Как перестать откладывать и начать жить. Пошаговое руководство к действию
Если вас заинтересовал заголовок, то могу предположить, что вы хотите что-то изменить в своей жизни (может быть уволиться и начать свое дело, может решить накопившиеся проблемы в отношениях, а может банально увеличить доход).
И, скорее всего, вы прикладываете какие-то усилия, покупаете очередные обучения, ходите к психологу/коучу или просто составляете списки с планами на будущее или чек-листы, в которых расписываете желаемые изменения.
Только вот сколько пунктов из этих списков вы можете вычеркнуть, как достигнутые?
Думаю немного.
Действия вроде есть — результата как бы нет.
Если узнали себя, то читайте дальше — в статье для вас есть ответ!
Предлагаю разобраться, как мы сами имитируем деятельность, но по факту топчемся на месте и никуда не движемся.
И самый первый пункт, с которого нужно начать — прекратить себя винить за то, что вы откладываете что-то
Большинство привыкли наказывать себя за невыполненную работу чувством вины и мучить себя бессмысленными вопросами:
“Почему я это не сделал?! Планировал же этим сегодня заняться!”
Если вы будете продолжать сжирать себя изнутри и нагружать свою психику чувством вины, то вскоре — пародокс! — вы столкнетесь с тем, что вы откладываете еще больше.
Только откладывать начнете не только сложные решения, но и мелкие рутинные действия. Другими словами: прокрастинация станет невротической и усилится, вместо того чтобы уменьшиться.
Что же делать?!
1. Прислушаться к себе.
Задать себе вопрос: что мне на самом деле важно сейчас сделать и почему?
Если вы что-то долго откладываете, может, вашему организму сейчас нужно что-то иное?
Это может быть отдых на диване, чтение книжки или даже — о боже! — просмотр сериалов.
Любые вещи, которые на фоне других задач кажутся бесполезной тратой времени. Таким образом, организм сигнализирует вам о том, что пора подзарядиться и восполнить силы, включить режим медленного мышления. И очень важно в этот момент прислушаться к себе, дать себе один или пару вечеров или даже дней на качественный отдых.
Тогда, вполне возможно, случится чудо: вы наполнитесь энергией и сможете приступить к решению важных и более серьезных задач.
Особенно актуально это делать трудоголикам: то есть тем людям, которые привыкли много работать, которые живут по принципу “Ой, да вроде и не устал, могу еще поработать”.
Научитесь ставить в свое расписание отдых ДО начала работы или проекта, а не награждать себя им после.
2. Исследовать свои потребности
Честно спросите себя, насколько вам сейчас важно то, что вам нужно сделать?
И зачем вы это делаете?
Может это вообще не ваше действие, а психика вас оберегает от ненужных движений.
Поделюсь примером из практики.
Клиентка говорит, что хочет расширить штат и нанять сотрудников, но даже не составила вакансию, хотя прошло уже три месяца.
На вопрос “Какая здесь стоит цель, за этим желанием?” , она мне отвечает, что хочет масштабироваться.
Даже по этому ответу понятно, что это “модная” цель, а не истинная.
Ну ок, говорю, давайте поисследуем.
Через примерно 10 минут разговора, выясняется, что на самом деле она хочет адаптироваться к изменениям рынка и приобрести стабильность и систему, чтобы спокойно отправиться в декрет и чувствовать уверенность в отношении своего дохода.
Масштабирование же в свою очередь подразумевает работу 24/7, и понятно, что декретным временем насладиться не получится. Поэтому не удивительно, что задача стоит на месте. Мозг и психика, зная истинное намерение, просто саботируют эти действия.
3. Разделять!
Если все-таки задачу действительно необходимо выполнять и это приведет к истинной цели, но пока никак не получается, возможно, есть проблемы с планированием.
Как организовать себе эффективное планирование?
Разделяйте три процесса:
планирование
выполнение
анализ
У нас же как в жизни бывает?
Навалились дела, что-то быстро закрываем, пожары тушим, какие-то задачи на бегу делаем, а что получилось из этого и могло ли это быть лучше, мы даже не проверяем. Некогда.
Как результат - топчемся на одном месте, с одними и теми же результатами.
Зачастую мы ставим себе максимально размытые задачи: например, «выучить английский язык». Но это не задача, а цель!
Еще хуже, когда в процессе работы мы делаем не то, что запланировали, а те задачи, которые навалились в моменте. Тем самым мы распыляем свои силы на все и сразу, а по итогу не закрываем ни одного запланированного дела.
Поэтому важно выделять в своем расписании время для всех трех процессов.
Физически выделять в календаре, а не действовать по принципу “когда вспомнил, тогда и сделал!”
Как делаю я: вечер воскресенья и утро понедельника - это мое время для планирования.
В воскресенье обычно я смотрю на свою деятельность в целом, а утром в понедельник планирую неделю с командой / коллегами / партнерами.
Понедельник-четверг - выполняю все свои поставленные задачи, а в пятницу утром или днем анализирую, что было выполнено, а что нет.
Далее закрываем посильные, оставшиеся дела и вечером делаем выводы, что можно изменить при постановке задач на следующую неделю.
Если у вас возникает проблема с планированием, вы каждый день составляете список, но к вечеру там не закрыт ни один пункт, а вы весь день занимались “входящими задачами”, то возможно нужно внимательнее поработать с силой воли.
Почитать про это можно тут
4. Конкретизировать!
Часто вижу, как люди ставят перед собой максимально не конкретные задачи.
К примеру задача: “начать регулярно заниматься спортом” или “выучить английский”.
В этот момент мозг тихонечко уползает за горизонт. Ему эта задача не понятна абсолютно!
И понятно, что он начинает ее саботировать.
А как правильно?
Не “написать книгу”, а писать ежедневно по 3-4 страницы или главу.
Не “похудеть к лету”, а ходить на спорт 2 раза в неделю и перестать есть сладкое после 6 вечера.
Не “заработать в этом месяце 100 000”, а продать 3 консультации за 10 000 и одно сопровождение за 70 000.
Самая большая ошибка - ставить недостижимые цели (еще одна уловка мозга, чтобы ничего не делать))
Вы никогда не сможете заработать 1 000 000 рублей за следующий месяц, если у вас сейчас 0. Но если у вас сейчас 50 000, то сделать 70 000-100 000 вполне реально!
Обязательно ставьте себе временные рамки, потому что согласно гарвардским исследованиям, именно дедлайны стимулируют креативность.
Но помните, что мы склонны переоценивать свои силы и недооценивать других.
Поэтому всегда оставляйте про запас себе дополнительное время. Условно, добавляйте себе примерно 20% времени к первоначальному плану. Если ставите цель на месяц, прибавьте туда еще 6 дней.
5. Будь дисциплинирован!
Ну и последний пункт, очень важный. Дисциплина.
Когда вы расписали задачи максимально понятно и просто, важно их выполнять.
Ежедневно, несмотря ни на что.
Держать фокус именно на тех действиях, что дадут максимальный результат.
Наработать наконец свои 10.000 часов в том, что вам сейчас действительно важно.
Поправка про 10.000 часов.
Сегодня недостаточно быть хорошим экспертом и делать хорошо свою работу. Этого катастрофически мало в 2024 году.
Нужно развивать свой эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, навык принятия стратегических решений, навык системного мышления.
Очень важно развивать умение продавать свои компетенции, если вы работаете в найме, то вы продаете свои компетенции руководителям.
Если вы работаете на себя, то вы продаете свои компетенции клиентам. И здесь тоже нужны те самые 10.000 часов.
Если вы хотите узнать больше про прокрастинацию и перестать откладывать свою жизнь на потом, подписывайтесь на мой телеграмм-канал
Хорошая статья, добавил себе некоторые принципы в базу знаний =)
спасибо огромное!)