{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Думай, голова

Ад - это место, где ничто ни с чем ни связано.

Дж. Эллиот, предисловие к "Божественной комедии" Данте

Все люди одинаковые - голова, два уха. Однако, при этом у нас сильно различаются способности мыслить. Сергей Савельев в своих выступлениях постоянно приводит примеры, что различные поля головного мозга могут отличаться у нас в 40 раз, а это влечет за собой мощные отличия в том как мы можем использовать наш мозг. Связь структуры мозга со структурой деятельности выглядит интересной, но нейропластичность нам на пользу.

Эндрю Хуберман в одном из эпизодов своего подкаста говорит о том, что нейропластичность - великая вещь и при увеличении занятий, например, музыкой, меняется площадь, объем зон головного мозга. А это значит, что если тренироваться, то можно обрести новые способности к деятельности! Чем интенсивно занимаешься, то интенсивно и начинает получаться.

Тот самый эпизод подкаста

Я занимался решением головоломок, всяких сложных задач уже несколько десятилетий, с детства. Всегда задавался вопросом - а почему кто-то может решить задачку на олимпиаде по физике, а я не могу? Потом много старался объяснять те задачи, что я понял своим одноклассникам, потом одногруппникам, потом коллегам. В итоге стал ясно видеть, когда кто-то может решить задачу, а кто-то нет. Стал понимать, как научить решать задачи по высшей математике тех, кому грозило отчисление. Как научить свежепринятых на работу аналитиков решать самостоятельно хотя бы один класс задач в кратчайшие сроки, чтобы они как можно раньше начали помогать разгребать завалы долгов по аналитике. Потом стал уже давать начинающим, то есть требующим частого наставничества, аналитикам скомпонованную базу основных инструментов, и через полгода очередь на консультацию у ведущего программиста пропала. Затем подготовил скрам-мастеров, начал вести блог, проводить вебинары, выступать на конференциях.

Кешав Дев, Индия

Как говорит гуру Кешав Дев: разум - это отражение себя в других, а сознание - это отражение других в себе. Такого же мнения придерживаются ряд исследователей, которые говорят, что интеллект человека может формироваться только через воздействие других людей. Все слышали про феномен Маугли, дети, выросшие без человеческого общества - не в полной мере становятся людьми. Для нас очень важна диахронная связь поколений по Теслинову - одно поколение передает опыт другим. В другом исследовании супердиджеев, то есть тех, кто много лет штурмует чарты радиостанций, выяснилось, что у всех супердиджеев был наставник - другой очень мощный, более опытный диджей. У Майка Тайсона тренером был великий тренер Кас Д'Амато. Наличие таких учителей позволяет сильно вырваться вперед по скорости роста профессионализма в своей деятельности.

Возрастная диаграмма сотрудников Манхэттенского проекта. Внизу - ученые.

Пик роста профессионализма приходится где-то на 25 лет, что хорошо видно на картинке выше. Для реализации сверхсложной задачи были набраны люди в основном этого возраста. У Александра Бушкова в одной из книг было наблюдение, что войну выигрывали капитаны и майоры, то есть те же плюс-минус 25-летние.

Но все это справедливо для естественного хода вещей. Учитывая нейропластичность нашего мозга, данный пик можно не только достичь и в более зрелом возрасте, но и превзойти! Во всяком случае именно таков мой личный опыт. Мне было уже за 30 лет, когда после длительных тренировок рабочей памяти при помощи упражнения NBack удавалось неоднократно сделать то, о чем раньше мне бы даже и подумать было невероятно! Разработать за хакатон концепцию, на основании которой созданы два стартапа, каждый из которых поднял по 20 миллионов долларов инвестиций. За пару дней стратегической сессии организовать работу экспертов и создать проект на 100 миллионов долларов. Если же несколько недель, месяцев повкладывать силы, то решить задачи, с которыми вообще никто не смог до этого справиться в мире.

Ожидание и реальность диалектически образуют одно целое.

Стабильно получаемые аналитические результаты выглядят лаконично, но чтобы достичь этого потребовались усилия, тренировки, изучение подходов, инструментов, методологий, методов и т.п. Со временем стало ясно, что многие из этих явлений связаны между собой. Как в цитате из знаменитой речи Стива Джобса между точками стали обнаруживаться сначала едва заметные нити, а потом все более явные связи, картина из "адской", стала становиться все более "райской" (согласно цитате из эпиграфа Дж. Эллиота).

Башня из красного дерева - объект из Heros of Might and Magic III, открывающий карту на 20 клеток вокруг

Более того, в этих связях начали обнаруживаться закономерности, благодаря которым яснее становилось, где, когда и какой из инструментов использовать. В какой-то момент стало понятно, что момент настал, и пора делиться этим опытом с другими. Таким образом родился курс "Шухăшла - основы аналитического мышления (THINK-101)". Материал обзорный, но как и башня из красного дерева в третьих героях она может дать общее представление о том, куда и с какой целью можно двигаться. Половина курса доступна бесплатно, а для тех, кто пожелает пройти весь курс - до конца этой недели действует промокод VCRU, по нему астрологи объявили скидку в 25%.

Таким образом, думать можно по разному, можно учиться думать. Однажды после концептуализации задачи "как стать лучшим программистом в мире" получился простой ответ - чтобы стать лучшим, надо искать лучших и учиться у них. Ведь ведущий специалист - это определению тот, кто ведет за собой других, обучает и наставляет. Если хочешь быть синьором разработчиком - учи других.

Но если вдруг ситуация такова, что лучших в этой сфере ещё нет, когда это нечто новое и неизведанное, то тут уже придется переходить от думания к действиям, получая жизненные уроки.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда