{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Прокрастинация предпринимателя: чем она не похожа на обычную и почему от нее страдает 80% предпринимателей

Обычную прокрастинацию знают все — это чай с сериалами вместо работы. А вот предпринимательская прокрастинация выглядит совершенно иначе, и потому ее трудно распознать. Что это такое, как ее обнаружить и обезвредить?

Феномен прокрастинации

Простыми словами прокрастинация — это когда вы вместо того, чтобы делать дела, которые считаете нужными, занимаетесь чем-то другим. Убираетесь, вместо того чтобы писать диплом, смотрите сериалы, вместо того чтобы делать рабочий проект.

За прокрастинацию принято себя гнобить, но как и любое неодобряемое поведение она очень логична. Вы избегаете тех дел, которые не приносят радости и грозят неприятностями в будущем, и заменяете их на дела более приятные или, как минимум, более безопасные. Скажем, оттягиваете сдачу проекта, поскольку боитесь столкнуться с критикой. Или бесконечно долго делаете отчет, отвлекаясь на соцсети, поскольку считаете заполнение табличек редкостной бессмыслицей.

В этом плане предпринимательская прокрастинация очень похожа на обычную прокрастинацию.

Но есть нюанс

Особенности предпринимательской прокрастинации

Большинство людей находятся в ситуации, когда им кто-то спускает задачи. Студент пишет диплом не по своей воле. Руководитель раздает задачи сотрудникам, и тем приходится их делать. Собственно, психологический конфликт, ответом на который становится прокрастинация, обычно выглядит так: «Мне тут сказали сделать бессмысленную и безрадостную задачу, которую я бы в жизни не стал делать, но которую надо сделать, поэтому я буду всеми силами ее оттягивать и саботировать».

Предприниматель же сам определяет, что и как ему делать, поэтому предпринимательская прокрастинация начинает играть новыми красками.

Предпринимательская прокрастинация — это когда предприниматель делает, что угодно кроме тех по-настоящему важных вещей, которые способствуют росту бизнеса

Это, кстати, очень хорошо объясняет, почему можно быть очень деятельным прокрастинатором, который все время занят, но едва сводит концы с концами.

У предпринимательской прокрастинации есть 3 популярные причины.

Причина прокрастинации №1. Вам комфортно, когда кто-то ставит вам задачи

Это может показаться странным. Ведь обычно люди затевают бизнес, чтобы чувствовать больше свободы, не играть по чужим правилам, реализовывать свои задумки. Однако если вы вышли из найма, где была понятная рамка и понятные задачи, бремя свободы может тяготить. И вот тогда предприниматель испытывает соблазн стать в роль исполнителя и подчинить себя клиентам.

«Пусть клиенты говорят, что мне делать, и я буду это делать», — думает предприниматель и по сути получает вместо одного работодателя сразу несколько. Теперь он может не принимать решений о развитии своего бизнеса, а сфокусироваться исключительно на развитии клиентов.

Признак, что вы имеете дело с предпринимательской прокрастинацией тут один. Вместо того, чтобы работать над своим бизнесом, вам хочется сбежать в клиентские проекты, поскольку там вам комфортно, там вы ощущаете себя полезным. И, наоборот, вам становится не по себе, когда приходится принимать решения про свой бизнес.

Причина прокрастинации №2. Вы делаете то, что нравится, а не то, что надо

Свобода предпринимательства может оборачиваться тем, что предприниматель фокусируется на том, что обожает делать и не делает то, что способствует росту бизнеса. Как-то раз у меня была возможность наблюдать, как ребята пилят стартап, последовательно совершая все ошибки, которые только можно, и упорно отказываясь делать то, что нужно.

Поскольку они любили придумывать идеи и пилить код, то они придумали идею, не стали ее проверять и стали сразу пилить продукт. Они отказывались хоть кому-то показывать продукт, пока он не будет полностью готов, постоянно дополняли его новыми фичами, не думали о том, как будут заводить и удерживать пользователей в продукте, зато потратили кучу сил, придумывая идеи для креативной рекламной кампании (но так, чтобы денег на нее почти не потратить). Результат: 2 года разработки и несколько десятков миллионов слитых впустую.

Но это фееричный пример, а обычно все выглядит не как Рагнарёк. Просто предприниматель фокусируется, например, на том, чтобы довести продукт до совершенства, но игнорирует маркетинг и продажи. Или с любовью полирует сайт, где знает каждый пиксель по имени и не обращает внимания на тот факт, что это знание никак не увеличивает его прибыль.

Самое интересное, что если указать на этот факт, предприниматель включит рационализацию и объяснит, почему так важно уделять время сайту (возить команду на ретриты, расставлять мебель по фэншую, никому не показывать продукт, пока он не станет идеальным).

Причина прокрастинации №3. Нет связи между усилиями и результатом

Большинство малых бизнесов — это хаотичный набор телодвижений, которые, если повезет, в результате принесут прибыль.

И вот, когда вы 1-2-3 года занимаетесь всем и сразу и не понимаете, что из этого важно, а что нет, организм включает защитные системы и начинает саботировать:

— нет, я не буду внедрять новую систему мотивации;

— нет, я не прописывать регламенты для сотрудников;

— нет, я не буду делать ремонт в офисе;

— нет, я не буду запускать рекламу;

ведь неизвестно, что из этого положительно повлияет на прибыль.

Что же поможет справиться с прокрастинацией? Есть одно средство, которое будет полезно во всех трех случаях.

Ясность в бизнесе

У всех трех причин прокрастинации есть одно общее свойство — не понятно, какие именно действия способны увеличить прибыль, поэтому проще:

  • уйти в клиентские проекты;
  • полировать сайт и делать другие увлекательные вещи;
  • экономить энергию и не делать лишних телодвижений.

Поэтому первое с чего стоит начать — это понять, какие усилия приносят результат, а какие нет. И чем предпринимателю точно не стоит заниматься самому. Вот 3 действия, с которых можно начать.

Оцифровать свои действия

Время кажется доступным и дешевым ресурсом, хотя по факту оказывается самым дорогим. Поэтому очень полезно замерить, сколько времени вы тратите на задачи, которые делаете лично, а потом умножить эти часы на ставку часа специалиста и сравнить с отдачей, которую вы получаете от этих дел.

Допустим, вы потратили 12 часов, полируя сайт. При часовой ставке 450 рублей, вы бы потратили 5 400 рублей. Отдали бы вы эти деньги стороннему специалисту за такую работу? Стоила она того? Если нет, то, может, ее вообще не стоило делать?

Пока писал статью, увидел пост Паши Молянова, который идеально иллюстрирует, как важно анализировать, куда направлен фокус усилий предпринимателя. Всегда полезно сопоставлять свои телодвижения и отдачу, которую они должны принести.

Важный момент. Иногда хочется позаниматься не особо полезной для бизнеса работой просто для души. Это нормально. Просто важно честно признаться, что это скорее хобби, чем реальная работа, и не ждать, что она принесет результат.

Оцифровать результаты по направлениям

Редкий бизнес имеет одно направление или продукт. Например, маркетинговые агентства, и сайты делают, и рекламу настраивают, и стратегии разрабатывают, и еще продают свои курсы. В результате возникает чувство: «Мы столько всего делаем, а прибыли особо не видим». Чтобы это чувство не приводило к прокрастинации, важно разобрать усилия и результаты в разрезе проектов.

Это позволит увидеть, куда вы вбухиваете силы, но не получаете отдачи или вовсе получаете убыток. Усилия, кстати, стоит оценивать как в деньгах, в том числе оцифровывая время сотрудников компании, так и в моральных усилиях, поскольку бывают проекты, которые формально выгодны, но очень тяжело даются команде.

Оцифровать результаты по функциям бизнеса

Бизнес-процессы можно разложить на кучки в зависимости от функций, например, привлечения клиентов или найма сотрудников. Для небольших компаний целесообразно выделить 7 функций.

  1. Стратегическое управление — здесь все, что относится к управлению бизнесом в целом. Цели, планирование, стратегическое управление компанией.
  2. Маркетинг и пиар — здесь все активности, связанные с привлечением целевой аудитории.
  3. Продажи — здесь все действия, которые конвертируют целевую аудиторию в клиентов.
  4. Персонал — здесь все процессы, связанные с наймом сотрудников, введением в должность и увольнением.
  5. Финансы — хотя абсолютно все процессы имеют финансовое изменение, финпланирование, управление дебиторской и кредиторской задолженностью и финансовыми потоками лучше вынести отдельно.
  6. Производство (продукт) — здесь находятся все процессы по оказанию услуг и производству продукта.
  7. Поддержание качества — здесь собраны процессы, которые помогают поддерживать качество продукта/услуги. Сбор обратной связи от клиентов, обучение сотрудников производства, внедрение стандартов и т.д.

Функцию может выполнять сам предприниматель, специальный сотрудник или целый отдел.

Каждая функция должна работать на измеримый результат, который ценен для бизнеса. Например, результат функции «Поддержание качества» — это сотрудники, которые производят продукт, соответствующий требованиям клиентов.

Когда у вас есть KPI по каждой функции, вы можете сравнить усилия (денежные и моральные затраты), которую вы вкладываете в каждую функцию, и отдачу от нее. В результате становится понятно, что чинить или оптимизировать, а что уже работает как надо.

Хотя финансовая прозрачность — не единственный способ победить прокрастинацию, она необходимое условие, чтобы начать действовать эффективно, зарабатывать больше, видеть смысл в своих действиях и меньше суетиться.

Если вы запутались, какие действия приводят к результату, а какие нет, приходите на на бесплатную диагностическую сессию. Я помогу вам наметить пошаговый план для развития вашего бизнеса и покажу, как за 1-2 месяца вы сможете увеличить свою прибыль.

Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, где я много пишу о том, как идти к своим целям vopreki неблагоприятным обстоятельствам.

0
40 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Смышляев

Как вы поняли, что именно 80% предпренимателей прокрастинаторы? Откуда статистика?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

О, это так называемая кликбейтная статистика. Она такая же правдивая как и любая другая статистика только лучше!

Ответить
Развернуть ветку
Доктор Шкутко

Я бы поставил 90%

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ненашев

Закон Парето вынуждает предпочесть число 80...

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Козявкин

К сожалению, регулярно застаю себя в процессе, описанном в статье) Бороться трудно с этим, приходится делить время пополам (в лучшем случае). 50% важных и критичных дел, 50% дел "для души" или типа "разобрать почту", "почитать полезную статью" (ну примерно как эту :), "посмотреть че там в соцсетях нового" и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Трудно, вы правы

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Фатеева

Я тоже такой стартап знаю. Только там 4 года и то ли 30, то ли 40 миллионов. Причем инвестор был один и как-то фаундеру удавалось ему лапшу на уши вешать

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Фаундера потом не закопали в лапше?

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Фатеева

Нет, даже выглядел бодро

Ответить
Развернуть ветку
Слава

Хватит извращений, решил инвестор и откопал фаундера

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Ну деньги не его, что ему грустить

Ответить
Развернуть ветку
Юля Сорокина

Все знают такой стартап)

Ответить
Развернуть ветку
Gala Rebr

Третья причина - самая популярная наверно. Дофамина не хватает от достигнутого результата - руки опускаются и делать дальше ничего не хочется.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Аверина

Мне часто приходится делать то, что не хочется. У меня нестандартное помещение, и приходится придумывать, чтобы что то улучшить. Чтоб нанять постороннего человека сделать ерунду, мне надо замерять, объяснять и стоять над душой. То есть тратить столько же времени, если я сделаю сама. Приходится самой шуруповёрт в руки брать. И нервы целы и деньги. И я, понимаю, что отвлекаюсь от основных задач. У меня маленький бизнес, приходится много ролей в себе совмещать

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Да, все так. Разовые задачи бывает дольше делегировать чем делать

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

"когда предприниматель делает, что угодно кроме тех по-настоящему важных вещей"

Это незнание нужны фреймворков, не знание как определить важность задач.

Это лечится управленческим образованием, а не психологами.

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Не, можно прекрасно всё понимать, но малодушно убегать во второстепенные задачи, как страус в песок.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Ну в этом случае быстро перестанешь быть предпринимателем?

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Да нет, можно же балансировать – иногда всё-таки делать что-то стратегическое и первостепенное.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

А если балансируешь на надо иди лечится от прокастрации?

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Давайте присядем вот на эту лавочку и сменим темп беседы.

Я думаю, то незнание, о котором вы говорите – разумеется, имеет место. И много, очень много такого. А бывает – знание есть, но важное умышленно откладывается. Это просто другая проблема. И именно она описана в статье )

Ответить
Развернуть ветку
readervc

бесконечный цикл лени когда устал от дел (или болен): не можешь не думать о бизнесе и хорошенько отдохнуть, погряз в относительном комфорте, ленивости.

Ответить
Развернуть ветку
Proprofi.online

Согласна. Образование даёт всю необходимую информацию. Если человек не образовывается, значит он не против столкнуться с трудностями, самостоятельно отказываясь от правила "учись на ошибках других". Столкнувшись с проблемой, он идёт к психологу и это опять нежелание образовываться. Он просто ждёт, что психолог ответит на возникшие вопросы за него.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иволгин

Логично, но на практике понять, что важно сложно

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

По-разному. Когда начинаешь считать, то иногда просто видно как бездарно усилия тратятся. Просто многие не считают ничего

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

Отличная статья.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
COUTURE BOOK

Руконожки! Очень милый персонаж на первой картинке)

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Слава

картинка со стартапом откуда?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Тор: Рагнарёк)

Ответить
Развернуть ветку
Сиротин Алексей

Статья написна во время прокрастинации?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Да, как и ответы на комментарии

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

"как ее обнаружить и обезвредить?"
Очень просто ее обнаружить, достаточно 1 раз сходить к психологу. Они же как врачи из платной клиники, для них нет здоровых людей - есть недообследованные, и те кто без денег.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Сходить к психологу, но... завтра))

Ответить
Развернуть ветку
Юля Сорокина

Позвонить Пете и уволить Васю как-то связано?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Э... вы про что?

Ответить
Развернуть ветку
Юля Сорокина

ну вот же

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Shishov
Автор

Не, уволить Васю связано с А-а-а!!!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Яловецкий

Статистика с головы походу выдуманная

Ответить
Развернуть ветку
37 комментариев
Раскрывать всегда