Почему Nissan не владеет доменом nissan.com
Судебный спор за домен nissan.com по праву считается самым известным и знаковым. История о стойком предпринимателе, воюющем против огромной корпорации с безграничными финансовыми возможностями, достойна голливудской экранизации. Но я бы хотел посмотреть на эту ситуацию под другим углом.
Как всё начиналось
В июне 1999 года концерн Renault выкупает убыточную компанию Nissan и ставит на должность директора по производству Карлоса Гона, который должен был вывести японский автоконцерн из кризиса. Через год Карлос Гон станет президентом компании. А пока он недоумевает, почему доменные имена nissan.com и nissan.net принадлежат какой-то компьютерной компании из США.
Представители Ниссан связываются с владельцем домена, который завуалировано даёт понять, что готов продать домен, но за большие деньги:
Но вместо торга или договора о покупке, в декабре 1999 года автоконцерн Nissan подаёт в суд на компанию Nissan Computer Corp с требованием отдать ей домены и заплатить $10 млн компенсации.
И здесь у меня сразу возникает вопрос, кто и зачем принял решение судиться? Тот факт, что Nissan Computer Corp владела зарегистрированным знаком обслуживания (service mark) по классу ремонт компьютеров, делала позиции автоконцерна очень слабыми.
Ситуация усугублялась ещё и тем, что владелец компании имел фамилию Ниссан. Почему кто-то решил, что план по отъёму домена nissan.com у человека с фамилией Ниссан должен сработать? И всё это должно было случиться не где-то в западной Африке, а в США — стране адвокатов и юристов.
Как и ожидалось, обвинение в киберсквоттинге были сразу отсечены в первой же судебной инстанции. Тактика истца в дальнейшем строилась на стремлении ограничить использование домена. Также внедрялась практика максимально измотать ответчика, создав ему финансовые неудобства.
Например, был подан иск против компании Internet Center, не имеющий никакого отношения к домену, но в которой Узи Ниссан был акционером. Всё развивалось по принципу «суд ради суда».
В автоконцерне явно недооценили домен, трафик на котором рос и в пиковые моменты достигал полумиллиона посетителей в месяц. На домене были размещены вся информация о процессе и тысячи комментариев пользователей с поддержкой Узи Ниссана. Вот самый типичный из них:
Кто-то видел здесь политику, обращая внимание на то, что Узи Ниссан выходец из Иерусалима, а Карлос Гон уроженец враждующего с Израилем Ливана.
Автопроизводитель терял лояльность клиентов на самом желаемом для них американском рынке. Потерю репутации юристы даже использовали как аргумент в стремлении ограничить права Узи Ниссана на домен.
Финал
Девятилетний и изнурительный судебный процесс со множеством апелляций доходил даже до Верховного суда и завершился в 2008 году поражением автоконцерна. Возможность получить домен была потеряна навсегда. Узи Ниссан категорически исключил возможность продажи домена за любые деньги и разместил на сайте перечеркнутый логотип Nissan.
Единственное, что удалось автоконцерну — добиться запрета вести коммерческую деятельность на домене. В 2013 году автоконцерн Nissan получил в США торговую марку по классу компьютерной техники, и история могла бы получить продолжение.
Но к тому времени практика «обратного захвата» домена уже была признана недобросовестной, и иски к администраторам, у которых дата регистрации домена была более ранней, просто перестали принимать к рассмотрению.
Но окончательная развязка этой истории наступила только в прошлом году — Карлос Гон был арестован, а автоконцерн Nissan в своём пресс-релизе заявил об использовании активов компании топ-менеджементом в личных целях. Главным виновником нарушений был назван Карлос Гон и директор Грег Келли.
И вот теперь мне становится понятен истинный смысл фразы Узи Ниссана о том, что «намерение Nissan Motors сделать этот процесс как можно дороже для меня было очевидным с самого начала». Если автоконцерн выплатил $58 тысяч ответчику за судебные издержки, что составило, по словам Узи Ниссана, менее 2% от всех его затрат на адвокатов (то есть примерно $3 млн), то сколько же тогда было потрачено самим автоконцерном?
Думаю это десятки миллионов долларов. Этих денег с лихвой бы хватило на выкуп домена без лишнего шума и судебных исков ещё в 1999 году. Но было принято решение ввязаться в малоперспективные судебные тяжбы. Возможно, истинной целью было не скорейшее получении домена, а именно сам процесс с участием дорогих адвокатов.
Цели менеджеров далеко не всегда совпадают с целями компаний, и это надо понимать владельцам бизнеса, когда поступают предложения начать сомнительные судебные процессы с неочевидным результатом.
Сейчас домен nissan.com получает до 360 тысяч посетителей в месяц. И 95% трафика это не SEO или реклама, а прямые заходы. Официальный сайт автоконцерна nissan-global.com имеет трафик всего в два-три раза выше. Я показываю эту статистику, когда мне говорят, что «домен ни на что не влияет».
Думаю, люди часто набирают этот домен в браузерной строке, ожидая увидеть сайт автоконцерна. Даже сотрудники Nissan Motors по ошибке ставят в Twitter ссылки на nissan.com
Доменные суды в России
В России практика доменных споров тоже уже сформировалась и во многом соответствует западной. Вот примеры самых известных поражений крупных компаний, владеющих торговыми марками:
- Русский Стандарт, владеющий ТМ «Давай!», проиграл судебный спор за домен davay.ru.
- ООО «Авто.ру», владеющее ТМ «Аuto.ru», проиграло спор за 55 доменов, в которых содержалось слово «auto».
- Интернет-провайдер «Дом.ру» (domru.ru) проиграл спор строительной компании, владеющей доменом dom.ru.
- ОАО «Каравай» (ТМ «Каравай») не смог отсудить домен karavay.ru.
- Вот вообще курьёзный случай — владелец ТМ «Свадьба» не только не смог отсудить домен svadba.ru, но и получил встречный иск, по которому его торговую марку аннулировали.
Тем не менее многие юристы по незнанию или умышленно культивируют миф, что при наличии торговой марки можно забрать любой созвучный домен. Это приводит к бессмысленным затратам на судебные тяжбы и усложнению процедуры дальнейшего выкупа нужного домена.
Итог
История Узи Ниссана признана хрестоматийной и изучается во многих юридических университетах. Ниссан создал прецедент, который показал, что даже известная мировая компания с огромным количеством юристов может получить отпор. Сейчас компании идут в суд и побеждают, только если могут доказать, что был факт использования домена в отношении товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован их товарный знак, или же имеет место недобросовестное использование.
Во всех остальных случаях вопросы решаются путём переговоров, и, как результат, мы не наблюдаем сейчас судебных дел, хоть немного сопоставимых по масштабу с делом nissan.com, хотя объём регистраций доменов за последние 20 лет вырос многократно.
Самое интересное, что домен nissan.com был целых девять лет с 1985-го по 1994 год абсолютно свободным для регистрации. Можно же было просто зарегистрировать его заранее, как это сделали например в Ford с доменом ford.com в 1988 году. Но аналитики концерна не оценили перспектив интернет-технологий, и эта история смогла состояться.
Комментарий недоступен
Это не Розенбаум
У моего коллеги по прошлой работе родственник зарегистрировал в 90-х домен kodak.ru (он торговал фототехникой), дело было так - он позвонил в представительство Кодака и спросил "Можно я домен в интернете зарегаю?". Ему ответили "В каком интернете? Регайте". Через несколько лет отобрали.
Красиво же... 90е..."В каком интернете"? через 20 лет: "Что такое кодак"?
Посмотрел я на дизайн nissan-global.com и понял, что им домены изначально и не нужны были))
В этой истории, в выигрыше только адвокаты с обеих сторон.
Система построена таким образом, что юристы всегда в выигрыше.
Не дочитал до конца? Директор в выигрыше, под видом тяжбы списывал деньги.
3 млн. на адвокатов это байки 100%. Мужик изначально понял что Ниссан обосрётся со своими исками и поэтому бегал по судам чтобы потом с них стрясти за судебные расходы. А этот Карлос вероятно был под кокаином всё это время. Он обдолбанным заходил на nissan.com и с красным носом звонил секретарше с вопросом: Люся, где наши машины???!!!
Вообще резонанс был таким, что Узи серьезно пропиарился, по сути став мировой знаменитостью. Вот форма для помощи в борьбе с корпорацией.
Думаю набросали ему там немало сердобольный и неравнодушные. Так, что согласен, рассказы о $3 млн на адвокатов и то, что он сам остался чуть ли не без штанов, немного преувеличены.
Услуги классифицированного юриста могут стоить 200$ в час. С учётом того, что ниссан по делу прислал не реферат на 20 страниц, а несколько коробок, счет может пойти на сотни тысяч
Комментарий недоступен
Перешел на сайт, а там конец девяностых...
Почти у всех компаний раздел для инвесторов примерно так и выглядит. А так, для региональных сайтов всё равно необходим свой домен, будь то www.nissanusa.com, www.nissan.ru, www.nissan.de и так далее.
Комментарий удален модератором
Павел, спасибо большое за интересную статью.
Не знал, что Ниссан может так бесчеловечно себя вести. А автомобиль то на самом деле неплохой, мне нравится. Подпортили себе репутацию, конечно...
В принципе могли бы приобрести домен в другой зоне, как альтернатива... NISSAN.BIZ, NISSAN.NET... Хотя, все верно, .COM - самый крутой и универсальный домен.
У меня тоже такой есть, регистрировал в Рег.ру пару лет назад. Может быть когда-нибудь и пригодится для большого супер-бизнеса). Кушать не просит, больших денег не стоит, может быть когда-то перепродам и разбогатею)))
В целом думаю что на месте человека с фамилией Ниссан я бы поступил точно также...
Никак, как покупали так и будут покупать. Падение лояльности уровня "парни, завтра бойкотируем заправки роснефти".
Машины на самом деле тоже так себе, в плане материалов салона. Помню стёртую серебрянную краску имитирующую алюминий до жёлтого пластика на селекторе и кнопке ручнике на своём кешкае. У меня на поло был везде был настоящий алюминий. И на новом тоже так.
Отличная статья!
Официальный сайт ниссана - это просто пипец. Не нужен им был никакой домен, просто пиздили бабки.
Я прям проверять про ford com пошёл, и действительно: 1988 год. Сдуреть)
Кстати, ещё есть интересный кейс Nokia.ru - чел протестовал против автомобилей kia- сделал одностраничный сайт No Kia.
Нокия ютилась на домене Nokia.com.ru
Посмотрите ещё какая регистрация у ibm.com или совсем капец - это symbolics.com
Мне вот интересно, много ли таких "принципиальных", отказывающихся от продукта из-за репутации одного из топов...
Американцы такие) Достаточно.
Так ли сложно отказаться от приобретения этих тазиков японских?
Я никогда не куплю Ниссан. 6 лет назад как узнал об этой истории продал Инфинити и купил Бмв
Посмотрите как они там гимны поют и считают себя чуть ли не венцом эволюции. Думаю для них такое поведение иностранной компании выглядит как оскорбление.
Немного.
http://copycollect.com/article/sud-po-delu-antiraoru — вот тоже ничего так суд был.
Даже сотрудники Nissan motors по ошибкеставят в твиттере ссылки на nissan.com
Павел, спасибо. Буду использовать это и статистику посещения как раз как аргумент к возражению: "Домен ни на что не влияет":)
супер. такие решения судов, в пользу физлиц - это лучшая реклама стране
Комментарий недоступен
Перевод только цитат был. Нормальный перевод.
Домен Каравая сейчас вообще свободный)
Комментарий недоступен
Так каждый год и в последний день продлевают. Ну а что, если. Одно 1 месяц домен продержать. Там же 30 дней на владение.
В России тоже есть такой один "Nissan" !
Речь про vk.ru ?
Паш, спасибо, интересное чтиво.
uto.ru - исправьте
Отличное решение кто-то предложил на совещании: "а давайте подадим в суд". Надеюсь человека премировали.
Странно, что я не слышал такую историю раньше.
У нас весь топ-менеджмент государственных и около-государственных компаний принимает такие же «эффективные решения» причём не только в части юридической, но и по всем остальным направлениям.
Эх. Знал бы прикуп, жил бы в Сочи....Отмотать время на пару десятилетий назад. Да прикупить доменов за "недорого". И ждать...))))
А сейчас заранее большинство доменных зон под будущие модели скупают 100%
“Кто-то видел здесь политику, обращая внимание на то, что Узи Ниссан выходец из Иерусалима, а Карлос Гон уроженец враждующего с Израилем Ливана.“
Урока с 11 сентября 2001 года янкам оказалось достаточно)
В рунете наверно самая известная история была про Сему и Google, которые за gmail.ru бодались. Победило добро (бабло).
Там копейки они заплатили. Кстати, отобрать они его не могли. Эти любят судиться...
Комментарий удален модератором