{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я убил 3 года жизни на стартап, который был никому не нужен (даже мне)

В ожидании миллиардов долларов в день запуска своего сервиса. Да, сзади «аналоговая» SCRUM доска

Почему ничего не получилось, и какие ошибки я из этого извлек

Дисклеймер: данная статья написана в биографическо-ироническом ключе и не расскажет о том, как вести бизнес и т. д. Чисто мой опыт, без успешного успеха (скорее, антиуспех) для тех, кто живет в иллюзии, что он сможет замутить успешный стартап без мам-пап-икредитов или тех, кто через это все уже прошёл

На дворе стоял 2015 год — Uber получает кучу денег в ходе очередного раунда инвестиций, в свет вышел гениальный сериал «Силиконовая долина» и вообще чуть ли не каждый хочет замутить свой стартап и заработать миллиард долларов, и тусить в той же силик… кремниевой долине с Илоном Маском, Питером Тилем и на тот момент еще не экстремистом Марком Цукербергом.

Не был исключением и я — молодой студент 19-летнего возраста, учащийся по специальности «Прикладная информатика», который вдохновлялся Стивом Джобсом и Биллом Гейтцем, перечитал кучу книг, статей и пересмотрел множество фильмов на этот счет. И моя «гениальная идея на миллиард баксов» пришла ко мне: сделать сайт-платформу, где будут подборки по самому разному контенту — фильмам, играм, музыке и книгам с продвинутой рекомендательной системой, которые уже на сегодняшний день достаточно активно используются в цифровых магазинах (Яндекс Музыка, Кинопоиск, Окко и тд).

Могу ошибаться, но тогда это особо не было распространено — например, Spotify в России не работал, а Музыка ВК, которая на тот момент не была еще монетизирована, в плане рекомендаций работала крайне убого. Про фильмы — тоже самое, Netflix также не работал в России (но это не значит, что им не пользовались энтузиасты, как тем же Spotify; я имею ввиду более массовое использование), а наши «атещественные» Окко и ivi не имели такой базы пользователей, как в наше время, соотвественно, и уровень возможностей у них был гораздо меньше. Так вот — я убивал время в поисках подборок по фильмам, музыке, играм и книгам, так как я был человеком замкнутым, и соответственно, у меня была просто куча свободного времени.

Быстро поняв, что не смогу привлечь достаточно компетентных специалистов, я решил делать всё сам, тем более, что мне тогда казалось, что «уже был похожий опыт» — еще в школе, классе в 8, я посмотрел только вышедший фильм «Социальная сеть» (2010 год). Он меня настолько вдохновил, что я на бесплатном конструкторе (типа ucoz) запилил свою социальную сеть (с блэкджеком и…) со школьными фотками и даже умудрулся затащить туда около 40 человек-одноклассников, которые там даже непродолжительное время общались.

Скрины своей соц сети тех времен не нашел, но у чела из Узбекистана аналогичная история, и про него сняли новостной сюжет

Но тут я сразу понял, что так не прокатит, и надо будет «войти в айти», хоть это и не было моей первостепенной целью. Итак, три года, с 2015 по 2018 год я фигачил свой рекомендательный стартап с полного нуля и без какого-либо бекграунда в разработке. Моими главными учителями стал Youtube (но называть блогеров я не стану, так как то, чему они «учили» — это треш, но поливать их нечастотами публично не хочу), а также вышеупомянутый сериал «Силиконовая долина»: он очень качественный и базированный, в каком-то смысле сейчас можно воспринимать его как документалку эпохи середины-конца десятых годов.

Первый логотип, сделанный с помощью одного из стандартных шрифтов Windows
Логотип, который мне помог сделать профессиональный дизайнер

Какой итог за всё это время у продукта? Два пользователя, я и мой друг (ха, то есть меньше, чем когда я был в школе), который какой-то период помогал мне с разработкой. На третий год осознания всей тщетности (бытия) работы над продуктом, я понял, что пора (перестать страдать херней (блин, как же не хватает зачеркнутого стиля текста)) закрыть этот проект, сделать для себя выводы и двигаться дальше. Именно ими я и хотел с вами поделиться:

Ошибка 1. Нет команды

Начну с этого пункта, так как это одна из самых больших проблем и вот почему: за все время у меня было всего пару человек, которые мне помогли с продуктом — мой друг Вадим, живущий в США, и мой знакомый-веб-дизайнер Виталий, которого я встретил на воркшопе от фонда ФРИИ, где я в первый раз (и последний) публично и презентовал свой продукт. Вадим на тот момент сам учился в институте на программиста и больше «по фану» согласился мне помочь, чтобы изучить php (на котором писал я). Кстати, Вадим уже несколько лет работает в Microsoft инженером в офисе в Сиэттле, но (к большому сожалению) это не связано с его работой в моём стартапе. Витя же сделал нормальный логотип и сделал макеты, по которым я уже произвел редизайн и продукт даже стал выглядеть более-менее симпотично.

Напечатал своему другу «мерч» для отправки в Омерику, нарушая десятки авторских прав,  2016г

Все остальные мои друзья говорили мне, что мой продукт «какая-то шляпа», и не понятно зачем его использовать. Вместо того, чтобы как-то прислушаться к их словам я «бил себя в грудь», говоря, что они ничего не понимают, и что когда я его сделаю, то они поймут, как были не правы. Итог это вы скорее-всего уже поняли.

Ошибка 2. Нет технологии и возможности ее разработать

Да, возможно, в целом идея не плоха — придумать рекомендательный сервис, все-таки контента сейчас создается немало, и ему не так просто найти свою аудиторию, ровно как и наоборот.

Тогда не требовалось писать мега-гигачат-нейросеть, но в моей платформе не было никакой готовой базы данных, чтобы пользователь мог прийти и сходу получить рекомендацию. Предполагалось, что пользователи сами будут наполнять информацией свой профиль тем, что им нравится, а алгоритмы (которые не были реализованы) будут искать пользователей, у которых вкусы совпадают и рекомендовать этот контент. Короче: нет рекомендаций -> нет контента -> нет пользователей -> нет рекомендаций… и так по-кругу, ну вы поняли.

Ошибка 3. Нет понимания, что за продукт и какую проблему (и какой целевой аудитории) он решает, и как должен зарабатывать (монитизироваться)

Заголовок говорит сам за себя, да и косвенно затрагивался в пунктах выше. Да, вроде бы проблема есть — есть люди, которые хотят «потреблять контент», который им понравится, но решение, которое я делал три года, было тупо нерабочим. Стоит упомянуть еще одно — если стартап не может зарабатывать деньги (то есть в принципе; или зарабатывать, но очень мало, не покрывая расходы), то это не бизнес и быть им не может. Да, в мире есть исключения — тот же Uber, или, российский пример, Ozon — но он живет за счет огромных инвестиций, и, будем честны, — мало у кого есть такой ресурс.

Ошибка 4. Нет пиар активностей, исследований, сбора обратной связи

Фото с мероприятия от ФРИИ, где я впервые показал свой продукт «широкой» аудитории, ноябрь 2016

Все это уже частично упоминалось, но все же хочется обсудить подробнее: я уверен, что есть немало людей, которые думают, что можно «в одиночку» добиться большого успеха и признания, из разряда «ты что-то делаешь сам, в-одиночку и втихомолку, а потом просыпаешься знаменитым и богатым, все хотят с тобой тусить, зовут на вечеринки, яхты, хотят в тебя инвестировать и т. д.». Да, стоить признать, что вообще так в жизни бывает, но вы реально должны быть гением, чтобы то, что вы сделали, зацепило миллионы других людей «само-собой», как вирус. Но немалую часть гениев признали таковыми только после их смерти, не стоит об этом забывать.

Короче, я боялся выходить из своей зоны комфорта, возможно потому что боялся услышать не очень лестную правду о том, что делаю (возможно поэтому я сейчас пишу об этом публично, чтобы устроить публичную истину? кто знает…)

В-общем, если вы занимаетесь стартапом, то вы буквально обязаны заниматься нетворкингом, это не только будет бустить ваш проект, но вы сможете оперативно вносить коррективы в план. Немало же было таких проектов, например, Instagram* или Figma (Инста изначально планировалась как геолокационная соцсеть, по типу Foursquare, и сейчас является экстремистской, а деятельность компании Meta запрещена; а Figma вообще чем-только не хотела быть ).

Что полезного из этого я вынес

Да, во всем можно найти свои плюсы, в том числе и из этой, казалось бы, абсолютно провальной затеи. Как я упоминал выше, то мне пришлось достаточно глубоко погрузиться во все этапы разработки, так как я занимался лично всем, абсолютно с нуля, например: разобрался с покупкой домена, хостинга и их настройки; проектирование дизайна и пользовательского опыта; разработка фронт-енда и бекенда.

Во-первых, все это помогло мне закончить с отличием бакалавриат по специальности «Прикладная информатика». Во-вторых, мне удалось хоть и поверхностно, но пройтись по всем этапам и понять, что мне понравилось, а что нет — и для себя выделил продуктовый дизайн, которым занимаюсь и по сей день, при этом опыт разработки помогает находить общий язык с программистами.

Выводы, конечно, максимально банальны, но «повторние — мать учения»: не ошибается тот, кто ничего не делает. Есть множество примеров, когда люди не останавливались после неудач, и нашли свой путь; есть примеры, когда уже общепризнанные гении чувствовали себя неудачниками и самозванцами — но об этом напишу как-нибудь в другой раз.

Буду рад видеть вас в своём телеграм-канале, там я пишу про продуктовый дизайн, UX, нейросети без духоты. Также буду рад, если вы поставите лайк этой статье, репостнёте её себе и напишите ваши комментарии, может у вас были подобные проекты, вроде моего? Спасибо большое, кто осилил мою писанину до конца!

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Солодовников

Статья тоже шляпа )) но ты не сдавайся !!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Подгорный
Автор

Ахах, спасибо 😄

Ответить
Развернуть ветку
Eвгений AnyKomers

😂😂😎🔥

Ответить
Развернуть ветку
Мордолента - знакомства

Никитос, я 12 раз прогарал в бизнесе, а в позапрошлом году прогорел в 13-й раз. 42 года. Я не сдаюсь, и снова стартую с нуля. Полёт нормальный.

Ответить
Развернуть ветку
A B

Жесть, а сколько было успехов? Может стоит пересмотреть тактику?

Ответить
Развернуть ветку
Eвгений AnyKomers

🔥🔥🔥🔥🔥 напиши плиз про свои проекты

Ответить
Развернуть ветку
Никита Подгорный
Автор

Респект 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Александр Хитро

устройтесь на работу и прекратите страдать. бизнес не для вас.

Ответить
Развернуть ветку
Eвгений AnyKomers

С чего вы решили за него, что он страдает?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Некрасов

Многие начинающие стартаперы начинают именно со своей идеи, когда можно начать с чужой, которая работает, под которую уже сформирован рынок. Забрать пусть и микроскопическую долю рынка будет уже успехом и гораздо проще чем реализовать что-то своё с нулевой, тем более без опыта.
Вы получили опыт, но к сожалению не продолжили делать новые стартапы, по-моему здесь главная ошибка, а не всё что описано в статье.

Ответить
Развернуть ветку
A B

Вообще слово стартап для меня как будто показывает, что сервис будет пробовать новые модели. Условно создать что-то уже работающее, но свое - это больше бизнес, а не стартап (ларек с шаурмой же не стартап)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Зибарев

Бывает, что на пути к успеху приходится столкнуться с неудачами. Главное — извлечь из них уроки и идти дальше

Ответить
Развернуть ветку
Никита Подгорный
Автор

Точно 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
noname

Во времена, о которых Вы пишите, был уже похожий сервис, он назывался imhonet с фильмами, книгами и играми. Сейчас он трансформирован в kinonavigator.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Подгорный
Автор

Кстати название знакомое, вроде натыкался на него. Кстати, я не имел ввиду что рекомендательных сервисов не было на тот момент, просто я о них не знал 😅

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Гаврилов

Все зависит от удачи и случайности, сколько раз повторять

Ответить
Развернуть ветку
Eвгений AnyKomers

Ой там много важных факторов, не нужно все спихивать на фортуну, это по-детски

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Гаврилов

Не все, но контрольный пакет

Ответить
Развернуть ветку
буква Ю

такая огромная работа проделана

Ответить
Развернуть ветку
A B

Проблема найти контент, который понравится действительно есть. Я для анализа сериалов, к примеру, использую myshows. Игры можно смотреть по популярности по годам на metacritic.
Фильмы в гугле искать по запросам фильмы похожие на... Хотя в последнее время все больше мое время занимают ютуб и новости.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

Проблема и ЦА не были выявлены - отсюда бессмысленное сгорание времени.
Ну и с названием тоже шляпа какая-то )

Ответить
Развернуть ветку
Никита Подгорный
Автор

Попытка в кликбейт)

Ответить
Развернуть ветку
Ro

зато это ценный опыт

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Matveef

Автору-стартаперу: проблема почти всех кто что-то начинает, в том, что они начинают дело не с того, чтобы вложить душу, а с того, что думают, сколько из этого можно извлечь денег (к следующему четвергу, ага). Прекратите думать о деньгах! Найдите себя в чем-то, начните делиться этим с другими, аудитория будет расти, и к вам сами придут предложения о размещении на ваших ресурсах сторонней рекламы (если она, в смысле денежное вознаграждение, к тому моменту будет нужна).

Ответить
Развернуть ветку
клинский

Ну не сдавайся!

Ответить
Развернуть ветку
Rus Lan

зато какая история получилась!

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Matveef

123

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Matveef

Редактирование комментариев доступно с подпиской Plus, как мило. И тут тоже все вокруг денег, верно? Рефссылочки, больше рефссылочек.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда