{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

История одного суда: как арт-директор уволился из дизайн-студии, открыл свою, а потом поплатился за это⁠⁠

Сотрудник уволился из компании, открыл свою и на сайте опубликовал работы, сделанные им на прошлом рабочем месте. Бывший работодатель обратился в суд и потребовал 750 000 рублей за нарушение прав.

История этого суда насчитывает три пересмотра в трех инстанциях, а итоговые выводы судов полезно знать каждой российской компании и сотруднику, которые зарабатывают на том, что создают своим умом.

Жила-была в Москве одна дизайн-студия. Рисовали логотипы, фирстили, упаковки и всякие такие красивости. Работал в этой компании один арт-директор. Работал-работал, а потом решил уволиться из компании и открыть свою.

Откуда арт-директору брать клиентов? Сделал он себе сайт, на том сайте портфолио, а в портфолио работы его за годы работы в дизайн-студии — логотипы те самые, этикеточки и прочие работы.

Узнали об этом люди в дизайн-студии и разгневались. Надо же, каков хитрец, — рассуждали они, — мы ему деньги платили, а значит права на его работы наши, и негоже ему без спроса брать и что-то там у себя публиковать.

Не согласился арт-директор с такими претензиями. «Я, — говорит, — все это сам нарисовал, значит, как хочу, так и использую, а вы мне тут и не указ вовсе».

Кто же прав, как рассудить по закону?

И пошла дизайн-студия в суд. 250 000 рублей потребовали за нарушение исключительного права на работы, а еще 500 000 сверху за вред деловой репутации — несколько клиентов отказались работать с веб-студией, когда сайт дизайнера увидели.

Первая инстанция — арбитражный суд

— Арт-директор создал произведения по работе. Значит это служебные произведения, и права на них принадлежат работодателю. А новая компания арт-директора использовала эти работы без согласия, да еще и в целях саморекламы. Это незаконно, а у студии из-за этого еще и часть клиентов отвалилась. Удовлетворить иск полностью, взыскать 250 000 тысяч и 500 000 тоже взыскать.

Апелляция — апелляционный арбитражный суд

— Все нормально, решение правильное.

Кассация — Суд по интеллектуальным правам

— Суды решили, что произведения служебные и права на них принадлежат работодателю. Только вот они не учли, что обязанности арт-директора — это контроль над персоналом, а не создание иллюстраций.

Да и вообще суды не выяснили, кто является автором произведений, каких именно произведений, момент их создания и факт их создания — в рамках служебных обязанностей или нет. Как соотносятся эти произведения со сферой деятельности дизайн-студии? Какая цель создания произведений? Место выполнения работ? По чьей инициативе были созданы произведения?

В общем, не разобрались вы в деле до конца, отправляем на новый пересмотр.

Верховный суд РФ

— Да, кассация сказала все правильно. Идите в первую инстанцию на пересмотр и разбирайтесь во всех деталях.

Пересмотр дела в первой инстанции

— В должностной инструкции арт-директора нет такой обязанности «создание произведений дизайна». Судя по договору, арт-директор не исполнял обязанности дизайнера, а только руководил разработкой. Служебных заданий письменных не было, актов приемки не было.

Получается, что произведения не служебные, значит права на них дизайн-студии не перешли. Отказать в иске полностью.

Апелляция-2 — апелляционный арбитражный суд

— Да-да, все нормально, решение правильное.
Кассация-2 — Суд по интеллектуальным правам

— Мы вам что говорили исследовать? Напомним: целую совокупность обстоятельств:

- соотношение деятельности дизайнера со сферой работы студии,

- пределы трудовых обязанностей дизайнера;

- место выполнения работ;

- источник оборудования и средств для работы;

- контроль работодателем работы по этим проектам;

- цель создания произведений;

- последующее поведение работника и работодателя;

- ВСЕ документы.

А вы что исследовали? Один только договор и должностную инструкцию? И только вот поэтому вы решили, что права у дизайнера? Идите и еще раз пересматривайте. С этого раза только нормально разберитесь.
Первая инстанция-3

— Мы разобрали каждый из 57 объектов: когда и как был создан, кто заказчик и так далее.

Выводы такие: арт-директор работал по заданиям студии на компьютерах студии и использовал софт студии, причем занимался этим, судя по логам файлов, именно в рабочее время. По трудовым документам получается, что все-таки на арт-директоре были обязанности по созданию, разработке и внедрению дизайна, и рисовал он по проектам, которые пришли в дизайн-студию от их заказчиков.

Все это означает, что произведения все-таки служебные, и права на них принадлежат дизайн-студии. А вот вреда деловой репутации здесь нет, потому что публикации изображений не порочат репутацию истца.

500 000 рублей за вред деловой репутации взыскивать не будем, а вот 250 000 за нарушение исключительных прав нужно взыскать.

Апелляция-3 — апелляционный арбитражный суд

— Ага, решение правильное.

Кассация-3 — Суд по интеллектуальным правам

— Наконец-то. Теперь точно все исследовали, и решение вынесли правильное.

Верховный суд РФ

Да, решение правильное.

Какие выводы можно сделать из этой истории
Вот что на самом деле нужно сделать, чтобы исключительное право точно принадлежало работодателю:
1. Заключить трудовой договор с сотрудником.
2. В трудовом договоре написать про обязанности создавать произведения и про передачу прав на них.
3. В должностной инструкции установить порядок работы.
4. Поставить сотруднику задание в письменном виде — чтобы можно было потом доказать, что задание было.
5. Принять результат выполнения в письменном виде — например, по акту.
6. Начать использовать произведение — например, опубликовать его на сайте или передать заказчику.
7. Выплатить вознаграждение сотруднику.

Если работодатель поставил галочки по каждому пункту списка, значит, права точно принадлежат ему. Чем меньше галочек, тем выше вероятность, что правообладатель — работник, а не компания. Если компания не сделает эти документы грамотно и вовремя, то на доказывание своей правоты в судах может уйти год-другой — как в этом деле А40-256611/2017

Если вам интересны такие разборы — ставьте «вверх», буду писать еще о всяких таких вещах, благо за годы работы довелось столкнуться много с чем.

Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей». Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151. В канале рассказываю полезные истории из своей практики для предпринимателей, руководителей и авторов.

В основном речь о том, как грамотно пользоваться интеллектуальными правами, чтобы зарабатывать на них деньги и не терять — авторские права, бренды, патенты и секреты. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии. Если нужна помощь по именно вашей ситуации (работа с претензиями по интеллектуальным правам, судами, блокировками на маркетплейсах, проверка и регистрация товарных знаков, патентование) , напишите мне в личные сообщения, обсудим детали и посмотрим, что можно сделать.

0
127 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Петров

Стори как барыжка, который ничего не сделал, ничего не создал отобрал труды у простого работяги, которому принадлежат его работы. Этот закон нужно просто менять, что бы в принципе нельзя было владеть правами на работы другого человека, он их не продавал, они принадлежат ему по умолчанию. А галочка в договоре про исключительные права это и есть тот инструмент, с помощью которого автору запрещают владеть собственной работой. Всем дизайнерам слать на три буквы этих барыжек с их пунктами, просто не подписывайте это.

Ответить
Развернуть ветку
Silverjohn

Ага, и не работайте ни на какие компании, открывайте свою сразу. И тут вдруг встает вопрос: а в свою компанию ты наймешь человека, которому будешь платить зарплату, но при этом не будешь иметь прав на использование его труда? А как ты заказчику передашь произведения, не имея исключительных прав?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петров

В идеале да, ведь именно так и сделал барыжка и позвал к себе на работу работяг.

Ответить
Развернуть ветку
Silverjohn

Ну так а че до сих пор нет такого, что один дизайнер = одна компания?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петров

С чего ты взял, что нет? Тысячи так называемых студий, агентств - это и есть 1 человек. Любой фрилансер, зарегистрированный как ИП - 1 человек, одна компания.

Ответить
Развернуть ветку
Silverjohn

Ну почему не все 100% дизайнеров - это одна компания из одного человека? Речь об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петров

Потому, что барыжка гарантирует какую то зп, из кармана клиента разумеется, а не своего, а свободное плавание не гарантирует ничего и для этого нужно иметь яица, что бы плавать самому.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
124 комментария
Раскрывать всегда