{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Что делать, если клиент не платит?

​На собственном примере веб-студии Aleks Digital Marketing

Немного о нас: мы — не самая раскрученная веб-студия в городе-миллионнике, но при этом стараемся держать имя и выполнять все работы качественно и в срок, хорошие специалисты, дисциплина и отлаженные внутренние процессы помогают нам держать марку. Нашим клиентам бояться нечего, но и в этой обстановке часто возникают проблемы с оплатами. Вызваны эти проблемы разными факторами: нашли дешевле, нет понимания в том, что мы делаем, передумали, решили сделать-по-другому, куча других расходов.

Периодическое возникновение неприятных ситуаций, связанных с просрочками по платежам иногда приводит к большим кассовым разрывам, особенно при работе с регионами. Это и натолкнуло меня на мысль написать эту статью, возможно, она кому-нибудь поможет.

В первую очередь — не ленитесь составлять подробные договора с чёткими условиями работы, взаимодействия и этапов оплат (учитывая пени и просрочки). Хорошо составленный договор рано или поздно поможет вам избежать множества неприятных ситуаций. Не ленитесь писать приложения к договорам, будь то подробное техническое задание на 200 листов и ли План график взаиморасчётов на одной страничке. Обязательно добивайтесь от клиентов подписания актов выполненных работ. Весь документооборот направлен на то, что бы развить деловую дисциплину в отношениях между заказчиком и исполнителем, все документы помогут вам придерживаться графиков работ, а клиенту даст гарантии, и обяжет выполнять свои обязательства.

Во-вторых — Напоминайте клиенту за день до оплаты не стесняйтесь ему об этом напоминать. Обязательно наберите ему в день оплаты, если, всё-таки, клиент просрочил оплату — не бойтесь быть навязчивыми, в конце концов — вы выбиваете свои деньги (для бизнеса в нашей стране — это нормально)), звоните, пишите в социальных сетях или мессенджерах, теперь ваша основная задача — узнать причину задержки (ситуации, действительно, бывают разными) и добиться конкретики у клиента по новым срокам оплаты. Если ситуация стала «из ряда вон», направляйте в адрес компании письменное уведомление о приостановке работ и начисления пени до погашения задолженности.

Вы могли бы подумать, что это испортит отношения с клиентами, но практика показывает, что эта напряжённая ситуация исчерпывает себя при выполнении своих обязательств обоими сторонами (клиент оплатил, а вы продолжили работу). Есть конечно ситуации и с печальным исходом, но в них вы, хотя бы, забираете своё)). В противном случае — рискуете остаться и без денег и без клиента.

В-третьих — никогда не устраивайте панибратства с клиентами, не пользуйтесь личными телефонами и, по возможности, старайтесь вести всю деловую переписку только в почте (здесь нельзя удалить отправленное письмо). Ведите все диалоги только в рабочее время.

История из жизни. У меня был клиент. Довольно надёжный старый клиент, с которым мы работали более пяти лет, но в один прекрасный момент он не заплатил. На мой вопрос о причине задержки он ответил чётким описанием причин и дал точный срок погашения всех задолженностей. Зная то что клиент проверенный и свои обязательства выполнял мы продолжали оказывать все услуги. Работ было выполнено на не очень большую сумму, порядка 150 000 рублей, и в момент наступления оговоренной даты оплаты, я звоню клиенту и мне отвечает арбитражный управляющий, который весёлым тоном сообщил, что предприятие — банкрот. Вот так моё пренебрежение договором стоило мне 150 000 рублей.

P.S. Возможно, кому-то это покажется позёрством с бюрократическими нотками, но только такой подход поможет сохранить долгие и продуктивные отношения с клиентами и принести финансовую стабильность в компанию.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Андрей Федотов

С обратной стороны замечу, что количество откровенного свинства и трэша от студий ничуть не меньше. Многим вообще не стоило бы платить. Срывают сроки, делают откровенную фигню. Проблема в том, что нет настоящей ответственности - ни для заказчиков, ни для студий. А потому и наблюдается козлизм с обеих сторон...

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Нужно более ответственно подходить к выбору экспертного подрядчика. Читать отзывы, не лениться прозвонить бывшим заказчикам. И отдавать себе отчёт, что если вам выставляют стоимость нормо-часа ниже 2500 - вашим проектом будет заниматься криворукий студент. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

Даже если стоимость часа будет 5000 рублей, вы не защищены от схемы "4000 в карман студии + 1000 криворукому студенту"

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Но если стоимость меньше 2500 - эта схема вам полностью гарантирована. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

Не обязательно. Новички могут демпинговать ценой и давать норм качество. В общем, мой поинт в том, что стоимость не является определяющим фактором

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федотов

Это далеко не так. При зарплате специалистов в регионах по 500 - 600 рублей в час даже с налогами получается 1800 рублей. С overhead равным 3. И это у студий. У фрилансеров ценник в 1.5 - 2 раза ниже, да и налогов они, как правило не платят.

Более того - опыт многочисленных экспериментов научил не связываться с теми, кто ставят высокие ценники, без очень веских оснований. Хоть они и пытаются их оправдывать высокой эффективностью и качеством на деле чаще это всего лишь жадность.

Вот на чём действительно не нужно экономить - так это на множестве "вспомогательных" операций, вроде написания ТЗ, проработки CJM или макетов, или нескольких дополнительных итераций для подгонки продукта под требования заказчика.

Как показывает практика средний исполнитель или подрядчик при правильной организации процесса системно выдаёт лучший результат, нежели дорогостоящий профи действующий по наитию с экономящий на процессе (а они часто вынуждены так делать из-за ценника)...

Да и вообще чаще всего ценник качеством не оправдывается. На деле результат это стартовый уровень (новичок, даже талантливый шедевр не выдаст) + число попыток (которое, естественно, должно быть оплачено) + чёткость видения и целей заказчика (что уже от тебя самого зависит).

Проблема в этом уравнении состоит в том, что ценник ставится по стартовому уровню, но на конечный результат куда больше влияет число попыток. Поэтому при прочих равных профи с уровнем чуть выше среднего при адекватном числе попыток куда выгоднее гуру...

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда