ТОП-5 страхов стартаперов и как делать бизнес, несмотря на них

Запуск первого стартапа сопоставим с выходом в открытый космос. Непривычная обстановка и неопределенность пугают начинающего бизнесмена. Основатель проектов «Кодабра» и Brainhub, ментор предпринимателей, выпускница «Стартап Академии» Школы управления сколково и победитель «Дня инвестора 2021» Даша Тян рассказала об основных страхах новичков и дала рекомендации, как обращать свои опасения на пользу проекту.

Cодержание

Неопределенность

Для меня самым страшным на старте было то, что я ничего не знала и не понимала про запуск бизнеса. Я никогда не сталкивалась с этим. Как начать, что делать в первую очередь — сплошные загадки. В каком-то смысле я была как ежик в тумане – в полной растерянности. При этом мне вовсе не страшно открывать и начинать что-то новое, но идти на ощупь я не привыкла.

Идеальный вариант для запуска бизнеса, на мой взгляд, — когда кто-то более опытный говорит стартаперу, что и как делать. Такую возможность предоставляют бизнес-акселераторы. Они выдают чек-лист или дорожную карту, которую в процессе могут корректировать. Наставники предлагают конкретные действия — фаундер просто начинает работать. В этом случае не нужно долго думать, как оформить компанию, нанять сотрудника, общаться с клиентом. Освобождается много времени и энергии для развития бизнеса.

Возможно, какие-то рекомендации в конкретном случае окажутся не очень эффективными. Ничего страшного: лучше делать то, что посоветовали, а потом смотреть, какой это дало результат. Если он низкий, стоит пробовать другие варианты действий. Главное здесь — не стоять на месте в долгих раздумьях. Они не предотвратят ошибки: всё узнать и понять можно только на практике.

Резюме. При открытии бизнеса фаундеру могут помочь наставники из бизнес-среды и акселераторы. Они не только поддерживают стартапера в его желании создавать продукт, но и дают конкретные рекомендации — что и в какой последовательности стоит делать.

Недостаток финансов

Один из основных страхов начинающего предпринимателя: ему не хватит денег на проект или просто на жизнь. У него две основные задачи – стартовать и себя прокормить. Многие стартаперы не разделяют бюджет на личный и «деловой». Есть сумма, которую нужно распределить на еду, аренду жилья, разработку платформы, рекламную кампанию и многое другое. Первым помощникам тоже придется платить из собственного бюджета. И вот уже думаешь: нанять за 15 000 рублей человека для раздачи флаеров или раздавать их самому, сэкономив деньги?

В процессе фаундер понимает, что готов «затянуть пояс» и отказаться от многих личных трат. Ограниченный бюджет на личные траты меня, например, вообще не смущал. Я помню этот период: имея 1000 рублей на карте, я чувствовала себя в целом хорошо. Все мы были студентами и знаем, как на 1000 рублей прожить неделю.

Со стороны это, наверное, выглядит так, что стартапер просто снижает свой уровень жизни. Но у него всего лишь меняются приоритеты. Когда начинаешь запускать проект, чувствуешь драйв и азарт, думаешь только о своем стартапе. Все время уходит на проработку гипотез. Источником энергии становятся не деньги сами по себе, а ситуация, когда, например, какая-то гипотеза сработала, или клиент заплатил деньги за продукт. Начинаешь доверять себе, верить в себя и свой бизнес. Поэтому условная тысяча на карте не является мерилом внутреннего ощущения стартапера.

Резюме. Начинающий предприниматель, который верит в свой продукт и идею, распределяет имеющийся бюджет между личными потребностями и инвестициями в свое дело. Он способен экономить на себе, потому что приоритет в данный момент — запуск бизнеса. Фаундер понимает, что запуск бизнеса требует вложений, и зачастую это личные деньги. Но если «бизнес полетит», то наступит этап окупаемости и получения прибыли. То, чего предприниматель лишал себя на старте ради собственного дела, можно будет компенсировать чуть позже.

Создание команды

Большинство стартаперов-новичков никогда не управляли персоналом и не занимались вопросами найма. Я тоже была в их числе. Набор и обучение сотрудников, постановка задач, контроль, мотивация — для меня это темный лес. Как и в любой другой сфере, стоит попросить совета у экспертов и менторов из числа опытных предпринимателей.

Еще одна частая проблема при создании команды — страх делегирования. Мне тоже на старте казалось, что сотрудник всё сделает «не так, как надо». Многие стартаперы упускают момент, когда надо нанимать первых помощников. Им просто страшно на это решиться. Как можно хоть что-то выпустить из рук, ведь нанятый человек способен всё испортить?! В результате стартапер разрывается между множеством задач, его эффективность падает, проект начинает буксовать.

Мой личный опыт показывает: нужно как можно раньше определиться, какие обязанности и в какие сроки стоит передавать наемным исполнителям. Для этого необходимо понять, чем вы хотите и можете заниматься в рамках вашего проекта. Например, вы разбираетесь в маркетинге — значит, на первое время маркетолог вам не нужен. А если вы создаете технологичный продукт, но в IT понимаете слабо, с самого начала нужен разработчик. Когда продукт требует сложной разработки, а денег на зарплату специалиста нет, то лучше взять в проект партнера-айтишника с нужной компетенцией.

Важно понимать еще один момент. Какие-то компетенции (например, тот же маркетинг) можно в принципе освоить за несколько месяцев. Тогда стартаперу нужен не сотрудник, а ментор или почасовой консультант. После обучения под его руководством предприниматель сможет взять маркетинг на себя. А стать разработчиком за несколько месяцев нереально. И стартаперу нужно сразу же задуматься о том, как «закрыть» эту компетенцию.

Потребность в помощниках и персонале сильно зависит от вида бизнеса. Вероятно, мастеру по наращиванию ресниц или косметологу поначалу не нужна помощь, чтобы открыть кабинет и запустить свое дело. А в технологичном бизнесе один человек точно не сможет одновременно заниматься продуктом, продажами, маркетингом и разработкой. Здесь персонал понадобится, скорее всего, уже с самого старта.

В самом начале, когда денег очень немного, я бы рекомендовала искать персонал через знакомства и чаты. Так можно хоть в какой-то степени быть уверенным в человеке. Собирайте рекомендации, обратную связь, просите советов, как и кого нанимать. Лучше иметь несколько консультантов и менторов, готовых делиться опытом за разумную оплату, бесплатно или за долю в компании. Такие люди способны помочь с запуском в разных сферах: маркетинг, продажи, разработка, наем.

Резюме. Если фаундеру нужна команда с первых дней работы, то искать сотрудников можно среди знакомых или в профильных чатах. Не нужно стесняться просить рекомендации у кандидатов и обращаться за советами к более опытным предпринимателям или менторам. На старте лучше сразу нанять сотрудников по компетенциям, которыми не обладает сам начинающий предприниматель. Чтобы не тратить всё время на решение операционных задач, а заниматься развитием бизнеса, необходимо научиться делегировать полномочия. Чем раньше это произойдет, тем лучше для стартапа.

Востребованность продукта

Многие стартаперы боятся, что их продукт будет никому не нужен. Результаты исследований рынка и даже первые продажи непоказательны. Допустим, фаундер сделал несколько продаж родственникам и знакомым, а дальше что? Будет ли спрос на продукт в более серьезных масштабах? Даже если предприниматель верит в свою идею, такие страхи все равно ему знакомы.

Отдельный вопрос — востребованность продукта в условиях конкуренции. Как таковая она предпринимателей не пугает. В большинстве случаев у нового продукта есть конкуренты: стартаперы редко идут в кардинально новые рынки. Проблема в том, что подобный продукт может запустить компания-гигант, давно присутствующая на рынке. Понятно, что ресурсов и компетенций у такого конкурента больше, чем у нового игрока. Или наоборот: похожий проект запустили вчерашние школьники, но за счет таланта и азарта они резко рванули вперед.

В «страхе ненужности» на самом деле нет ничего плохого. Чувствуя и осознавая его, фаундер пытается доказать всем и в первую очередь самому себе, что его продукт востребован. Именно этот страх стимулирует предпринимателя «бежать быстрее»: вдруг конкуренты придумают что-то новое или на рынок выйдет более мощный игрок?

Иногда сомневаться в необходимости продукта заставляют эксперты. Допустим, они говорят: «Идея — вообще полная фигня, перестань это делать». Оценку эксперта всегда стоит принять к сведению, но решение всё равно останется за фаундером. И здесь нужно ориентироваться не на слова, а на цифры и внутренние ощущения. Если у вас горящие глаза и есть вера в продукт — конечно, создавайте его. Даже если «не пойдет» (вы это быстро поймете) буквально за несколько месяцев. А накопленный опыт поможет создавать более удачные проекты.

Резюме. Стартаперу важно самому верить в свой продукт, а не полагаться только на мнение экспертов. Собственная вера становится той движущей силой, которая позволяет проекту развиваться. Даже если продукт будет не таким востребованным, как ожидалось на старте, начинающий предприниматель получит опыт. С ним он сможет доработать продукт, сменить его позиционирование, переключиться на другую аудиторию. А в крайнем случае поможет запустить другой бизнес.

Страх провала

Когда появляются первые сотрудники и клиенты, снова появляются неопределенность и страх. Вначале тоже было ничего не понятно, но стартапер как-то разобрался. А тут новый виток: продажи, клиенты, реальное использование продукта. Допустим, что-то ломается. Клиенты пишут: «Продукт — говно, мы ожидали другого!» Основатель проекта нанял первых сотрудников — они делают не то, что нужно. Наваливается куча задач: персонал, клиенты, исправление ошибок, а еще и разработку нужно продолжать.

Проект только запустился, но возникает ощущение, что всё рушится. На самом деле – нет. Просто предприниматель тонет в операционке, ведь сотни задач каждый день. Он не понимает, за что хвататься первым делом, а любая серьезная ошибка может отбросить его назад. Не сдал налоговую отчетность — прилетят штрафы и блокировки счета. Уйдет маркетолог — проект останется без рекламы. Всё это не добавляет уверенности.

Сужу по своему опыту. В начале предпринимательского пути смотришь на все проблемы стартапа широко открытыми от страха глазами. Но в какой-то момент просто учишься справляться с бесконечным потоком дел: вырабатываешь систему, делегируешь. Операционка, конечно, не уйдет из вашей жизни, но и не будет отнимать слишком много времени.

Лично мне всегда помогал ментор. Мои «серьезные проблемы» для него уже пройденный этап, он с подобными много раз справлялся. Я рекомендую всем стартаперам общаться с действующими предпринимателями. Неважно, на уровне ментора или просто друга. Опытному человеку «со стороны» гораздо легче обнаружить и ошибки, и перспективные пути развития.

Не стесняйтесь обращаться за помощью извне, когда не можете найти выход из сложной для вас ситуации в бизнесе. В поиске единомышленников и наставников помогает нетворкинг. Где завязывать деловые знакомства? На бизнес-ивентах, в акселераторах, на программах обучения, профильных выставках. Нетворкинг — это ценный ресурс, который особенно пригодится в кризис.

Резюме. Каждый стартапер в процессе развития проекта боится, что не справится с новыми трудностями. Стоит обратиться за поддержкой или рекомендациями к действующим предпринимателям. Они поделятся своим опытом прохождения сложностей. Особенно ценен их взгляд со стороны: они могут увидеть критические моменты, на которые фаундер не обращает внимания.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда