{"id":7016,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=7016&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=6ca24c77fedb0a01bd41595a6fbd498b5375a294c2e3b54a129aa318671b77a3","isPaidAndBannersEnabled":false}
Право
Игорь Новиков

Работа b2b: как не допустить безнадежной «дебиторки»

Чтобы не копить дебиторскую задолженность — вводите штрафные санкции.

Многим предпринимателям наверняка знакомо: услуга оказана, но деньги на счет не поступили, хотя по договору уже давно должны быть переведены. Хорошо, если это произойдет в течение недели, месяца — до тех пор, когда придется закупать расходные материалы и платить зарплату сотрудникам. А если через год? Наш совет: чтобы не копить дебиторскую задолженность — вводите штрафные санкции.

Жила-была на свете компания, назовем ее «подрядчик». Зарабатывала она тем, что принимала заказы на ремонт машин от более крупных компаний и распределяла их по техцентрам. Подрядчик платил субподрядчикам два-три раза в год, но сразу большую сумму. Поэтому они терпеливо ждали. Но наступил кризис и «что-то пошло не так»: техцентры не увидели на своих счетах значительных сумм — задолженность перед некоторыми компаниями доходила до полутора миллионов рублей. Субподрядчики обратились в суд, дело выиграли, но денег своих не получили – агрегатор обанкротился. Потребовать выплат с владельцев автомобилей техцентры тоже не могли.

Реальность такова, что при возникновении неконтролируемой дебиторской задолженности вы, в большинстве случаев, теряете деньги. Поэтому лучше не допускать её вовсе.

Вам хотят сделать заказ на полмиллиона рублей? Проверьте, а располагает ли заказчик такими средствами, какая у него репутация, как долго он работает на рынке.

Предположим, деньги есть, но он может просто не заплатить. Поэтому в договоре важно прописать обеспечительные меры, например, залог автотранспорта.

Если речь о постоянном клиенте, который систематически нарушает сроки оплаты, то здесь нужна грамотная договорная и претензионная работа. Договор и все приложения к нему должны учитывать специфику вашего бизнеса, возникающие в нем риски, содержать перечень обеспечительных средств и штрафных санкций. При составлении договора не лишним будет учесть существующую судебную практику, а также раз в месяц проводить мониторинг на предмет возникновения судебных дел в отношении контрагента — возникают ли претензии от других сторон, выступает ли контрагент ответчиком?

Что касается претензионной работы, то она состоит не только в направлении исковых заявлений в суд. До этого вообще лучше не доводить. Претензионная работа — это грамотная консультация, звонок, сделанный вашему контрагенту вовремя.

Как снизить риски плохой дебиторской задолженности?

  • Всегда проверяйте новых контрагентов. Вам в помощь: открытая база судебных дел: посмотрите, упоминается ли ваш контрагент в судебных делах в качестве истца или ответчика; сайт налоговой: посмотрите, есть ли к будущему контрагенту претензии со стороны налоговых органов; база судебных приставов: выясните, ведутся ли в отношении интересующей вас компании исполнительные производства. Яндекс и Google: посмотрите сайт, пробейте в поисковиках — почитайте отзывы о компании.
  • Договор и приложения к нему должны содержать: порядок оказания услуг, поставки товара, его передачи, порядок оплаты, содержать санкции за несоблюдение сроков, а также перечень так называемых обеспечительных средств.

Важно: договор должен учитывать специфику именно вашего бизнеса — если дело дойдет до суда, то именно договор будет являться системой координат, от которой будет отталкиваться судья при принятии решения.

  • Управляйте дебиторской задолженностью: ведите мониторинг, контролируйте ситуацию у контрагентов (см. п.1) и, при возникновении проблем, как можно раньше начинайте претензионную работу.
  • Рынок изменчив — схемы трехлетней давности безнадежно устарели. Если при работе с крупным клиентом напрямую отсрочка платежа в 3-4 месяца допустима (указано в договоре), то с агрегаторами и посредниками такой сценарий сегодня уже становится высокорисковым.

Что делать, если клиент нарушает срок оплаты?

На две недели — обязательный звонок: напоминаем о платеже, уточняем сроки, фиксируем достигнутые обязательства в письме по электронной почте. Отслеживаем исполнение. Если контрагент говорит, что оплатил, просим платежное поручение.

На один месяц— претензионное письмо с отсылками на договор на имя руководителя компании. Письмо отправляется:

  • по электронной почте – не забудьте запросить подтверждение о прочтении;
  • курьером на фактический адрес – на втором экземпляре обязательна отметка о получении: дата, ФИО, должность лица, по возможности – печать «для документов»;
  • почтой России на фактический и юридический адреса – обязательно с уведомлением о доставке и чеками об отправке.

Не забудьте позвонить и поинтересоваться, получено ли письмо. Если оплаты не поступило — обращайтесь в суд. Напомню, что ваше заявление должно быть грамотно оформлено и опираться на договор.

При небольших суммах иска можно использовать электронную систему подачи заявления.

Средний срок рассмотрения дела: от 3 месяцев до одного года.

{ "author_name": "Игорь Новиков", "author_type": "self", "tags": ["\u044e\u0440\u0438\u0441\u0442\u044b","\u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435_\u043f\u0440\u043e\u0431\u043b\u0435\u043c\u044b","\u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f_\u043a\u043e\u043d\u0441\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f","\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u044b_\u044e\u0440\u0438\u0441\u0442\u0430","\u043f\u0440\u043e\u0431\u043b\u0435\u043c\u044b_\u043c\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u0430","\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e","\u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c_\u044e\u0440\u0438\u0441\u0442\u0430","\u043c\u0430\u043b\u044b\u0439_\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","\u043a\u043e\u043d\u0441\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f_\u044e\u0440\u0438\u0441\u0442\u0430","\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0438\u0433\u043e\u0440\u044c_\u043d\u043e\u0432\u0438\u043a\u043e\u0432","\u0434\u0435\u0431\u0438\u0442\u043e\u0440\u0441\u043a\u0430\u044f_\u0437\u0430\u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c","evrland_legal"], "comments": 13, "likes": 10, "favorites": 27, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 53047, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 12 Dec 2018 21:20:32 +0300", "is_special": false }
0
13 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Ребята, где вы только такой говно-контент откапываете. Это же постараться нужно

4

Штрафы - так себе затея. Если уж имеется острая необходимость работать с отсрочкой платежа, лучше рассмотреть варианты с факторингом (при крупных оборотах) или разработать программу лояльности, получение бенефитов по которой предполагает отсутствие просроченной задолженности. Это добавит шансов оказаться на вершине стопки со счетами к оплате.

2

при жирных временах - норм совет. но у малого бизнеса и среднего тупо нет свободных денег зачастую в очень многих сферах. а крупный платит с отсрочкой часто в квартал-полгода. но конечно зависит от сферы.

3

Согласен, но как говорится, кто экономит на охране, тот разоряется на похоронах)
И кстати, малый бизнес по Российской классификации это, на минутку, предприятие с годовым оборотом около 800 млн. рублей. Если же брать микро-бизнес и все что мельче, тут мне кажется только профилактические меры помогут (они в статье упомянуты). Работа с крупными клиентами сопряжена с рисками задержки платежей и желательно оценить риски прежде чем ввязываться в такие отношения. Ну и штрафные санкции в договоре крупные клиенты скорее всего вообще не пропустят (навяжут свой типовой договор).

2

Не около а от 120 до 800

1

с типовыми договорами можно работать все-таки иногда - вносить и правки, и как-то вести переговоры. ну и контролить. куча знакомых попадали на безнадежную дебеторку, потому что схемы даже прошлого и позапрошлого года с рассрочками стали провальными... особенно аккуратно нужно с агрегаторами. срабатывает эффект домино. ну и смотреть баланс - иногда лояльность клиента ничто в сравнении с рисками.

0

Факторинг целесообразен, как было сказано, при существенном обороте, и требует надёжного оформления долга. Малый бизнес часто ни тем, ни другим не отличается. Программа лояльности - вариант, но опять же, для немногих.

2

факторинг

Факторинговые компании работают с весьма ограниченным перечнем компаний которые вам должны.

Если уж имеется необходимость

Чуть менее чем всегда.

0

Основа рабоиы с дебеторкой/кредиторкой.
В первую очередь платят тем кто настойчиво требует платить )

2

Волшебных таблеток нет, в суд - потеря клиента в перспективе , необходимо смотреть по ситуации

1

В прошлом году постоянный клиент больее чем на месяц 700к просрочил (при одобренной отсрочке 30 дней) им материнская компания тупо денег не давала.
Я подал в суд и сразу деньги для дочки нашлись.
Работаем все ок.

1

Золотое правило))

0

Комментарий удален

Автор - гений. Как заставить работников не опаздывать? Опоздал на 5 минут - штраф 5000. Как заставить девушку убираться дома? Не убралась - штраф 5000.

0
Читать все 13 комментариев
Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

Я устал жить на автомате и сделал бота в Telegram, который напоминает сколько мне осталось жить

Теперь бот присылает каждую неделю новую таблицу жизни, где видно сколько мне осталось до 90 лет. Красный квадрат – 1 прожитая неделя.

Пример календаря жизни. @life_table_bot
ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

Исследование: сотрудники хотели бы иметь комнату отдыха, бесплатный сок, а работодатели уже готовы покупать ЗОЖ-снеки

Онлайн-сервис доставки продуктов и товаров СберМаркет и исследовательское агентство Research Me спросили сотрудников, как они хотели бы питаться в офисе и что в нем видеть. В опросе приняли участие более 1500 работающих людей по всей России. Сервис также спросил работодателей – В2В-клиентов СберМаркета: что они покупают в офис, что точно никогда…

«М.Видео» не привёз часть заказа и клиент не может ничего сделать уже несколько недель

TL;DR;
Заказал и оплатил 02 октября два товара в М.видео, в доставку 06 октября привезли один товар и не привезли сетевой фильтр. Три недели попыток хоть как-то решить проблему официально и неофициально безуспешны, за это время не было даже попытки позвонить например мне. Обращение без ответа, операторы врут, фильтра у меня нет, денег у меня…

М.Видео обманул меня с предзаказом Apple Watch Series 7

Печали пост. Как только 8 октября открылся предзаказ на Apple Watch Series 7, поспешил на сайты apple.com, М.Видео и еще несколько маркетплейсов.

Реклама в газетах и CRM: как мы массово нанимаем синих воротничков в швейное производство

У нас в Кофтёнышах, 80% сотрудников — это производственный персонал: швеи, упаковщицы, мастера, а 20% — коммерческий и административный: дизайнеры, маркетологи, менеджеры интернет-магазина.

Несколько лет у нас было чёткое деление, где искать людей на свои позиции: синие воротнички на SuperJob и Авито, белые воротнички — на HeadHunter. Со временем видение изменилось, а подход мы систематизировали.

Правительство обязало мессенджеры регистрировать пользователей по паспортным данным с марта 2022 года Статьи редакции

Сервисы должны будут запрашивать данные у операторов, а те — предоставлять их в течение 20 минут после регистрации пользователя.

Как AliExpress забрал у меня $300

24.08 - оплачиваю заказ.

null