Не работайте по 100% предоплате. Даже если настойчиво предлагают
Часто встречаюсь с мнением, что чем больше предоплаты — тем лучше. Увы, далеко не во всех случаях это вам поможет. Почему?
Все описанное ниже действительно для заказов/услуг стоимостью от 100 тысяч рублей, а наиболее применимо, когда суммы становятся чувствительными лично для вас. Возвращать предоплату может быть слегка проблематично, если заказ на 1 млн. сделан на 90%, а из документов у вас только договор.
Если клиент — физлицо
Если вы работаете с клиентами в “рознице”, оказываете услуги физическим лицам — против вас будет работать “закон о правах потребителей”. Если клиенту что-то не понравится — он вправе вернуть предоплату за исключением фактически понесенных вами расходов. Которые, в случае суда, может быть крайне затруднительно доказать в той сумме, которую хотите получить вы. Вряд ли у вас есть чеки на все, что вы покупали для выполнения заказа.
Так же естественно, что не бывает невозвратного бронирования. Сумма не может сгореть, если услуга не была оказана.
Вы, как предприниматель, несете риски, в том числе связанные с тем, что результат вашей услуги может не подойти, не понравиться, стать неактуальным и так далее. И это только ваши риски, их нельзя переложить на покупателя, увы.
Если клиент — юрлицо, ИП
А вот тут уже интересно. Представим, на минуточку, что вы получили 100% предоплату, а потом (сюрприз) что-то пошло не так.
Что же могло пойти не так?
- Сменился менеджер проекта. Новый — хочет пристроить на ваше место родственника, другую компанию или ему просто не нравится то, что вы делаете. Сколько вы сможете ехать с палками во всех колесах? Сколько вы будете это “разгребать”?
- Сменилось руководство компании и курс всего корабля. Заказ у вас может резко стать неактуальным и вас попросят вернуть всю предоплату. Потом, нехотя, после пары месяцев споров или согласятся на большую часть, или будет суд, где вы опять потратите время и не факт что вернете бОльшую часть расходов.
- Компания выходит на банкротство. Поборетесь с конкурсным управляющим, который будет разворачивать все сделки, до которых только сможет дотянуться? Это затянется надолго...
- И так далее…
Да, в соответствии с договором вы можете быть сколько угодно правы. Но, точку, как известно, поставит суд, что будет тратой колоссального времени на сбор доказательств, нервов и так далее. В общем, иногда, когда мы хотим уменьшить риски — мы их только увеличиваем. Но! Выход есть.
Что делать, Зин?
- Разработать договор с нормальным юристом и привлечь второго для ревью результата. Про договор на дизайн сайта я писала ранее.
- Разбивать работу на этапы и работать по частичной предоплате. Да, так больше работы с документами, однако — это безопаснее. Указать в договоре про “последовательность” выполнения этапов, если заказчик недоволен результатом работы по этапу — к следующему не переходим.
- Подписывать акты выполненных работ по каждому этапу.
- Получать документы в оригинале или по ЭДО. Сканы, конечно, вещь признаваемая, однако доступ к электронной почте или печать можно потерять. Смекаете?
- Собирать доказательства, подтверждающие расходы и выполнение работ. Сотрудник что-то сделал? Должна быть задача в CRM с прикрепленными часами работ. Что-то купили? Чек, оплаченный счет, квитанция.
- Верить только в документы. Не работать без подписанных документов и предоплаты. Не получили подписанный акт? Ждете. Не получили предоплату за следующий этап? Ну, вы знаете что делать.
- Убедиться что ваш подписант по договору действительно имел право подписи.
- Проверить компанию через Честный бизнес, Контур Фокус или десяток других аналогичных сервисов перед началом работ. Перепроверять раз в пол-года. Не сотрудничать с компаниями, которые выглядят подозрительно.
На этом все. Понравилась статья? Поставьте лайк, отправьте коллеге, другу, напишите комментарий :) Мне будет приятно.
Подписывайтесь на канал в Telegram, на блог на VC, задавайте вопросы, отвечу, как обычно, на все.
Лучше работать по 100% предоплате, но разбивая на этапы. Просто нужно изначально обговаривать с заказчиком все что потребуется для проекта, все нюансы, детали и пожелания. Если стоимость проекта более 100 к
Если все корректно обговорено, то и правок будет минимум, а не то что отказов. Но если что-то все таки пошло не так, то после каждого этапа можно разойтись обоюдно. Если заказчика не устроил результат или исполнителю некофортно работать в созданных условиях.
Да, так как раз документов будет больше, но тогда и исполнитель получает полную оплату стоимости своего затраченного времени и заказчик получает определенный результат и исходники.
Я сам не работаю по предоплате только из-за того, что мне немного стрёмно требовать деньги от заказчика заранее.
Почему? Вы не цените свой труд?
Ценю, просто у меня самооценка "слегка" занижена наверное.
Искренность и понимание - ценю. Стоит поработать над этим вопросом, если вам это мешает брать больше денег за свои заказы. С "синдромом самозванца" встречаются многие IT специалисты, его решение может привести к тому что работать будете меньше, отдыхать и получать денег - больше.
Лена, а маленькую просьбу можно? Поделитесь в следующей статье своим опытом работы с "синдромом самозванца". Это может быть полезно не только специалистам IT. Синдром этот бывает настолько "жирным", что мешает человеку нормально работать, не говоря уже о достойном вознаграждении. Ведь вы тоже когда-то начинали неопытным специалистом, вы сразу адекватно оценивали свой труд? Или это результат отдельной проработки?
Интересный запрос, спасибо, подумаю что написать :)
Понимаю
Согласна :)
Мне, как исполнителю, психологически комфортнее работать по постоплате 😊 думаю, я не одна такая
А если не заплатят? :)
А у меня как в известной цитате:
«Я знаю, где они живут. Я знаю, где они работают. Я знаю их настоящие имена. Я знаю их поддельные имена. У меня есть их фотографии»
Может такое быть, но, с другой стороны, не будет проблем с возвратом денег заказчику.
Вы же не хотите просто потратить время зря? :)
Нет, но ещё я не хочу, чтобы заказчики были разочарованы той работой, которую я проделал.
Но вы согласны, что бывают НЕобьективные причины для разочарования? Например, смена менеджера, который ведет проект с вами. Предыдущему все нравилось, а этому не зашло. Просто вкусы такие.
Согласен, но это скорее больше мои тараканы в голове.
50% предоплата,а дальше после окончания работы-оптимальный вариант
А если после окончания работы не заплатят? Частая ситуация, что по окончанию растягивают дату выплаты, присылают правки, даже не сильно осмысленные и прочим образом крутят деньги на счете :)
Поэтому, может стоит рисковать меньшей суммой, например 20%?
читаю статью и комментарии, вообще не хочется работать с другими людьми
Почему? Это лишь материал об управлении рисками в наше не самое стабильное время
В зависимости об специфики работы. Использую все варианты и миксую их.
Отличный подход :)
а зря , если клиент платежаспособный почему бы и нет
Он сегодня платежеспособный, а завтра - заваливает госконтракт и вылетает на банкротство. Все слишком быстро меняется и надо быть к этому готовым.
Но в таком случае все равно получается, что предоплата была бы лучше 😂 даже с учетом последствий банкротства
Разберем ситуацию.
У вас разбита оплата на 30-40-30%.
Допустим, первые 2 этапа работы вы выполнили, на последнем компания выходит на банкротство.
Вы рискуете не получить только 30%, если по остальному есть акты приемки-передачи :)
даа вот и я об этом
ну взять предоплату 100% если дают, положить на накопительный счет. стряслось чего - вернуть предоплату (если ничего не поделать) процентики себе оставить. Профит.
ну как бы да, но проценты например за 3 месяца не окупят вам 90% работы, если работа стоила например 1млн :)
если вас кинут при 100% предоплате это в любом случае суд и можно доказать что часть работы была сделана, и расходы свои тоже доказать. ну и за месяц при 100тыс предоплате это 800р процентов)
а если вам дают 0% предоплаты, то кинуть вас гораздо легче. и процентов не останется.
Совсем без предоплаты работать - тоже печальная история. Я же говорю скорее о разделении не на 50-50, а например 30-40-30, так рисков меньше.
Мы контекст ведем. У нас абонентка. И постоплата.
Ну не заплатят на первый месяц - ерунда. Мы с вала зарабатываем.
Такое было всего пару раз.
С вала?
У нас клиенты по 3-5 лет. Каждый месяц платят. Т.е. клиент который заплатил за месяц или не заплатил за месяц это одно и то же.
Понимаю вашу ситуацию. У меня больше разовые, но длительные заказы, например, на проектирование интерфейса CRM или на дизайн сайта застройщика. Можем запартнериться, у меня есть запросы на контекст, а у вас могут быть запросы на графику.