{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему я ушла из журналистики (и другим советую): пьянство, бедность и отсутствие перспектив

За три года работы в разных редакциях я разочаровалась в журналистике, чуть не стала алкоголиком и после еще год ходила к психологу. Кстати, если вы грезите о карьере журналиста, имейте в виду: у вас никогда не будет денег на психолога.

Немного "мистики"

Я уже писала про качество журналистского образования в одном из самых престижных универов страны. Если коротко: за 4 года у меня отбили любое желание контактировать со СМИ. И не только у меня: со всего курса (около 250 человек) по специальности работает 5-7 человек. Но давайте отмотаем на несколько лет назад.

11 класс, мне 17 лет и я не знаю, кем хочу быть: то ли летчиком-испытателем, то ли говночистом. Но моя маман не растерялась и взяла профориентацию в свои руки. Она выписала на бумажку дату и время моего рождения и понесла астрологу. Через несколько часов вернулась и сказала: “Будешь журналистом, астрологи редко ошибаются”. “Отлично, матан не придется сдавать”, – подумала я.

В целом, я ничего не знала про журналистику. Мне казалось, что журналист – это мужик вроде Соловьева (прости господи) или Невзорова. Я начала изучать систему СМИ в России, прилежно читала новости и учила биографию видных журналистов. Тогда я и начала мечтать: о крутых репортажах и интервью с политиками, о серьезных расследованиях уровня премии Пулитцера и о достойном гонораре.

Журфак и первая практика

В первый же день на журфаке нам сказали, что 80% из нас успешно выйдут замуж, 10% уйдут работать в другую сферу, 8% сопьются. И только 2% будут журналистами. В целом, так и вышло.

Про образование скажу коротко: нас учили старые преподы по советским методичкам. Вместо того, чтобы гнать студетов “в поля” и учить писать нормальные тексты, нас заставляли зубрить теорию про 5 видов репортажа. Пригодилось ли мне это на работе? Нет конечно. Уже на первой практике стало понятно, что мне придется забыть все, чему меня учили в универе.

Кстати, первая практика случилась после первого курса – меня отправили в небольшое общественно-политическое СМИ. Помню, как волновалась перед поездкой в редакцию – воображала себе просторные офисы и вечно опаздывающих репортеров, как это бывает в американских фильмах. Но в реальности меня встретила душная каморка в какой-то подсобке, едкий запах дешевого кофе и уставшие журналисты. Честно скажу: я внезапно втянулась. Мне нравилось писать репортажи, нравилось работать с редактором, даже сидеть на новостной ленте нравилось.

Я решила, что журналистика – это для меня. Поэтому после практики я еще три года отработала в разных СМИ: писала про все – от недвижимости до искусства. Даже год отработала в Комсомольской правде (да, мне стыдно за это).

По пунктам: что не так с журналистикой в РФ?

Маленькие зарплаты

Кажется, это единственная отрасль, где зарплаты не индексируют. Чтобы в СПб получать 70 тысяч рублей, придется пахать с графиком 6/1, иногда сидеть ночью на новостях. Просто откройте hh.ru, если сомневаетесь, — у нас кассиры получают больше. Почему так? Во-первых, журналистов действительно много. Уйдет один, через час на его место и оклад придут двое. Во-вторых, в СМИ мало денег (если это не государственное медиа). Они живут за счет рекламы и иногда тендеров. Рекламодатель из СМИ массово уходит – делают выбор в пользу дешевой (относительно СМИ) и эффективной рекламы в поисковиках, соцсетях и так далее.

Огромная конкуренция

На эту скромную зарплату выстроится очередь желающих. Проблема в том, что журналистом может стать любой человек, умеющий из слов собирать предложения. Не нужен тут талант и особые навыки. Профильное образование тем более не нужно: в редакциях сидят выпускники филфаков, истфаков, психфаков и так до бесконечности. Ну и зачем повышать ЗП и создавать комфортные рабочие условия, если на одно место толпа оголодавших гуманитариев?

Рутина

Хотите делать расследования в стиле Голунова? Или брать интервью у Паши Дурова? Может репортаж с Формулы-1 писать удумали? Рада за вас. Но начните с новостей о тарифах ЖКХ, заказных интервью с владельцем шиномонтажки, репортажей с фестиваля огурца. Получите редакционное задание написать о ТОП-5 способах вылечить геморрой. 90% работы - это однообразные тексты, едкие комментарии от коллег, убогая реклама и прозвон экспертов ради комментария. Полюбите выгорать несколько раз за год.

Кроме того, здесь нет нормального развития. Нет грейдирования и других понятных систем роста. Конечно, кто-то дорастет до редактора, а может и до гендира СМИ. А как же сотни других сотрудников?

Токсичная атмосфера

Следствие пунктов 1 и 2, а еще отсутствия нормальной корпоративной культуры. В Комсомольской правде, например, был полный ахтунг, там стены дышали ненавистью. Результат — драки на корпоративе с применением бутылок шампанского. Помните сериал The Morning Show? В российских редакциях тоже все спят друг с другом по третьему кругу, только это никто не будет расследовать.

Помню, как я первый раз оказалась в офисе IT-компании после работы в СМИ. Там красивые люди приходили на работу к 11 утра, пили латте на кокосовом молоке, играли в настолки, а потом расходились на дейлики. Вечером доставали из холодильника пивко и играли в видеоигры в комнате грязи отдыха.

А мы в редакции сражались за последний шматок туалетной бумаги, приносили на работу свои рулоны в сумках и отгоняли от них стажеров. Мы пили воду из под крана, потому что нас не хотели баловать покупной водой и электрочайником. Как-то нам завезли советское печенье Мария, об которое наш сисадмин сломал два зуба. Нас заставляли ходить на работу с ковидом, гриппом и анальными трещинами.

Цензура

Когда я училась на журфаке, трава была зеленей. На СМИ не вешали статус иноагентрв, не закрывали оппозиционные издания, за слово «война» не прилетала уголовочка. А сейчас все это есть, но журфаки почему-то не опустели — там по-прежнему огромный конкурс на место. Хотела бы я знать почему. Когда я поступала, на медиа больше всего давил бизнес. Все-таки хлеб любого издания — это реклама, а рекламодателей и их друзей обижать нельзя.

Кому в журналистике хорошо

Справедливости ради: есть специалисты, у которых карьера сложилась отлично. Это скорее исключение из правил, но все-таки об этом стоит сказать.

  • Журналисты, которые сделали себе имя – от Познера и до Ганапольского. Ну здесь все понятно, даже не будем останавливаться на этом пункте.
  • Те, кто развивают личные проекты. Я говорю об обычных журналистах, которые запустили свои телеграм/ютуб-каналы и смогли их монетизировать.
  • Сверхидейные работники. Я видела таких в Комсомольской правде. У нас был парень, который безумно любил все, что касается криминальной хроники. Выезжал на убийства, с удовольствием писал про расчлененку и общался с родственниками пострадавших, брал интервью у маньяков. Мы всегда знали, что если его нет в редакции, значит кого-то в городе расчленили. Он работал днем, ночью и по выходным, получал 60-70 тысяч в месяц и был самым счастливым из нас.
  • Последний тип – это журналисты, которые перекочевали в коммерческие тексты. Пишут статьи для разных компаний, ведут корпоративные блоги. Это уже не про журналистику, но зато про нормальные деньги. Вообще нет дорожки более протоптанной, чем путь из журналистики в PR/маркетинг.

Я сама перекочевала из журналистики в маркетинг. И веду свой канал про продвижение IT продуктов, а еще у меня море диких историй из мира маркетинга и времен работы в СМИ. Там про стыдные проекты с экстрасенсами, сумасшедших работодателей и немного про неудачный релокейт. Подписывайтесь, у меня весело!

0
322 комментария
Написать комментарий...
is typing

Ну да, в журналистике никогда не было денег, это всё про призвание. Хотя говорят, что в СССР журналистам неплохо платили + подкармливали на пресс-конференциях + отправляли в командировки

Ответить
Развернуть ветку
Диана
Автор

Кстати, именно в период распада СССР появилось уникальное явление - журналисты-бутербродники. В 90-х зарплаты платили не всем и не всегда, многомесячные задержки были обычным явлением, журналистов это тоже коснулось. Тогда на пресс-конференциях часто накрывался фуршет, чтобы собрать побольше работников медиа. И вот организаторы стали замечать журналистов с блокнотами, фотоаппаратами и…контейнерами. В контейнеры набивалась еда со столов, в пустые бутылки из-под молока сливался алкоголь. Самые креативные приносили с собой пробки, чтобы закрывать уже открытые бутылки шампанского и уносить с собой. Среди таких товарищей было много «ряженых» — они представлялись сотрудниками малоизвестных (иногда несуществующих) газет.

Бутербродники хорошо мимикрировали под журналистов — задавали вопросы спикерам, фоткали на аппарат без пленки и писали что-то в блокноте. В попытке искоренить эту практику организаторы стали проверять документы на входе. Но это не сильно помогло — голодные умельцы умудрялись доставать поддельные бумаги.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

Люблю просматривать комментарии, иногда больше историй узнаешь, чем в самой статье.

Ответить
Развернуть ветку
319 комментариев
Раскрывать всегда