{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Что делать, если пришло письмо о нарушении авторских прав

Рассказываем, как сохранить заказы и контент на сайте.

Вы когда-нибудь получали письмо с претензией о нарушении авторских прав?

Продажа товаров и использование контента без согласия правообладателя – серьезный риск для владельцев интернет-магазинов. Зачастую правообладатель требует закрытия доступа к страницам сайта с незаконным содержанием. Для этого он отправляет досудебную претензию о нарушении авторских прав.

Такое письмо могут получить и владельцы интернет-магазинов, которые продают товары законно.

В статье рассказываем, что делать с претензией о нарушении авторских прав и как наши герои решили конфликт с правообладателем.

Антон: «Как я потерял прибыль и заказы»

Антон из СтройРем – руководитель бизнеса и мастер своего дела. По натуре темпераментный и нетерпеливый человек. Занимается продажей строительных инструментов и материалов в интернет-магазине.

Хит продаж в СтройРем – товары бренда МакАллистер. Это любимый производитель всех, кто неравнодушен к ремонту. Основное производство фирмы сосредоточено на профессиональных электроинструментах.

В начале января резко упали продажи товаров МакАллистер. Статистика показывала нулевую посещаемость, хотя инструменты этого бренда добавляют в каждую третью покупку. При переходе на страницу загружалась ошибка 403. Она появляется при загрузке сайта или страниц, к которым ограничен доступ.

Первым делом Антон зашел в административную панель сайта. Все страницы были активны, но не загружались. Он сбросил кэш, но на страницах товаров МакАллистер загружалась все та же ошибка. Попробовал отключить и включить страницы, результат был тот же.

Антон понял, что не справится самостоятельно, и обратился к программисту. Тот сделал вывод, что доступ к сайту ограничен администратором хостинга и обращаться нужно к нему.

Антон позвонил в техподдержку хостинг-провайдера и сходу начал обвинять хостинг в безответственности, нарочном отключении сайта и лишении его дохода.

Специалист миновал негатив и перешел к делу: попросил Антона продиктовать данные тарифа хостинга и рассказать о проблеме с сайтом.

Антон постарался без раздражения объяснить ситуацию, хотя внутри все кипело. Специалист техподдержки выслушал и объяснил, что проблема возникла из-за предупреждения БрендРевизора. Он сказал, что отправлял письмо с претензией раньше и сейчас вышлет копию повторно. Теперь Антон понял, что действительно упустил их из виду. Специалист добавил, что решить проблему можно единственным способом – отправить БрендРевизору документы, которые смогут доказать легальную торговлю. Тогда конфликт будет урегулирован, а ссылкам восстановлен доступ.

Почему отключили сайт

Проблема возникла 30 декабря, когда сотрудники СтройРем праздновали удачное завершение года на корпоративе. На рабочую почту поступило сообщение от БрендРевизора.

БрендРевизор нанимают для защиты от незаконной торговли в интернете. Официальный дистрибьютор марки МакАллистер в России использует услуги этой компании. Ревизоры мониторят продукцию брендов в онлайне. При обнаружении незаконного использования логотипов или фотографий бренда направляют досудебную претензию владельцу сайта и хостингу. Конфликт быстро решается, если компании высылают подтверждающие документы.

Из-за молчания владельца сайта БрендРевизор отправил претензию хостинг-провайдеру и прикрепил документы:

  • претензию,
  • патент на товарный знак,
  • доверенность о том, что БрендРевизор могут действовать во всех правоотношениях, связанных с правонарушением интеллектуальных прав.

Техподдержка хостинга переадресовала полученное сообщение владельцу сайта и написала, что нужно срочно принять меры по размещению списка товаров на сайте. Иначе хостинг-провайдер ограничит к ним доступ до прояснения ситуации.

Здравствуйте, Никитенко Антон Викторович!

На ваш сайт СтройРем поступила досудебная претензия от компании ООО "БрендРевизор" о незаконном использовании товарных знаков "МакАллистер".

Во вложении находится скан-копия претензии и полученный пакет документов.

Вам необходимо срочно подготовить ответ на претензию и предоставить документальное подтверждение правомерности использования товарного знака, либо удалить указанные в претензии страницы, содержащие упоминание спорного товарных знака.

В случае отсутствия ответа на претензию до 2019-12-31 мы оставляем за собой право произвести полную блокировку аккаунта в соответствии с п. 3.2.4. Оферты об оказании услуг: https://reddock.ru/docs/oferta/.

Ответ с электронной почты СтройРем не поступил. Все сотрудники отдыхали и не проверяли рабочую почту. Тогда техподдержка позвонила на все номера, указанные на сайте, но никто не брал трубку. Разослала копии письма на почтовые ящики сотрудников, которые были на сайте. Ответ так и не поступил.

Хостинг-провайдеру пришлось ограничить доступ по перечисленным в претензии ссылкам.

Как Антон решил проблему

После звонка в техподдержку хостинга Антон отправил договор купли-продажи БрендРевизору. Ревизоры проверили договор и ответили хостинг-провайдеру о регулировании конфликта:

Добрый день,

Вопрос по сайту СтройРем был урегулирован с правообладателем. Просьба считать претензию отозванной.

Просим не предпринимать никаких дальнейших действий в отношении сайта.

Спасибо за содействие.

С уважением,

ООО “БрендРевизор”

Проблема разрешилась, все страницы возвращены в открытый доступ. Вот только клиенты ушли и вряд ли вернутся. Теперь Антон и его сотрудники проверяют рабочую почту несколько раз в день и даже на выходных.

Олеся: «Как я сохранила заказы»

Олеся из ЧудоДом – владелец интернет-магазина товаров для дома и офиса. Она противоположность Антона: в ее офисе царит спокойствие и порядок. Потеряться в поисках документов невозможно, каждому из них определено место.

На рабочую почту магазина пришло письмо от техподдержки хостинга, на котором размещен сайт. В нем:

  • претензия от представителя бренда Бош о нарушении авторских прав,
  • патент правообладателя на товарный знак,
  • требование удалить перечисленные товары с сайта.

Как быстро решить ситуацию

Олеся не растерялась и подготовила письменный ответ на претензию. К нему прикрепила:

  • Договор поставки.
  • Товарные накладные, подтверждающие приобретение товаров у официального дилера.

Отправила его на почту хостинг-провайдера и компании БрендРевизор.

Цитата:

Добрый день

Вся продукция Бош на сайте ЧудоДом оригинальная и приобретается в авторизованного постановщика ООО "Центр Бытовой Техники" договор прилагаем.

Документы подтвердили правомерное использование товарного знака. Полный список документов перечислен в статье Справочного центра.

Проблема решена: все страницы сайта остались доступными для клиентов. Техподдержка сразу ответила:

Здравствуйте, Олеся Ивановна!

Спасибо за оперативное решение. Отличного дня.

Что сказано в законе

Любое использование интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя считается незаконным. Авторские права охраняются:

  • Гражданским Кодексом РФ (ст. 1229, 1300, 1301),
  • Федеральным Законом РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 15.7).

Правообладатель может потребовать блокировку сайта в течение 24 часов и обратиться с заявлением в суд. Компенсация за нарушение авторских прав составляет от 10 000 до 5 000 000 рублей.

Что будет, если все оставить как есть

Если вы проигнорируете письмо – проблема не решится сама собой. Давайте разберемся, как хостинг-провайдер действует по закону.

Согласно п. 2 ч. 3 статьи 1253.1 Гражданского Кодекса РФ информационный посредник должен своевременно принять необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

Поэтому хостинг-провайдер:

  • Уведомляет о полученной претензии.
  • Дает время на оперативное разрешение ситуации.
  • Если проблема не решается, то доступ к контенту ограничивается.

Для нас важно сохранить ваш проект в целости и сохранности: делаем все для отстаивания ваших прав.

Мы связываемся с вами всеми способами – пишем на электронную почту и звоним по номерам, которые указаны в анкете, на сайте, в соцсетях вашего проекта и других источниках. Если ответ не поступает, дублируем сообщения и ищем новые контакты для связи.

Понимаем, что от наших действий зависит многое, и делаем максимум. Но только от вас зависит все. Пожалуйста, проверяйте почту не только в папке «Входящие», но и в спаме. Рекомендуем скачать приложение почты, которой вы пользуетесь, и включить оповещения о новых письмах. Если нет интернета, то не игнорируйте входящие звонки.

Если вы не отвечаете, то закон нас вынуждает закрывать доступ к спорному контенту. Мы заботимся о вашем бизнесе, поэтому страницы сайта или товары из претензии не удаляем, а лишь блокируем.

По всем вопросам обращайтесь в техподдержку. С радостью поможем в любой ситуации!

P. S. Все события и персонажи вымышлены, любые совпадения с реальностью случайны.

0
72 комментария
Написать комментарий...
Антон Левин

Такие письма пачками приходят. Адекватный хостинг на это не реагирует - они еще официально ни разу не прислали ничего. Только по электронной почте какую то филькину грамоту шлют. 

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Антон, спасибо за участие. Такие письма действительно приходят в большом количестве - и по электронной почте, и по обычной. Хостинг-провайдер должен реагировать на официальные претензии и принимать меры для прекращения нарушений. 

Мы получаем разные претензии. Например, на днях пришла претензия с просроченной доверенностью. Проверили ее на актуальность, она недействительна с осени 2019 года. Не стали дополнительно сообщать владельцу сайта о ней.
Другой пример - ссылаются на общеупотребимое слово. Сообщили клиенту и ждем решения конфликта между клиентом и правообладателем, сайт доступен. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Левин

Это вообще не ваша компетенция. Вы - информационный посредник. Вы не судья, не прокурор. Вы не можете судить о законности присланного вам письма - это просто не ваша зона ответственности. Пришла претензия - переслали клиенту, как максимум. Когда будет решение суда или роскомнадзора, то вот тогда действуйте. Пишу вам с позиции подобного хостинг-провайдера - мы по таким письмам ничего не предпринимаем, т.к. это просто не наша зона ответственности. Шлем всех в суд - пока никто не дошел... 

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Антон, верно, хостинг-провайдер - информационный посредник. В связи с п. 2 ч. 3 ст. 1253.1 ГК РФ:
информационный посредник обязан принять меры по прекращению нарушения интеллектуальных прав по запросу правообладателя.
Иначе хостинг-провайдер становится ответственным за размещение спорного контента.

Для примера расскажем о деле ИП Кувшинова против ООО "Интернет-хостинг". Суд привлек к ответственности не только владельца сайта, но и хостинг-провайдера. Потому что последний был оповещен о том, что на сайте размещена нарушающая права информация. (см. Постановление по делу № А40-169281/2013 от 30.05.2014)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Левин

Значит их уведомили законно, а не письмом со сканами на электронную почту. Реагировать конечно нужно по закону, но на обоснованные претензии. Вот как вы сможете понять, нарушает сайт закон или нет? Вы не судья, и не решаете такие вопросы. Если на сайте есть товары или логотипы какого то бренда, то это не нарушение, если об этом просто заявлено производителем. Нужен еще ряд условий. Тот же интернет-магазин, выкладывая товары у себя на сайте, не нарушает закона просто потому, что выложил товары этого бренда. Он не обязан спрашивать у бренда, можно ли выложить товар на сайт - это абсурд. Более того, ИМ обязан по закону указывать производителя товара и его характеристики. 

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Антон, способ уведомления по ст. 1253.1 ГК РФ должен быть письменным.

В ст. 71 ГПК РФ сказано: Письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"...

Из этого делаем вывод: хостинг-провайдер не должен разбираться в законности обоснований, но отреагировать на такие письма обязан, так как они законны.

Для законной продажи интернет-магазин должен иметь товарную накладную, договор поставки или др. документы на товары бренда. В статье их перечислили.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Левин

Вы путаете статьи, это не то. Почитайте на тему надлежащего уведомления. Вас уведомили НЕ надлежащим образом, т.е. в теории вы вообще не в курсе этих событий. Это как платежка без поступления денег на счет. Вроде информация есть, но ее достоверность надо проверять:) Мы занимаемся хостингом и защитой от DDoS-атак и такие письма тоже получаем регулярно. И даже кто то денег предлагает, чтобы блокировать определенные страницы сайта. Мы всем предлагаем действовать по закону - пока еще никто ни в суд не подал, ни даже письмо официальное заказное, с описью вложения не прислал. Просто вы не совсем по той теме попытались прорекламироваться - мне кажется, с такой статьи клиентов вы не получите:) 

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Антон, вы говорите об уведомлении на судебный процесс. Это совершенно другое, мы рассказываем в статье о досудебной претензии. 

Нам никто денег не предлагает. Получаем досудебные претензии и действуем по закону.

В предыдущем ответе привели цитату из статьи ГПК РФ. По ней понятно, что если не урегулировать проблему и отправиться с ней в суд, то отсутствие проведения мер по досудебной претензии будет доказательством игнорирования закона хостером. 

Повторимся, хостинг-провайдер не защищает от законодательства РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Левин

Я тоже повторюсь, но вы путаете тепло с мягким. Вы понимаете, что вас НЕ уведомили по закону? Вы не на ту статью ссылаетесь - она в данном случае не применима. Вот смотрите, например, у меня есть интернет-магазин и я хочу навредить своему конкуренту. Я могу составить такое письмо, наделать доверенностей в фотошопе и отправить вам. Далее ок, вы перешлете письмо клиенту, дадите ему пару дней. Он скинет вам бумаги, что берет товар законно. Вы скинете их мне, а я скажу, что нет, бумаги не те и товар он берет незаконно. И вы заблокируете вашего клиента? Зачем? Кто вам дал такое право? Вы не судья и прокурор, чтобы решать такие вопросы. У вас в целом таких полномочий нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Антон, прикрепите ссылку на закон, по которой нужно ссылаться. Мы прикрепили свою и обосновали. 

Мы не блокируем клиентов, если они предоставляют документы. Если полученные документы не устраивают правообладателя, то конфликт стороны регулируют без нас. Доступ к сайту не ограничиваем, так как проверить на законность полученные документы не можем.

Если клиент отправляет нам подтверждающие документы, почему мы должны его блокировать? Об этом не было сказано ни слова. Мы наоборот говорим о том, что бремя определения законности документов лежит на госорганах, а не на хостере.

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Законно.

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда