{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Индустрия развлечений: зиплайн-убийца «за 500 тыщ», высокопрочные объемные сети и оборудование для детских лагерей

Про основное направление своей деятельности, быстро-окупаемые (буквально за один сезон!) веревочные парки, я уже рассказывал в статье «Бизнес-идеи 2023 — грамотно инвестируем в правильные активити-парки». Это «классический» вариант бизнеса — инвестор заказывает у меня проект, получает популярный, увлекательный и безопасный аттракцион и… начинает зарабатывать деньги.

Сегодня же хочу обсудить два последних глобальных тренда, поддержанных на государственном уровне, в которых моя компания приняла непосредственное участие: запуск программ патриотического воспитания молодежи и развитие внутреннего туризма. Господдержка иногда бывает очень эффективной (что бы ни говорили критики) и реально способствует ускорению развития определенных отраслей. И речь не только про ВПК. Сегодня хочу рассказать, как это происходит на примере моей узкой отрасли — индустрии развлечений.

Оборудование для детских лагерей с военно-патриотическим уклоном

В последнее десятилетие, а особенно в последние два года, государство активно стимулирует программы патриотического воспитания детей и подростков. Очень верное решение. Так было при Союзе, потом всё развалили, а сейчас восстанавливают. Лично моё мнение: в своей стране мы должны жить по своим правилам, а не по навязанным извне.

Другое дело, что иногда хорошие инициативы, идущие от государства, выполняются с «тяжким звероподобным рвением». Как, например, случилось с пресловутыми «Разговорами о важном» в школах. Эта программа превратилась в откровенное «отбывание номера» как со стороны учителей, так и со стороны учащихся.

Вообще, я считаю, что патриотизм нельзя прививать исключительно в формате школьного образования — только за школьной партой. Ощутить настоящий дух товарищества и даже боевого братства очень помогают, например, военно-спортивные секции, патриотические клубы и летние лагеря. Именно здесь, в полевых условиях, молодые ребята знакомятся с реалиями армейской жизни. Получают возможность примерить на себя профессию военного, оценить все преимущества и сложности такого пути.

На фото — детский военно-патриотический лагерь «Юный Ястреб» в Волгограде

В «Юном Ястребе» стоят реальные танки, вертолеты и другая техника, с которой знакомятся подростки.

А еще неотъемлемой частью таких детских лагерей является оборудование для физ. подготовки: полосы препятствий, тренажеры, лабиринты и прочий спортивный реквизит. Детям прививают не только патриотизм, но и развивают их физически. И, безусловно, делать это лучше в развлекательной форме.

Бегать кроссы – скучно. Пройти трассу на веревочном парке — интересно. Вот и моя компания «Мишенин Парк» в последние годы активно занимается не только коммерческими парками развлечений, о чём я говорил в своей первой статье, но и оборудованием для детских лагерей.

Так, в 2023 году мы установили веревочные парки в упомянутом выше «Юном Ястребе» (г. Волгоград) и в «Бригантине» (г. Евпатория).

Лагерь «Юный Ястреб», г. Волгоград. На фото — завершение работ по монтажу. Погода не радовала, но мы успели сдать все поздней осенью-2023, перед тем как лег снег. Весной этого года уже будет открытие парка, на которое я планирую прилететь и лично проконтролировать запуск.

Детский санаторий «Бригантина», г. Евпатория, Крым

Для коммерческих проектов мы обычно делаем трассы с большим количество легких препятствий. Это лучше с точки зрения максимизации прибыли. Но в детских лагерях никто билеты, естественно, не продает. Поэтому тут у нас больше простора для фантазии — можно сделать несколько трасс с разными уровнями сложности. Как для начинающих, так и для ребят с определенным уровнем физической подготовки.

Конечно, как и в случае коммерческих парков развлечений, основополагающим для директоров таких лагерей является фактор абсолютной 100% безопасности. Все элементы оборудования моих веревочных парков (тросы, карабины и т. д.) выдерживают нагрузку в 600 килограмм.

И да, мы не покупаем сертификаты безопасности. Такая порочная практика, к сожалению, всё ещё широко распространена, но я убеждён, что это очень рискованный путь. И для тех, кто делает парки, и для тех, кто будет их эксплуатировать. Лазейки в законодательстве действительно позволяют сейчас «минимизировать затраты» на этапе сертификации. Но в случае любого, даже незначительного, ЧП — владельцев парка с «липовым» сертификатом ждут большие проблемы. Запрет на эксплуатацию аттракциона и закрытие бизнеса (в который вложены большие деньги) — это еще самый мягкий вариант. И может так случиться, что будет грозить уголовка – если будет тяжкий вред здоровью или, не дай бог, ещё хуже.

Наши объекты реально проверяют технологи и инженеры сторонней сертификационной компании «Марстар» (г. Санкт-Петербург). Полученный таким образом честный НЕкупленный сертификат служит «железобетонным» ответом на любые возможные вопросы со стороны контролирующих органов и дает возможность быстро и без «дополнительных расходов» проходить плановые и внеплановые проверки.

Государство сейчас активно выделяет деньги на реально интересные проекты. Главное для директоров и владельцев детских секций и лагерей — не сидеть на месте и не лениться принимать участие в различных тендерах и грантах. Это даёт возможность за счет государственного финансирования улучшить инфраструктуру своего объекта. Волгоградский «Юный Ястреб» — живое тому доказательство, и это далеко не единственный пример.

При необходимости я даже лично помогаю составить интересное предложение, которое даст возможность выиграть конкурс. Тут мы все в одной лодке: если потенциальный заказчик получит государственное финансирование, то моя компания, соответственно, получит заказ на парк.

Характерно, что высокая пропускная способность, под которую заточены мои коммерческие парки, оказывается полезной и здесь. Стандартный проект от «Мишенин Парк» — это три этажа, 30 препятствий и 50 человек, которые могут его проходить одновременно. И это на площади всего лишь в 140 квадратных метров (круг, радиусом 13.5 м). Если взять, что смена в лагере — это примерно 200 человек, то все ребята смогут пройти трассы парка в течение дня, и даже не один раз. В общем, в очереди стоять не придется.

Про внутренний туризм

Еще один динамично развивающийся тренд прошедшего года — ставка на внутренний туризм. Заграничные курорты становятся все менее доступны как по причине искусственных ограничений, так и с финансовой точки зрения. Но нет худа без добра — такая ситуация стала новым окном возможностей для отечественных инвесторов в туристическую отрасль.

О развитии внутреннего туризма очень много говорят на уровне правительства и даже, кажется, собираются выделять под это дело солидные средства. Но пока планируют сосредоточиться на очень крупных проектах в стиле западных Диснейлендов, о чем я расскажу в следующей статье. Я очень хорошо понимаю, как устроена индустрия парков развлечений и как ею могут управлять «по разнарядке» в рамках проектов освоения выделенных бюджетов. Предположу, что большинство таких объектов в итоге останутся дотационными проектами на шее бюджетов разных уровней (пока финансирование федеральное, но в будущем содержание могут «повесить» на региональные власти). Если кратко, то такие крупные парки требуют нескольких дней на посещение и рассчитаны на обеспеченных туристов. Билет на семью + дорога + проживание – всё это выливается в сумму, которую на развлечения мало кто может себе позволить. А местные жители посетят аттракционы один раз и на этом все и закончится. Т. е. стабильный денежный поток, достаточный хотя бы для содержания мега-парка, они не обеспечат.

С моей точки зрения развлекательные кластеры должны развиваться постепенно, естественным путем, а не по разнарядке. Знаете, как тропинки в английских парках: там дорожки не делают сразу — ждут, пока люди их сами натопчут, и потом уже камнем выкладывают. С хорошими эффективными аттракционами действует тот же принцип.

Как пример – очень показателен Омский парк развлечений «Вокруг света» на берегу Иртыша, где мы тоже монтировали веревочный парк. Начинался он с очень с компактной площади, чтобы не платить большие деньги за аренду. А сейчас здесь уже активити-парк, колесо обозрения, автодром и многое другое. И это очень грамотный подход к бизнесу.

Веревочный парк в Омске производства моей компании

Развитие развлекательного кластера в Омске шло постепенно, без огромных стартовых вложений. Новые аттракционы появлялись по мере растущего спроса, а их строительство частично финансировалось с текущей прибыли.

А теперь немного отойду от общегосударственных трендов к нашим узким отраслевым событиям — и расскажу про новое и необычное для нашей страны направление в сфере развлечений — объемные сети.

Новый аттракцион – объемные сети от «Мишенин Парк»

Идею эту я подсмотрел у французов, у компании CHEIR NOIR. Фирма была образована несколькими моряками, которые умели вязать сети и узлы и применили эти навыки в сфере развлечений. Натягиваются такие сети, например, между деревьями и могут быть гигантских размеров. Это может быть и 100, и даже 1000 квадратных метров. Получается такой второй этаж в лесу.

А вот так объемные сети сделаны в аэропорту Сингапура. Целый атриум в три этажа.

Классная идея, но в России мы сталкиваемся с неожиданной законодательной проблемой. За границей некий разумный риск считается допустимым. Разумный риск не означает, что аттракцион может рухнуть, вовсе нет. Но если, к примеру, неадекватный посетитель разрежет сеть ножом или подожжет ее (а нейлоновые сети горят), то виновным в такой ситуации будет именно сам неадекват.

Российское же законодательство требует 100% «защиты от дурака». При любом неприятном инциденте отвечать будет владелец аттракциона. Это одна из причин, почему объемные сети пока не получили широкого распространения в нашей стране.

Сейчас в ходу только сети небольшого размера, как, например, наши модели «Кристалл», которые я сам спроектировал и использовал в парке развлечений «Бугринская роща» в Новосибирске.

Объемные сети «Кристалл» в «Бугринской Роще»

Но тут у меня есть интересные задумки, как подобрать специальный материал, высокопрочный (нельзя разрезать) и негорючий. Детали пока раскрывать не буду, это мое собственное ноу-хау. Расскажу, когда будут готовы первые опытные образцы.

Зиплайн – новый аттракцион-магнит для посетителей отечественных курортов

Для начала обращусь к зарубежному опыту. Один из самых захватывающих современных аттракционов,— зиплайн XLine Dubai Marina в Эмиратах. Спуск на протяжении одного километра со скоростью 80 км/ч и все это — на высоте 170 метров над землей!

Я выступал консультантом на ряде проектов в Эмиратах, масштабность аттракционов действительно впечатляет.

Сейчас я занимаюсь реализацией (пока на этапе проектирования, предварительных изысканий и согласований) очень интересного подобного проекта у нас на Алтае. Это будет аттракцион скоростного спуска длинной 1 километр 300 метров.

Замечу, что Горный Алтай сейчас стал одним из главных направлений внутреннего туризма. Этот регион прекрасен круглый год, в отличие от черноморского побережья, где высокий сезон длится всего три месяца. Но помимо природных красот, необходима также инфраструктура, в том числе и развлечений. Зиплайны — масштабные проекты, которые выступают своеобразным «магнитом» для привлечения туристов.

Это очень специфическое направление. Часто ко мне обращаются люди, у которых есть условно 500 тысяч рублей, и они хотят установить развлекательный зиплайн. И при этом искренне не понимают, почему стоимость таких проектов начинается от 10 миллионов. Казалось бы, тут делов-то — натянуть трос. Откуда такие суммы? Не иначе, от жадности компании-исполнителя. Сегодня я решил эту тему раскрыть подробнее.

Итак, натянуть трос, наверное, можно и за 500 тысяч рублей. Проблема в том, что пройти реальную сертификацию такой аттракцион не сможет в принципе. А без сертификата любое ЧП (даже по вине посетителя, о «защите от дурака» я писал выше) — это есть оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Со всеми неприятными последствиями и для владельца аттракциона, и для производителя — закрытие бизнеса, пропавшие деньги и уголовное преследование для директора и учредителей.

Экономия на проектировании и обслуживании зиплайнов нередко заканчивается печально

Разработка проекта «правильного» зиплайна в России начинается с геологических и топографических изысканий, которые стоят очень недешево — особенно, если их необходимо провести в горах, куда сложно добраться технике. Уже на данном этапе затраты составят 1,5-3 млн рублей. Иногда заказчики сталкиваются и вовсе с экзотическими процедурами и согласованиями, например, с Росавиацией. Ведь канатная дорога в горах может представлять опасность для вертолетов. Поэтому за проекты уровня «пробросить трос» я не берусь в принципе.

Идем дальше:

  • стоимость системы торможения — около 1 миллиона рублей;
  • метр троса — 500 руб. (на всю трассу 600-700 тысяч);
  • комплект страховки на одного участника — 50 тысяч, а их нужно от 20 штук и более;
  • системы освещения для зон полёта вертолётов;
  • сложные и уникальные расчёты фундаментов и прочности конструкций;
  • доставка спецтехники в горы;
  • … и это еще не полный список всего, что может потребоваться.

Топографию я могу организовать по ценам ощутимо ниже среднерыночных — естественно без потери качества, потому что мне потом по этой топографии строить. Просто такая ситуация сложилась, что эта услуга по большей части востребована крупными госконторами, где деньги особо не считают, и поэтому цены на нее бывают объективно завышены.

Оборудование для зиплайна я могу закупить сам, либо клиенту делает это самостоятельно. Другими словами, у меня все прозрачно — никакого дополнительного «интереса» в стоимость оборудования я не закладываю, а цена работ прописана в смете.

После стартовых изысканий последуют проектирование, производство конструкции, монтаж. И на всех этапах — сертификации, согласования, проверка качества и тестирование на 100% безопасность. Так и возникает озвученная выше сумма в 10 миллионов рублей (и это не предел!).

Вообще, должен сказать неожиданную вещь. Зиплайн, поставленный в чистом поле, не окупится никогда. У этого аттракциона низкая пропускная способность, ограничения на вес и возраст посетителя, требуется большое количество инструкторов. И в этом ключевое отличие зиплайна от веревочных парков и скалодромов, которые при правильном подходе отбивают инвестиции за один летний сезон.

Но зиплайн повышает эффективность уже действующего объекта, увеличивает популярность туристического места. Заработок делается на сопутствующем сервисе: другие аттракционы, фото на высоте, продажа еды, сдача жилья и т. д. Например, без зиплайна была 1000 туристов в неделю, а с зиплайном стало 2000. Именно так это работает.

В заключение хочу сказать, что у нас огромная страна, масса ресурсов для развития, а внешние санкции сыграли роль своеобразного драйвера — дали толчок развитию внутреннего туризма и сферы развлечений. Главная задача потенциальных инвесторов в 2024 году — не упустить открывшиеся возможности, воспользоваться теми программами финансирования, которые предлагает государство.

Ну и еще из интересного. В день написания статьи у меня запланированы съемки второго интервью в «Тупичке Гоблина» у Дмитрия Пучкова. Считайте это анонсом и не забудьте заглянуть в «Тупичок» чуть позже. Если интерфейс VC позволит отредактировать статью, то после выхода еще добавлю здесь ссылку.

0
3 комментария
Sasha Valendo

Захотела организовать зиплайн в Алматы. Почитала смету. Перехотела)) вообще, крутой текст, спасибо, Михаил!

Ответить
Развернуть ветку
Buster Kasey

Катался на зиплайне в Дубайске - хорошо, весело. Обычно таких эмоций зиплайны не вызывают.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Артюхов

Крутые варианты. Особенно в Эмиратах, спуск с такой скоростью и с такой высоты в 170 метров над землей.. это конечно круто и экстремально. Я бы попробовал. Не знаю правда когда и за какие средства, но хотел бы.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда