{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

В Госдуме предложили ограничить долю иностранного владения в аналитических фирмах и запретить тем исполнять санкции Статьи редакции

Депутаты хотят ввести ограничения, чтобы исследования о потребительском рынке в России не использовали как «отчёты для коррекции санкций».

Фото: Kaleidico / Unsplash
  • В Госдуму 31 июля 2023 года внесли поправки к закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» — они накладывают ограничения на иностранные компании, которые занимаются исследованиями рынка товаров в России и потребительского поведения россиян.
  • Авторы законопроекта предлагают запретить иностранцам владеть более 20% в подобных компаниях, а также запретить проводить подобные исследования структурам без юрлица в России.
  • Среди авторов документа есть председатель комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев и депутат Госдумы Антон Горелкин. Последний был инициатором законов об ограничении иностранного владения в «значимых интернет-компаниях» (в ответ «Яндексу» пришлось создать специальный фонд и передать ему часть управленческих функций), а также в онлайн-кинотеатрах, сервисах объявлений и новостных агрегаторах.

Что предлагает законопроект

  • Проводить исследование российского товарного рынка сможет только компания с российским юрлицом и годовой выручкой не меньше 30 млн рублей. Структура при этом на 80% должна принадлежать российским юрлицам или физлицам. Иностранцы смогут сохранить более 20% в компании, но только если это одобрит правкомиссия.
  • Той будет запрещено согласовывать увеличение доли иностранцев, если компания «грубо или неоднократно» нарушила правила исследований в России, публично одобряла санкции, дискредитировала российских военных или распространяла «фейки» о них либо информацию, которая показывала «явное неуважение» к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции или госорганам.
  • Под «товарным рынком» в законопроекте понимаются данные об уровне спроса и предложения, условиях обращения товара, объёмах производства, экспорте и импорте, продажах, а также — информация о потребителях, производителях и импортёрах, условиях реализации и определения цены на продукцию. А также любые другие данные, которые нужны для продвижения товаров на рынке.
  • Базы данных и техсредства для исследований должны находиться в России, компания должна только с помощью них хранить собранные данные, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию.
  • Также фирмы обяжут не соблюдать санкции против России и «не создавать условия для публикации в интернете недостоверных данных о структуре товарного рынка».
  • О методике, технологиях и результатах исследований нужно отчитываться перед ФАС. Антимонопольная служба будет вести реестр подобных компаний: им нужно будет подавать заявление на включение в него, если они собирают данные о структуре товарных рынков более чем половины регионов России или если им направили представление от регулятора. Фирмы, не включённые в реестр, не смогут проводить исследования.
  • Если правкомиссия обнаружит нарушения, она может лишить владельцев фирмы контроля над ней или передать государству или другой компании право «прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов».
  • Закон должен вступить в силу сразу же после его официального подписания и опубликования. Компаниям дадут три месяца на подачу сведений о себе в ФАС, а привести свою деятельность в соответствие закону нужно к 1 марта 2024 года.

Что говорят авторы инициативы

  • Владимир Гутенев пояснил РБК, что иностранные компании, работающие в России, собирают информацию о товарных рынках, ценах на различные товары, в первую очередь на товары повседневного спроса, о стоимости и составе потребительской корзины в регионах, динамике затрат на разные товары, в том числе на медикаменты. Последние данные могут давать картину состояния здоровья населения, диагнозов, которые ставят россиянам, рекомендуемых им лекарств, считает он.
  • По его словам, ЕС в декабре 2022 года запретил европейским компаниям проводить исследования в России, но их представительства всё равно продолжили работу в стране, а Евросоюз никак их «не наказал».
  • Горелкин отмечает, что ни одна из трёх крупнейших международных исследовательских компаний — GfK Group, NielsenIQ и Ipsos — не ушла из России. По его мнению, результаты их исследований могут использоваться для «коррекции санкций».

Они собирают, обрабатывают и продают данные о потребительских предпочтениях россиян, изучают наши настроения, финансовые возможности, данные о здоровье. Как используется собранная информация, нам неизвестно. Не исключаю, что она превращается в аналитические отчёты для зарубежных правительств. С большой долей вероятности эта аналитика используется для манипуляций и коррекции незаконных санкций.

Антон Горелкин
  • GfK Group — немецкая компания, которая занимается исследованиями рынка с 1930-х годов. В России у неё есть «дочка» — ООО «ГфК-Русь», которая на 100% принадлежит австрийской GfK Austria. В России она, например, фиксировала увеличение продаж ноутбуков в начале пандемии Covid-19, делает рейтинг онлайн-кинотеатров, проводила совместное с «Яндекс Маркетом» исследование о российской аудитории интернет-магазинов и другое.
  • NielsenIQ (в 2021 году отделилась от Nielsen) — американская компания, которая проводит исследования в сфере товаров повседневного спроса. Российское юрлицо — ООО «Нильсен дэйта фэктори», которым владеет ООО «Эй Си Нильсен», на 99,9% принадлежащее кипрской ACNielsen Cyprus Limited и на 0,1% — нидерландской ACNielsen (Nederland) B.V. В России она, например, замеряет индекс потребительского доверия и отслеживает, на чем экономят россияне.
  • Ipsos — французская компания. Юрлицо в России — ООО «Ипсос Комкон», которое на 100% принадлежит материнской Ipsos S.A. В России она изучает общественное настроение, «уровень счастья», проводила исследования для «Авито» и многое другое.
0
78 комментариев
Написать комментарий...
Po...

Правильно! Давно пора! А ишъ чаго удумали крамолу всяку писать...
Заменить! Срочно! Ихнюю недружественную аналитику на наши сказки!

Ответить
Развернуть ветку
Ушлый продаван

Не, думаю министерство правды скоро таки появится

Ответить
Развернуть ветку
Фоксик

А росстат не подойдет?

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда