{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Не работайте по 100% предоплате. Даже если настойчиво предлагают

Часто встречаюсь с мнением, что чем больше предоплаты — тем лучше. Увы, далеко не во всех случаях это вам поможет. Почему?

Правильная реакция на 100% предоплату. 

Меня зовут Лена и я занимаюсь проектированием, дизайном и доработкой сайтов для бизнеса. Мои заказчики — застройщики, банки, производства, стартапы и различные сложные и уникальные сервисы. В статье я описываю своё видение, подтвержденное опытом.

Все описанное ниже действительно для заказов/услуг стоимостью от 100 тысяч рублей, а наиболее применимо, когда суммы становятся чувствительными лично для вас. Возвращать предоплату может быть слегка проблематично, если заказ на 1 млн. сделан на 90%, а из документов у вас только договор.

Если клиент — физлицо

Если вы работаете с клиентами в “рознице”, оказываете услуги физическим лицам — против вас будет работать “закон о правах потребителей”. Если клиенту что-то не понравится — он вправе вернуть предоплату за исключением фактически понесенных вами расходов. Которые, в случае суда, может быть крайне затруднительно доказать в той сумме, которую хотите получить вы. Вряд ли у вас есть чеки на все, что вы покупали для выполнения заказа.

Так же естественно, что не бывает невозвратного бронирования. Сумма не может сгореть, если услуга не была оказана.

Вы, как предприниматель, несете риски, в том числе связанные с тем, что результат вашей услуги может не подойти, не понравиться, стать неактуальным и так далее. И это только ваши риски, их нельзя переложить на покупателя, увы.

Если клиент — юрлицо, ИП

А вот тут уже интересно. Представим, на минуточку, что вы получили 100% предоплату, а потом (сюрприз) что-то пошло не так.

Что же могло пойти не так?

  • Сменился менеджер проекта. Новый — хочет пристроить на ваше место родственника, другую компанию или ему просто не нравится то, что вы делаете. Сколько вы сможете ехать с палками во всех колесах? Сколько вы будете это “разгребать”?
  • Сменилось руководство компании и курс всего корабля. Заказ у вас может резко стать неактуальным и вас попросят вернуть всю предоплату. Потом, нехотя, после пары месяцев споров или согласятся на большую часть, или будет суд, где вы опять потратите время и не факт что вернете бОльшую часть расходов.
  • Компания выходит на банкротство. Поборетесь с конкурсным управляющим, который будет разворачивать все сделки, до которых только сможет дотянуться? Это затянется надолго...
  • И так далее…

Да, в соответствии с договором вы можете быть сколько угодно правы. Но, точку, как известно, поставит суд, что будет тратой колоссального времени на сбор доказательств, нервов и так далее. В общем, иногда, когда мы хотим уменьшить риски — мы их только увеличиваем. Но! Выход есть.

Что делать, Зин?

  • Разработать договор с нормальным юристом и привлечь второго для ревью результата. Про договор на дизайн сайта я писала ранее.
  • Разбивать работу на этапы и работать по частичной предоплате. Да, так больше работы с документами, однако — это безопаснее. Указать в договоре про “последовательность” выполнения этапов, если заказчик недоволен результатом работы по этапу — к следующему не переходим.
  • Подписывать акты выполненных работ по каждому этапу.
  • Получать документы в оригинале или по ЭДО. Сканы, конечно, вещь признаваемая, однако доступ к электронной почте или печать можно потерять. Смекаете?
  • Собирать доказательства, подтверждающие расходы и выполнение работ. Сотрудник что-то сделал? Должна быть задача в CRM с прикрепленными часами работ. Что-то купили? Чек, оплаченный счет, квитанция.
  • Верить только в документы. Не работать без подписанных документов и предоплаты. Не получили подписанный акт? Ждете. Не получили предоплату за следующий этап? Ну, вы знаете что делать.
  • Убедиться что ваш подписант по договору действительно имел право подписи.
  • Проверить компанию через Честный бизнес, Контур Фокус или десяток других аналогичных сервисов перед началом работ. Перепроверять раз в пол-года. Не сотрудничать с компаниями, которые выглядят подозрительно.
А как работаете вы?
Частичная предоплата
100% предоплата
Постоплата
Свой вариант (напишу в комментариях)
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

На этом все. Понравилась статья? Поставьте лайк, отправьте коллеге, другу, напишите комментарий :) Мне будет приятно.

Подписывайтесь на канал в Telegram, на блог на VC, задавайте вопросы, отвечу, как обычно, на все.

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Ольга Петрова

Лучше работать по 100% предоплате, но разбивая на этапы. Просто нужно изначально обговаривать с заказчиком все что потребуется для проекта, все нюансы, детали и пожелания. Если стоимость проекта более 100 к

Если все корректно обговорено, то и правок будет минимум, а не то что отказов. Но если что-то все таки пошло не так, то после каждого этапа можно разойтись обоюдно. Если заказчика не устроил результат или исполнителю некофортно работать в созданных условиях.

Да, так как раз документов будет больше, но тогда и исполнитель получает полную оплату стоимости своего затраченного времени и заказчик получает определенный результат и исходники.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

Я сам не работаю по предоплате только из-за того, что мне немного стрёмно требовать деньги от заказчика заранее.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Почему? Вы не цените свой труд?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

Ценю, просто у меня самооценка "слегка" занижена наверное.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Искренность и понимание - ценю. Стоит поработать над этим вопросом, если вам это мешает брать больше денег за свои заказы. С "синдромом самозванца" встречаются многие IT специалисты, его решение может привести к тому что работать будете меньше, отдыхать и получать денег - больше.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Lutsenko

Лена, а маленькую просьбу можно? Поделитесь в следующей статье своим опытом работы с "синдромом самозванца". Это может быть полезно не только специалистам IT. Синдром этот бывает настолько "жирным", что мешает человеку нормально работать, не говоря уже о достойном вознаграждении. Ведь вы тоже когда-то начинали неопытным специалистом, вы сразу адекватно оценивали свой труд? Или это результат отдельной проработки?

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Интересный запрос, спасибо, подумаю что написать :)

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

Понимаю

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Согласна :)

Ответить
Развернуть ветку
Ann Zibert

Мне, как исполнителю, психологически комфортнее работать по постоплате 😊 думаю, я не одна такая

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

А если не заплатят? :)

Ответить
Развернуть ветку
Ann Zibert

А у меня как в известной цитате:

«Я знаю, где они живут. Я знаю, где они работают. Я знаю их настоящие имена. Я знаю их поддельные имена. У меня есть их фотографии»

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

Может такое быть, но, с другой стороны, не будет проблем с возвратом денег заказчику.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Вы же не хотите просто потратить время зря? :)

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

Нет, но ещё я не хочу, чтобы заказчики были разочарованы той работой, которую я проделал.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Но вы согласны, что бывают НЕобьективные причины для разочарования? Например, смена менеджера, который ведет проект с вами. Предыдущему все нравилось, а этому не зашло. Просто вкусы такие.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Цветков

Согласен, но это скорее больше мои тараканы в голове.

Ответить
Развернуть ветку
Кот отца Пигидия

50% предоплата,а дальше после окончания работы-оптимальный вариант

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

А если после окончания работы не заплатят? Частая ситуация, что по окончанию растягивают дату выплаты, присылают правки, даже не сильно осмысленные и прочим образом крутят деньги на счете :)
Поэтому, может стоит рисковать меньшей суммой, например 20%?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Артемьев

читаю статью и комментарии, вообще не хочется работать с другими людьми

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Почему? Это лишь материал об управлении рисками в наше не самое стабильное время

Ответить
Развернуть ветку
Артем Денисов

В зависимости об специфики работы. Использую все варианты и миксую их.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Отличный подход :)

Ответить
Развернуть ветку
Una

а зря , если клиент платежаспособный почему бы и нет

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Он сегодня платежеспособный, а завтра - заваливает госконтракт и вылетает на банкротство. Все слишком быстро меняется и надо быть к этому готовым.

Ответить
Развернуть ветку
Ann Zibert

Но в таком случае все равно получается, что предоплата была бы лучше 😂 даже с учетом последствий банкротства

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Разберем ситуацию.
У вас разбита оплата на 30-40-30%.
Допустим, первые 2 этапа работы вы выполнили, на последнем компания выходит на банкротство.
Вы рискуете не получить только 30%, если по остальному есть акты приемки-передачи :)

Ответить
Развернуть ветку
Una

даа вот и я об этом

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

ну взять предоплату 100% если дают, положить на накопительный счет. стряслось чего - вернуть предоплату (если ничего не поделать) процентики себе оставить. Профит.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

ну как бы да, но проценты например за 3 месяца не окупят вам 90% работы, если работа стоила например 1млн :)

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

если вас кинут при 100% предоплате это в любом случае суд и можно доказать что часть работы была сделана, и расходы свои тоже доказать. ну и за месяц при 100тыс предоплате это 800р процентов)
а если вам дают 0% предоплаты, то кинуть вас гораздо легче. и процентов не останется.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Совсем без предоплаты работать - тоже печальная история. Я же говорю скорее о разделении не на 50-50, а например 30-40-30, так рисков меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Мы контекст ведем. У нас абонентка. И постоплата.
Ну не заплатят на первый месяц - ерунда. Мы с вала зарабатываем.
Такое было всего пару раз.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

С вала?

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

У нас клиенты по 3-5 лет. Каждый месяц платят. Т.е. клиент который заплатил за месяц или не заплатил за месяц это одно и то же.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Понимаю вашу ситуацию. У меня больше разовые, но длительные заказы, например, на проектирование интерфейса CRM или на дизайн сайта застройщика. Можем запартнериться, у меня есть запросы на контекст, а у вас могут быть запросы на графику.

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда