Основные преимущества: научная точность, методологическая выверенность и высокое качество контента.

Digital Media Lab

Продукт: Интерактивный музей военной истории

Благодаря использованию технологии дополненной реальности для каждого экспоната (как правило, это соединения физических макетов сражений, вооружений, оружия, других типов экспонатов) музей становится интересен современному школьнику. Также в рамках лаборатории Digital Media разработан свой фреймворк для создания образовательных лабораторий в виртуальной реальности.

Luden.io

Продукт: Образовательные игры

Интерактивные VR-визуализации (например, InMind, InCell) для популяризации знаний о человеческом организме среди широкой аудитории. Акцент на позитивный эмоциональный отклик учащегося и удовольствие от образовательного процесса. Контент адаптирован для широкого круга VR-платформ.

Физикон

Продукт: Cерия VR-экспириенсов по физике, стереометрии и обществознанию

Образовательная среда для проведения в школах занятий с использованием технологий VR/AR. На данном этапе готова небольшая серия отдельных VR-экспириенсов по физике и обществознанию. Лаборатория по химии и уроки по математике пока находятся на начальной стадии разработки. Авторы образовательного контента утверждают, что задания в виртуальной реальности можно интегрировать в классно-урочную систему: учителя получат полноценные методические комплексы по выбранным предметам, в первую очередь естественнонаучного цикла.

HRVR Academy

Продукт: Диалоговый тренажер для школьных уроков по английскому языку

Разработки уроков по английскому языку для начальных уровней. Платформа состоит из модульных образовательных симуляций в виртуальной реальности с AI-системой предоставления обратной связи по результатам обучения и web-портала со стандартными функциями LMS. Методически выверенные разговорные сценарии, встроенные в платформу, образуют завершенный образовательный продукт, применимый для практики разговорной речи на уроках английского языка в школах

Терра-Тех

Продукт: Atlas VR

Виртуальное пространство для моделирования как природных и техногенных объектов, так и процессов и явлений. В основе программного комплекса лежит использование космических снимков и цифровой модели рельефа. Есть возможность как продемонстрировать вид разнообразных ландшафтов, данные о которых уже загружены, так и создать VR-презентацию своего контента при условии, что педагог знаком с системой ГИС. Продукт уже пилотировался в лагере “Сириус” и одной из московских школ как инструмент в проектной деятельности.

Rubius

Продукт: Виртуальный класс по ОБЖ

Изучение основ безопасности жизнедеятельности через проведение практических занятий в виртуальной и дополненной реальностях и визуализацию скрытых параметров. Основными преимуществами платформы является безопасность, а также возможность проведения и отработки практических занятий без оборудования и расходных материалов. Планируется создание цифрового школьного учебника по ОБЖ с использованием технологий виртуальной реальности.

Altair VR

Продукт: Образовательные фильмы

Образовательные фильмы 360 на различные темы. Каталог фильмов включает в себя более 30 единиц на разные темы, в разных форматах и для разных возрастов. Например, 3D-фильм о жизни вирусов или съемка заповедных мест Камчатки с информационными комментариями. Длительность фильмов – от 3 до 50 минут.

КТС

Продукт: Smart Education

Красноярская компания КТС разрабатывает программное обеспечение для изучения английского языка. Уделяя особое внимание методике преподавания иностранных языков, команда разработчиков делает акцент на разговорной практике, используя систему графов. Планируется разработка нескольких сценариев для уровней от начального до средне-продвинутого уровня.

Виртуальные Пространства

Продукт: AR VR Molecules Editor

Мобильное приложение предназначено для визуализации пространственного 3D-представления молекул органических и неорганических соединений в школьном курсе химии с использованием очков виртуальной реальности типа Google CardBoard.

Учащиеся могут конструировать модели молекул с одинарными, двойными и тройными связями, а также создавать модели циклических соединений. При наведении камеры мобильного устройства на формулу химического вещества, напечатанную на листе бумаги, ученик сможет наблюдать и изучать 3D-представление соответствующей молекулы в дополненной реальности. Режим AR в приложении реализован на основе подхода BYOD (Bring Your Own Device – «принеси свое собственное устройство»). Ученики используют на уроках свои смартфоны или планшеты.

Твори

Продукт: TvoriVfi

С помощью приложения дети учатся создавать кино, мультфильмы и анимацию, развивая навыки сторителлинга, режиссуры и дизайна. Несмотря на яркое оформление программы и игровую форму обучения, данное приложение следует считать в первую очередь инструментом для работы и творчества.

Мастерская науки

Продукт: Лаборатория виртуальной и дополненной реальности

Профильные эксперты методически и содержательно разработали, а затем реализовали в программном виде контент в дополненной (для планшетов) и виртуальной (для шлемов) реальностях для следующих учебных курсов:

  • «Клеточная биология»,
  • «Симметрия молекул и кристаллов»,
  • «Стереометрия — сечения многогранников»,
  • «Мозг человека».

Все занятия согласованы с основной школьной образовательной программой, планируется расширение программ и углубление контента, в том числе программы для подготовки к ЕГЭ.

Выводы

VR-приложения вошли в повседневный обиход во многих школах США, Канады, Сингапура, ОАЭ, Китая. Несмотря на барьеры входа VR/AR-технологий в российские общеобразовательные учреждения, интерес к новым технологиям постоянно растет как в среде преподавателей, так и, безусловно, у самих учеников.

К плюсам использования виртуальной реальности на уроках относят эффекты присутствия и погружения, фокусировку, интерактивность и др. Несмотря на то что виртуальная реальность все еще у многих ассоциируется с дорогой игрушкой, рассчитанной на вау-эффект, растет количество исследований, подтверждающих образовательную ценность методологически выверенных VR-разработок.

Автор: Юлия Хукаленко, к.ф.н., научный сотрудник Центра компетенций НТИ ДВФУ по VR/AR

0
4 комментария
Маря Осло

Такой вопрос, это прям внедрено в образовательную программу?
или это доп.образование?

Ответить
Развернуть ветку
Катя Филатова

Это уже появляется в школьной системе, но больше пока в дополнительном формате. Для внедрения в школьную программу нужна единая методология и интеграция с учебной программой. Этим как раз занимается Центр НТИ ДВФУ по VR/AR. По части внедрений в прошлом году была открыта большой IT-класс от HP Inc в московской школе, где есть и VR и образовательный контент, и мощное оборудование от HP. https://avradays.com/vr-in-school 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Смирнов

Предлагаю добавить в обзор профориентационные VR-приложения:
http://vr.navigatum.ru - знакомство школьников с миром профессий и отраслей; возможность посмотреть на отрасли и современные профессии "изнутри".

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiia Pankina

Добрый день! Спасибо за полезный материал, хорошо было бы добавить ссылки, не все получилось найти. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда