Не программируем первый релиз стартапа. Экономим 1М на запуск. И другие ошибки на старте
Я запустил стартап Gisbuyer, где мы анализируем коммерческую недвижимость и в частности считаем пешеходный трафик возле помещений на основе координат мобильных устройств. Если бы я запускал его второй раз или другой стартап я бы сэкономил 1 млн руб.Больше всего денег было потрачено на первый запуск, и ниже я опишу основные ошибки и после опишу текущий мой план запуска стартапа быстро и с минимальным бюджетом.
Ошибки:
- Не программируем первый релиз продукта. Это убьет сотни тысяч рублей и месяцы до запуска, а продукт нужный пользователю все равно не будет — точно попасть в полезный продукт с первой итерации не выйдет, то что мы считаем у себя в голове очень нужным продуктом в 99% не так. Поэтому просто собираем лендинг на конструкторе, описываем наш сервис как рабочий — делаем кнопку регистрации, после регистрации выводим ошибку, клиент расстроится. Но теперь ему можно будет позвонить и объяснить что эту ошибку мы сейчас устраняем и у нас к клиенту есть несколько вопросов о том что ему вообще нужно от продукта.
- Никакой дорогой упаковки и дизайна, лучше все сделать бесплатно в этой части. Я сам всегда был противником заказа дизайна и твердо верил что это напрямую на деньги не влияет, сам всегда рисовал сайты логотипы и баннеры. Но тут мы же делаем крутой стартап, все должно быть четко. дорого богато — заказали дизайн сайта, логотип и самое печальное … инфографику. И ладно дизайном мы пользуемся до сих пор. Но инфографика стоила около 1000 долларов и при первом же изменении логики продукта (а это наступает после нескольких звонков клиентам) инфографика стала не актуальной, она уже не совпадает с сервисом, да ее можно отредактировать, но изменений в продукте на первом этапе так много что это нерентабельно.
- Если команда работает за гроши, то будет и за идею. Если вы заставили хороших специалистов работать за гроши, то они работают совсем не ради денег. Мы платили небольшую фиксированную зарплату разработчикам первые 5 месяцев, думали что после этого времени мы выстрелим в космос по выручке и поднимем им зарплату, но выручки вообще не было и деньги кончились. После чего команде сказано было что денег на зарплату больше нет и вместо ожидаемого разбегания команды в ужасе, произошло чудо, все они сказали — ок, давайте я буду работать далее бесплатно за опцион от проекта (опцион был предложен со старта работ, но с дополнительной фиксированной оплатой)
- Можно использовать не только масштабируемые каналы маркетинга на старте. Мы думали — маркетинговые каналы с небольшим потенциалом роста — не пойдет, как мы будем масштабироваться далее. Оказалось все бесплатные каналы привлечения клиентов, пусть и не масштабируются, но создают синергию и с определенного этапа небольшой поток клиентов начинает приходить не пойми откуда и начинает поддерживать проект на плаву, и небольшая выручка намного лучше нулевой. Поэтому новостные статьи, коллаборации, интеграции, серые методы и спам — Супер. Чем бесплатнее канал, тем лучше на старте, Даже AirBNB начинали со спама на сайте объявлений.
План старта ИТ-стартапа
- Запускаем опрос через Яндекс.Взляд или аналог Гугл (если у вас иностранная целевая аудитория). Где задаем вопросы дающие в целом понять нужно ли это рынку и готовы ли за это платить. Лайфхак — вопрос, оставте номер телефона чтобы мы сообщили вам когда наш продукт будет запущен. Позволяет взять контакт потенциального клиента, который сказал “Я хочу это!” и позвонить ему и спросить, кто он такой вообще, где обитает и поподробнее, какие функцие продукта ему нужны.
- По опросу составляем прототип продукта. Делаем типо рабочий сайт на конструкторе лендингов и льем на него трафик, собирая контакты.
- Обзваниваем эти контакты и спрашиваем какие функции нужны. Важно звонить самому основателю, не делегировать. Из обзвонов выделяем что в ответах клиентов совпадает, какие функции нужны большинству человек.
- Выделяем главную функцию нашего будущего продукта — только одну, самую главную, решающую боль клиента. Находим идейных разработчиков, подписываем с ними договор опциона. Обсуждаем с ними как запрограммировать эту функцию максимально быстро, не идеально, но быстро, отрезав максимум функционала.
- Сново льем трафик и сново обзванивам получая обратную связь и допиливая продукт, повторяя итерации сбора обратной связи и сталкивания новой версии продукта с рынком.
9
показов
2.5K
открытий
Вопрос от ни разу не специалиста: "считаем пешеходный трафик возле помещений на основе координат мобильных устройств." - а откуда у вас инфа о координатах мобильных устройств пешеходов?
думаете от полиции?
Тоно не от гос структур - с ними не договоришься)
да конечно! эти за кэш сдадут все!
Откуда данные не могу сказать - наш коммерческий секрет. Могу лишь сказать, что мы получаем данные в обезличенном виде - не знаем чей конкретно телефон был в этих координатах, законов это не нарушает. Данные - в виде таблицы координат мобильных устройств за год.
С вашего сайта:
«Пока крутиться индикатор, происходит анализ данных, это займет до 20 секунд»
Крутится.
«Если что то пойдет не так, вы увидите сообщение»
Что-то.
«Пожалуйста не закрывайте страницу.»
Пожалуйста,
Не совсем понял - вам не выдало никаких данных?
Человек исправляет ошибки в тексте, внимательнее взгляните)
Комментарий недоступен
О, за орфографию и пунктуацию вам отдельное спасибо, так получается когда в команде нет гуманитариев) Очень ценно - исправить наши ошибки
Спасибо вам за найденные ошибки - исправим, постоянная проблема технически сложенных команд. Я даже когда вы указали на ошибки не понимал о чем речь)
Слаженных. И да, я технарь.
Завидую вам белой завистью что и технарь и без ошибок пишете
Странно, ввёл адрес в Москве, а мне тут же говорят «плати». Ладно. Но даже бесплатная информация говорит, что в радиусе 100 метров нет остановок, парковок и пешеходных переходов. Хотя 2 остановки и 2 пешеходный перехода имеются. Наверное зря вы используете Google Maps.
Да, плати у нас сразу) За пешеходный трафик. Да информация об остановках и пешеходных переходах иногда не полная - работаем над этим. Попробуйте взять радиус побольше и посмотреть что выдаст вам
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Просто личный опыт) Когда на серьезных щщах делали прямые решения, платим зарплаты, заказываем дизайн, только масштабируемые рекламные каналы - выручки было меньше. А сейчас на кривых решениях появляются постоянные клиенты, инвест-предложения, интеграционные предложения и тд. Поэтому пушим то что работает
Интересный сервис. Откуда берете данные и насколько они точны?
Можно проще задать вопрос - насколько это законно? )
Мы получаем данные в обезличенном виде - не знаем чей конкретно телефон был в этих координатах, законов это не нарушает. Это не является персональными данными. Такие данные продают сотовые операторы уже много лет - но у них это стоит миллионы рублей.
Откуда данные не могу сказать - наш коммерческий секрет. Могу лишь сказать, что мы получаем данные в обезличенном виде - не знаем чей конкретно телефон был в этих координатах, законов это не нарушает. Данные - в виде таблицы координат мобильных устройств за год. Точность соизмерима точности системы GPS - там тоже есть погрешности, но они нивелируются на больших объемах данных. Для проверки точности расчетов работали с агентством коммерческой недвижимости - сказали данные похожие на их исследования. Сами делаем ручные подсчеты чтобы проверить правильность наших цифр. У нас есть постоянные клиенты - которые проанализировали уже 20-30 адресов, например франчайзи Додо Пицца, инвесторы в арендный бизнес и тд.
Я так понимаю, секрет касается денег, а покупаете у одного из мобильных операторов?
Нет не у мобильного оператора, наш охват шире - все устройства с функцией геолокации
Ага, значит какая-то популярная прога сливает координаты пользователей.
Вряд ли прога имеет охват 99% населения... только есть мессенджер или крупная соцсеть
Мое предположение, что это компании, поддерживающие сети gps
А с чего Вы взяли, что они охватывают 99% населения? Не у всех даже телефоны c GPS есть.
Выбираю «свой город». Нахожу на карте свой город. И под полем «выберите город» он пишет: поле не может быть пустым.
«Мы не программируем стартап». Лучше бы программировали.
Мы этот стартап программировали с первой версии - и это было ошибкой, так как от первой версии ничего не осталось после обратной связи от клиентов, это я хотел сказать. За замечаение спасибо. Логика была выбрать сначала город - потом на карте ввести адрес, но по вашему совету сделаем чтобы город выбирался автоматически если выбран адрес на карте
Так у вас есть на выбор города и поле с вводом своего. Выбираем свой. В итоге какой бы город не вводился и адрес к нему ошибка не пропадает. Можно убрать сверху поле выбора города, и дать вводить город в строке на карте. Так удобнее.
Отличная статья, спасибо!
Вы использовали Яндекс.Взгляд при разработке Gisbuyer? У меня сложилось впечатление, что Взгляд в основном для массового B2C.
К сожалению о Яндекс.Взгляд мы узнали позже. Использовали его для проверки других идей, да мы использовали его в B2C сегмента. Для B2B это меньше должно подходить - но я бы попробовал, когда будет у меня задача в B2B сегменте следующая
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Подскажите что имеете ввиду под "не видит полезного"?
Да, плати у нас сразу) За пешеходный трафик. Да информация об остановках и пешеходных переходах иногда не полная - работаем над этим.
Добрый день!
А вы сами писали "Пользовательское соглашение", "Политика конфиденциальности" или взяли готовую?
Заказывали эти документы у юриста. А что-то не так с этими документами?