{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Забастовка в Wildberries или как нельзя штрафовать сотрудников

Весь интернет шумит о забастовке сотрудников в пунктах выдачи Wildberries. Об этом утром сообщил Forbes.

Конечно, маркетплейс не прав. Но мы здесь не для того, чтобы осуждать.

Мы решили коротко и просто рассказать о том, какие штрафы работодатель может налагать на своих сотрудников и чем компании грозит нарушение этих правил.

Начнём с нашумевшего кейса и погрузимся в контекст

3 марта на конференц-колле с сотрудниками, руководство Wildberries объявило, что с 3 же марта будет удерживать с сотрудников собственных пунктов выдачи штраф в размере 100% от стоимости товара, если покупатель возвращает его в связи с браком или возвращает подмену. При этом, оспорить штраф сотрудник никак не сможет.

Чтобы объяснить такую позицию, представитель Wildberries сослался на некий внутренний алгоритм , который проанализировал все случаи подмен и порчи товаров, а также возвраты бракованных товаров, и пришёл к выводу, что в 98% случаев вина лежит на сотруднике пункта выдачи.

Чего-чего, а смелости маркетплейсу не занимать.

Так как же там по закону?

А по закону сотрудника вообще нельзя официально штрафовать. Можно лишь накладывать на него дисциплинарные взыскания: вынести замечание, выговор или уволить.

Поэтому обычно работодатели поступают иначе — делят доход сотрудника на оклад и премиальную часть, и удерживают премию в случае нарушений рабочей дисциплины или правил компании. Реже, заставляют компенсировать нанесённый компании ущерб.

При этом, условия премирования должны быть прописаны либо в трудовом договоре, либо в локальном акте (например, положение об оплате труда или разовый приказ на премирование).

Важно: если премия выплачивается ежемесячно и не привязана к качественным или количественным показателям деятельности — по закону депремирование недопустимо.

А вот если премия выступает поощрением за достижения сотрудника, её и правда можно урезать. Среди оснований лишения премии могут быть выговоры, замечания, невыполнение плана и т.д.

Если работник нанёс компании материальный ущерб (украл принтер или сломал дорогущую кофемашину), работодатель может взыскать с него сумму, не превышающую среднего месячного заработка этого работника.

То есть, не важно какой реальный ущерб понесла компания, взыскать больше средней заработной платы за месяц с сотрудника не получится.

Чтобы работник не остался без средств к существованию, предусмотрено ограничение, позволяющее удержать сумму не больше 20% от зарплаты сотрудника в месяц. То есть возмещение происходит постепенно и может растянуться на несколько месяцев.

При этом, сотрудник может написать заявление о готовности возместить полную сумму ущерба. В этом случае работодатель будет вправе удерживать любые суммы без ограничений, но только после удержания НДФЛ и сумм по исполнительным документам.

Некоторые руководители злоупотребляют этой лазейкой и давят на своих работников, грозят полицией и судом и обещают заявить о краже или мошенничестве.

Если работник отказывается возмещать сумму причинённого ущерба, удержать её можно и через суд. Но такое случается довольно редко, потому что мало кому хочется утопать в судебных разбирательствах и издержках. Если сумма ущерба небольшая, проще понять и простить или не простить и попрощаться с работником.

Без обращения в суд, удержание возможно при следующих условиях:

  • Если работник не оспаривает оснований и размеров удержания;
  • Если не истек месячный срок, установленный для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, установления размера причиненного ущерба.

Если хотя бы одно из условий не выполнено, взыскание средств с работника возможно только через суд.

Чем грозит нарушение?

Если вы решитесь нарушить установленный порядок и, как вышеупомянутый маркетплейс, объявите сотрудникам о штрафах, поглощающих огромную часть их заработка, будьте готовы к жалобам в трудовую инспекцию.

Жалобы приводят к проверкам, а это всегда долго и неприятно. Кстати, шило в мешке утаить не удастся: многие сервисы проверки контрагентов (например, Контур Фокус) отражают факт проверки трудовой инспекции.

Инспекторы посмотрят приказы по штрафам, сравнят зарплату по договорам с расчётными листами и накажут по ст. 5.27 КоАП РФ.

ИП грозит штраф от 1000 до 5000 ₽, юрлицу — от 30 000 до 50 000 ₽.

А ещё, работник может обратиться в суд и взыскать урезанную часть с работодателя. Сверху суд может начислить проценты и добавить компенсацию за моральный ущерб по ст. 237 ТК РФ.

Что в итоге?

Если ваша бизнес модель предполагает текучку, рекомендуем разделить зарплату на окладную и премиальную часть. И, обязательно, чётко прописать в положении основания и порядок премирования/депримирования. Для этого вы должны понимать основные причины этих сценариев.

Также, рекомендуем составлять и подписывать должностные инструкции. Они не помогут взыскать деньги с сотрудника, но помогут аргументировать решение об увольнении. А ещё, на них можно будет опираться при трудовых спорах и судебных разбирательствах.

С работниками, которые взаимодействуют с материальными ценностями нужно заключить договоры о матответственности (если их должность входит в перечень).

В случае трудового конфликта почти всегда в итоге дешевле разойтись с сотрудником мирно и/или заплатить ему, если не удалось достичь иного компромисса. Такова особенность нашего работнико-ориентированного трудового кодекса, который не слишком-то изменился с советских времён.

Решили навести порядок в кадровых документах? Нужна помощь с оформлением приказов или есть вопросы к юристу? Пишите в наш Телеграм-чат или звоните по телефону 88007004263. Ответим на все вопросы и дадим выгодные условия по услугам.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Игорь

А причем тут ТК вообще и 5.27 ? Большинство "сотрудников" там не сотрудники, а по ГПХ сидят, а к ним трудовое законодательство не применяется. Понятно что через суд можно признать отношения трудовыми, но пока не приняты на них это всё не распространяется.

Ответить
Развернуть ветку
Maksim K

Но ВС рьяно указывает, что неважно, что написано, нужно смотреть, что по факту, а бумажки - фикция, отсутствие ТД - косяк самого работодателя(аргумент в плюс работнику скорее). А ещё из положений МОТ и ст.19.1 ВС РФ указывает на некую презумпцию труда, т.е труд всегда труд(по тк), пока работодатель не докажет иное.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Но ВС рьяно указывает, что неважно, что написано, нужно смотреть, что по факту, а бумажки - фикция, отсутствие ТД - косяк самого работодателя(аргумент в плюс работнику скорее). А ещё из положений МОТ и ст.19.1 ВС РФ указывает на некую презумпцию труда, т.е труд всегда труд(по тк), пока работодатель не докажет иное.

Ну пока отношения ГПХ это не имеет никакого значения пока не переквалифицировано в трудовые отношения.

Ответить
Развернуть ветку
Maksim K

Да, но я имею ввиду, что ВС РФ создаёт ситуацию, когда переквалификация договора практически заочная, а чтобы этого не произошло именно работодателю/заказчику надо доказывать обратное.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Мовшевич

есть сотрудники, которые работают по трудовым договорам

Ответить
Развернуть ветку
Кнопка
Автор

Насколько мы знаем, там есть и те и другие.
В любом случае, в статье мы хотели рассказать предпринимателям именно про особенности наложения штрафов на штатных сотрудников.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кнопка
Автор

Увы, так правда часто бывает. Надеемся, наш контент помогает разобраться в некоторых правовых вопросах. По крайней мере, мы стараемся писать коротко и просто :)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда