Когда от «эко» — одно название: новый закон об эко-товарах

Наибольшее внимание экологичности товара покупатели (67%) уделяют при приобретении продуктов питания (НАФИ, 2016). Выходит, для большинства из нас это важно.

В закладки

Все, что связано с экологичностью, в моду вошло и выходить не собирается. Только вот незадача — до недавнего времени ваш йогурт с пометкой «Bio» мог не иметь никакого отношения к экологически чистым продуктам.

Доля экологически сознательных потребителей ежегодно растёт. Так, 73% опрошенных респондентов требуют экологической ответственности от бизнеса, 62% испытывают чувство вины, когда совершают действия, наносящие урон окружающей среде

GfK Consumer Life, 2017

С 1 января 2020 года (уже как месяц) производители больше не смогут самовольно маркировать свои товары как «эко», «organic» или «bio». Законопроект был принят и одобрен Госдумой, получил название Федеральный закон от 03.08.2018 N 280-ФЗ "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и уже работает.

Мода на экологичность продуктов, одежды и других товаров в России только растет, и брешью в законе могли пользоваться все, кому не лень. Но не теперь. Цель закона – защитить потребителя, обеспечить контроль качества эко-продукции и обеспечить потребителя всей необходимой информацией о нем.

Право наносить маркировку и специальный знак получат только те производители, которые находятся в специальном реестре производителей органически чистой продукции, и если их продукция прошла проверку на соответствие правилам производства органической продукции.

Интерфакс

Единый реестр производителей органической продукции

Им займется Минсельхоз и будет вести его в электронном виде. Стоит полагать, реестр будет в открытом доступе и наличие / отсутствие в нем определенного производителя сможет посмотреть каждый человек. Чтобы попасть в реестр, производитель должен подтвердить соответствие своего товара требованиям, которые установили в отношении экологически чистой продукции.

Требования к эко-товарам

Чтобы вы представляли, как обстояла ситуация ДО закона – требования в нем почти целиком состоят из запретов. Например:

  • запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных
  • запрет на смешивание органической продукции с продукцией, которая к такой не относится
  • запрет на использование гидропонного метода выращивания растений (это такой метод выращивания без почвы – например, можно вырастить вполне себе помидоры на стоге сена, вовремя подавая им питательный раствор)
​Ну, или без сена. Гидропонный метод выращивания растений. В субстрат включают минеральную вату, перлит, кокосовое волокно, капрон, полипропилен. Материалы стоят дешевле, чем почвосмесь. Их не нужно часто менять — достаточно раз в несколько лет.

В требованиях, разумеется, указаны и запреты к использованию упаковок, загрязняющих окружающую среду. Разрешено использование пищевых добавок, витаминов, аминокислот и усилителей вкуса, которые предусмотрены стандартами в сфере производства органической продукции.

Осталось подождать, пока закон полностью охватит производителей, претендующих на «organic». Гринвошинг (экологичное позиционирование компании или отдельного товара) оказался по нраву производителям. Правда, за его основу иногда брались бездоказательные утверждения, слишком общие выводы, ложные заявления и маркировки, которых просто не существует.

А вот это – существующие маркировки. Это знаки, которые применяют в системах сертификации по экологическим требованиям. Могут встретиться вам на полках в российском магазине​

Учитывая отсутствие доверия тому, на что и закона-то нет, страна стала решать вопрос иначе. Например, в Питере экологический союз в рамках программы «Экология и человек» создал «Листок жизни» – собственную экомаркировку. «Листок жизни» ставится только на те товары, которые соответствуют европейским нормам. Узнать о них подробней можно здесь.

А вот и про относительный уровень доверия населения к маркировкам. Источник: ecounion.ru

Ответственность за «не-эко»

Административная, конечно – это те же права потребителя. Если производитель решил поставить знак «эко» на своих чипсах, то попадет на штраф – от 100 000 до 500 000 рублей для юр.лиц. Специфической ответственности нет – тот же КоАП РФ, та же Статья 14.7. Обман потребителей, штраф и административная ответственность.

С юридической точки зрения, здесь важны корректировки – от «эко»-товаров и продуктов ждут слишком много. Купить своим детям деревенское молоко с пометкой «bio», которое на деле представляет собой пакет с химикатами – опасно. Поэтому не исключено, что от законодателя потребуют уточнений – ведь сейчас большим концернам выгодно бесконечно откупаться копеечными для них штрафами, продавая химию под видом экологичных и натуральных товаров, а не разрабатывать реально экологичное производство.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Анна Комракова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 0, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 103821, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 29 Jan 2020 11:15:17 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Маркетинг
Как бизнесу заработать в соцсетях в 2020 году: полноценное руководство с прогнозами и примерами
Пошаговая рабочая стратегия продвижения бизнеса в соцсетях с медиапланом и примерами внедрения от директора «Студии…
0
{ "id": 103821, "author_id": 274655, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/103821\/get","add":"\/comments\/103821\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/103821"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199120, "last_count_and_date": null }
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Наибольшее внимание экологичности товара покупатели (67%) уделяют при приобретении продуктов питания (НАФИ, 2016). Выходит, для большинства из нас это важно – все, что связано с экологичностью, в моду вошло и выходить не собирается.

Из того же материала от НАФИ:

Большинство потребителей не готовы переплачивать за товары производителей, которые заботятся о снижении ущерба окружающей среде от деятельности своих предприятий или от своей продукции (61-71%). А если и рассматривают возможность доплаты, то не более 5-10% от стоимости товара.

Ответить
0

Тем не менее, производители, которые подтвердят своё соответствие требованиям к экологически чистой продукции, могут выиграть за счёт повышенного спроса, при равных ценах. Надеюсь, законы рынка со временем помогут натуральным продуктам стать дешевле)

Ответить
0

При равных ценах - экологически чистая продукция, безусловно, будет выигрывать. Но пока в магазине пластиковый пакет стоит 3 рубля, а бумажный 30 рублей - большинство покупателей выберет трижды вредный пластик)

Ответить
0

Здесь тоже можно найти выгодный вариант и купить, например, многоразовую сумку для покупок, которые тоже становятся популярны)

Ответить
0

Почему автор так плохо погрузился в тему, а уже пишет статьи на таком портале? Закон об органической продукции регулирует только использование слова "органик". Вот хотя бы последнюю статью можно об этом почитать https://rg.ru/2020/01/28/reg-szfo/chto-skryvaet-ekomarkirovka-tovarov.html

Указанные существующие маркировки на картинке относятся к категории сомнительных, про две из них есть даже целое расследование http://www.imorganic.ru/mefsert/. Экомаркировка "Листок жизни" была создана не в рамках программы Экология и человек. Вы же даже дали ссылку на сайт https://ecounion.ru/, там можно было ознакомиться с её историей и на соответствие чему проводиться проверка.

Ответить
0

Благодарю за то, что поделились своим мнением)
Информацию брала с сайта  http://ecomarkirovka.tilda.ws/

Ответить
0

Кажется это какой-то студенческий проект. Уже видела его раньше. В любом случае, есть более точные источники.

Ответить
0

Спасибо, что уточнили информацию)

Ответить
0

И здесь же  информация о создании экомаркировки "Листок жизни"  в рамках программы Экология и человек в 2001 году)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }