{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

9/10 бизнесов умирают. Кто виноват и что делать?

Мне было 25 лет. Я открыл в Химках на рынке дом быта, назвал его «СССР» и сел там вытачивал ключи. Я считал себя предпринимателем и так гордился своим начинанием, что не передать словами.

Разумеется, это был потрясающе эпический продолб по всем фронтам: от выбора аудитории до брендинга и вида деятельности. Разумеется, этот проект вскоре утонул с бульканьем.

Потом я запускал другие бизнес-проекты, и до поры до времени они тоже тонули. Потому что…

Потому что я не умел менеджерить, не умел планировать, да много чего не умел. А главное: глядя на других предпринимателей, я пытался повторять чужие успехи, даже толком не понимая, что лежит в их основе.

Когда я немного набрался опыта, то понял, где была моя слепая зона. У меня даже появилось любимое когнитивное искажение – как раз из-за него 9/10 бизнесов загибаются по статистике.

Ошибка выжившего

Это один из многочисленных багов нашего мышления: мы искажаем причинно-следственные связи, ставя факты не на те места. Ошибку выжившего обычно объясняют на истории с американскими самолётами:

Во время Второй мировой армия США теряла много самолётов в боях. Военные инженеры изучали самолёты, вернувшиеся из боя, и составили карту повреждений: изрешечены крылья, хвост, часть корпуса.

Покрыть бронёй весь самолёт было невозможно: он бы не взлетел, поэтому инженеры предлагали укреплять наиболее повреждённые части.

Но математик Абрахам Вальд заметил: раз самолёты вернулись, то их повреждения не были критическими. Не нужно укреплять те части, которые пострадали у них, раз самолёты с такими повреждениями могут долететь до своего аэродрома.

99% за то, что не смогли вернуться те самолёты, у которых были поражены другие элементы! Потому бронировать нужно как раз те части, которые не повреждены у вернувшихся самолётов.

Когда укрепили места, где у «выживших» не было пробоин, потери значительно сократились.

Люди часто делают выводы о событиях, неправильно понимая причины успеха. Игнорируя факторы неудач. Из-за ошибки выжившего мы делаем ложные выводы на каждом шагу.

Как ошибка выжившего ошибает нас в жизни и бизнесе

  • На встрече выпускников: «О, гля, в жизни реализовались в основном троечники, а не отличники! Это потому что троечники меньше скованы условностями!».

Нет, это потому что в классе у вас был 1 отличник, 5 ударников и 20 троечников. Чисто математически в жизни скорее реализуется кто-то из троечников, что и произошло.

«У тебя тоже были тройки, и ничего, всё у тебя в жизни хорошо», – говорит мне сейчас 14-летний сын. Ага, у меня всё хорошо, но я трачу 12 000 рублей и 4 часа в неделю, чтобы выучить английский, который мог изучить в школе бесплатно. «У тебя были тройки» и «У тебя всё хорошо в жизни» – это не причина и следствие, а два отдельных факта. А вот забивать на получение знаний было очень плохой идеей, она не упростила мне жизнь.

  • Ошибка выжившего Черчилля (из моего личного опыта): «Мне очень нравится Черчилль, а он пил-курил, как не в себя, и прожил долгую жизнь. Буду тоже пить-курить и брошу вредные привычки в 90 лет! Может, и знаменитым тоже стану!»

Кто б меня тогда спросил: «Эй, чувак, а сколько людей пили-курили и померли в 40-50 лет от цирроза и рака легких? Да и премьер-министрами они не стали, спиртное чёт не помогло». Я, к счастью, со временем сам понял, что загнал себя в когнитивную ловушку, и отказался от злоупотреблений, не дожидаясь 90-летия.

Р – Разочарование
  • Ошибка выжившего в маркетинге: «Вот крупная, очень успешная организация. Она выстроила вот такую маркетинговую стратегию. Значит, эта стратегия ведёт к успеху».

Это ничего не значит. Нужно изучать другие факторы: уникальное торговое предложение компании, известность бренда на рынке, конкурентную среду, производственные расходы и цепочки. Возможно, компания успешна не благодаря, а вопреки своей маркетинговой стратегии, или не только благодаря ей.

  • Ошибка выжившего в спорте: «Мой кумир достиг такой прекрасной формы, потому что тренировался по системе. Нужно перенять его систему тренировок, тогда я буду таким же».

Не учитываются исходные данные, личностные и физические. Образ жизни, мотивация, приоритеты человека. Не изучается вопрос: а что было с другими людьми, которые тренировались по тому же плану, как их успехи? Не говоря уже о том, что вокруг профессионального спортсмена выстроена целая поддерживающая инфраструктура. Мы вообще не видим 90% составляющих успеха, они за кадром. Это они определяют его жизнь и карьеру, а вовсе не план тренировок.

Ошибка выжившего удивительна. Мы делаем необоснованные выводы, потому что расставляем факты вроде бы логично, но не на те места.

Сколько моих предпринимательских проектов загнулось в первые годы, потому что я ставил факты не на те места!

Ошибка выжившего в предпринимательстве

Из-за ошибки выжившего многие люди страстно не желают «работать на дядю» и уходят в предпринимательство. Средний возраст предпринимателя становится все ниже. Работать в найме – не стильно, немодно, непрогрессивно. А инфополе подталкивает начать какой-нибудь бизнес.

Банки буквально кричат: «Открой у нас расчётный счёт, вот тебе выгодные условия».

Множатся разные курсы обучения предпринимательству.

Запускаются программы с господдержкой (нацпроект «Малое и среднее предпринимательство», программа содействия занятости молодежи, программа «Мама-предприниматель», грантовая поддержка стартап-проектов студентов и многое-многое другое).

Юристы и бухгалтеры на аутсорсе готовы вести вашу отчётность, брать на себя возню с документами.

Наставники, менторы, коучи, форумы, конференции сулят сопровождение, информационную и психологическую поддержку. И заодно обещают научить зарабатывать на франшизах, нанимать сотрудников, брать кредиты грамотно, покупать Феррари выгодно.

Маркетплейсы сладкими голосами сирен дружно поют: «О, как дешево можно покупать у нас любую лабудень, если у тебя есть юрлицо!».

Даже один из моих любимых до сих пор реперов – Гуф (Алексей Долматов) на одном из треков записал: «Не работал никогда на дядю, не работал и не буду работать».

Так выглядит выбор в глазах человека, ещё не сходившего в предпринимательство
  • По данным ФНС, в 2023 году в России открылось 986 тысяч ИП – это рекорд.
  • Общее количество действующих ИП – 4,3 млн, это тоже рекорд за последние 17 лет.
  • В мире 137 тысяч стартапов появляются каждый день (данные РБК).
  • 50 миллионов новых компаний появляется каждый год.

В России, чтобы открыть ИП, нужно десять минут. Даже с кресла вставать не придётся. Да и открыть ООО совсем нетрудно.

Воронка входа в предпринимательство упрощена донельзя. Инфополе создаёт ложное ощущение, что в каждом человеке живёт маленький предприниматель. Нужно лишь выпустить его наружу — и он ка-ак развернётся! Успешный успех грянет тут же. Будто к статусу предпринимателя автоматически прилагаются все нужные скиллы, знания и достаточное количество энергии.

Но предприниматель – это не какой-то супергерой со сверхспособностью доставать из банкомата безлимитное бабло.

Мечты-мечты

Предприниматель – человек, который систематически получает прибыль от своей деятельности. Это может быть торговля, выполнение работ, оказание услуг. Зерно предпринимательской деятельности – не статус ИП или ООО, а скучные вопросы типа «В чём я вижу свой источник постоянной прибыли?», «Могу ли я наладить систему получения постоянной прибыли?», «Есть ли у меня знания, силы и планы, чтобы проект жил?», «Могу ли я собрать команду людей, с которыми моё дело будет расти?».

На входе в предпринимательство об этом мало кто думает. И 9/10 новорожденных бизнесов умирают. Факт.

Но! 1/10 остаются. Это очень мало в процентах, но 1/10 от 50 000 000 (новых компаний в год по всему миру) – это очень много в штуках. Потому выжившая 1/10, рассказывая о своём успехе, завлечёт в воронку предпринимательство новых людей.

В инфополе нет тех 9/10 предпринимателей, проекты которые утонули. А если есть, то кому они интересны?

И какой-нибудь человек смотрит со своего дивана, из своего найма на успешный успех. Видит няльзяграмную красоту. Видит, как просто начать своё бизнес. И думает: «Ну так и я могу!». Успешные предприниматели рассказывают о своём пути, и со стороны их истории часто выглядят, как что-то простое. Многие думают, что они могут повторить этот успех. Просто делая то же самое.

Кто из начинающих не смотрел на чужой успех? Кто изучал ошибки других предпринимателей, чтобы не совершить своих таких же?

Обычно так не делают, потому что ошибка выжившего. Начинающие смотрят на путь успеха. Фиксируют внимание «на неповреждённой части самолёта». Начинают свой бизнес, надеясь повторить успех, и 9/10 проектов умирают.

А можно весь айсберг посмотреть?

Вдобавок ко всему, неповрежденная часть самолёта — только макушка айсберга. Как в истории со знаменитым спортсменом выше: мы видим только его достижения. Мы не видим его тренеров, психологов, бытовую обстановку, где всё подчинено развитию в спорте. Не видим его феерическую мотивацию и всё, от чего он отказывается ради успеха.

Так и с предпринимательством. Если смотреть на айсберг чужого бизнес-успеха через розовые очки, можно решить, что ты лузер. Ведь всё вроде несложно, но у тебя почему-то не получается сделать так же. Если же понимаешь, что 90% чужого успеха тебе просто не показали в нельзяграме, то идешь и ищешь недостающее. Если найдёшь эти 90%, сумеешь и захочешь перенять их составляющие, то начнёшь свой путь на макушку айсберга.

Когда я открыл свой дом быта с ключами, у меня не было в голове ничего предпринимательского, менеджерского. Я начал строить успешные проекты лишь после того, как провалил десяток и понял, чего делать точно не надо.

Примеры того, что не надо:

– Тащить на себе все процессы. Делегировать – круто!

– Пытаться выйти из операционки до того, как войдёшь в неё.

– Верить на слово партнёрам, инвесторам, поставщикам.

– Забивать на своё эмоциональное состояние: сгоревшие люди не строят успешный бизнес.

– Изучая чужой успех, точно не надо бездумно повторять действия – но очень полезно понять, какой ход мыслей привёл успешного человека к идее действовать именно так…

Я стал всё больше обращать внимание на свои и чужие ошибки. Всё больше их ценить. И даже собирать!

Проходка в мою кунсткамеру ошибок

Я исследую ошибку выжившего со всех сторон, но в основном в контексте бизнеса. Я буду счастлив, если начинающие предприниматели будут изучать ошибки коллег, если в этом году выживет не 1/10 новых бизнесов, а 3/10. Для начала.

Мы с командой исследуем факапы предпринимателей, чтобы делиться ими и помогать новорожденным бизнесам выживать

Собрали уже 100+ историй про ошибки предпринимателей. Даже обучаем на них нейронку, но это уже другая история. А сейчас я зову вас читать истории предпринимательских факапов тут, на VC. Наш блог называется (вы догадались) «Ошибка выжившего».

Ещё я запускаю серию интервью в YouTube-канале, который тоже называется «Ошибка выжившего».

Там я разговариваю с успешными предпринимателями, но нет – это не очередной подкаст про то, как человек смог. Я не спрашиваю про истории успеха – я исследую, благодаря чему успех стал возможен.

Я прошу предпринимателей рассказать про те самые 90% айсберга.

Говорю с предпринимателями и успешными людьми из разных областей о вещах, которых они не постят в нельзяграм и не пишут в блогах. Расспрашиваю о жизненных и неприятных вещах: продолбы, разочарования, депрессии, желание всё бросить, закрыться в шкафу и кричать. Именно из этого на 90% состоит опыт предпринимателя, который построил прибыльный бизнес.

Собираю опыт неудачных решений, фрустраций, падений, чтобы понять: как этот человек мыслит? Как он видит мир и себя в нём? Что дало ему ресурс оказаться там, где он оказался?

Я коллекционирую опыт ошибок успешных людей, чтобы превратить этот яд в эликсир и раздать другим.

Мы отсняли 8 выпусков на студии с большой командой. Люди, с которыми я говорил, частые гости других подкастов, но то, о чём мы говорили, вы вряд ли ещё где-нибудь услышите. Как раз вышел первый ролик, посмотреть можно на YouTube.

В комментариях делитесь опытом ваших провалов в бизнесе, что ли.

0
41 комментарий
Написать комментарий...
Anna Rimsha

Соглашусь с автором, так много менторов, которые учат делать бизнес на своем успешном опыте. При этом 8 из 10 умалчивают полностью или частично о нижней части айсберга.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Соколова

99% менторов говорят, что нужно просто повторять то, что делают другие. Это уже сама по себе серьёзная ошибка. Как можно повторять то, что достоверно не знаешь? Есть знакомый, который на 3 ПВЗ Ozon зарабатывает около 300 000 руб. в месяц в небольшом городе. Потом выясняется, что помещения у него свои... Очевидно, что без своих помещений данный бизнес не будет приносить прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

согласен. много факторов остаются недосказанными. из-за это провалы неизбежны

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Соколова

Это ещё зависит от настроя самих людей. Если человек изначально не настроен идти до конца, то он просто опускает руки при первых трудностях. С другой стороны это даже хорошо, так как все халявщики остаются за бортом.

Ответить
Развернуть ветку
Федор Завитухин

Зачастую это происходит сугубо из того, чтобы убрать потенциальных конкурентов с рынка, единицы только рассказывают про все подводные камни!

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Соколова

На самом деле про такие моменты глупо рассказывать. Такая информация реально стоит денег. Она, как правило, нарабатывается годами. Зачем ей делиться с людьми, которые потенциально могут стать конкурентами? Есть супер-простые сферы, в которых нужно просто знать где купить и где продать, всё.

Ответить
Развернуть ветку
Федор Завитухин

Ну так за эти рассказы и можно брать деньги, просто суть заключается в том, что рассказ оплачен, а всю подноготную ты так и не узнаешь сколько бы не платил)

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Аяз Шабутдинов за свои косяки с обучением уже сидит !
Автор режет правду-матку на своём ютуб-канале...
Молодец, автор !
Ждём новых роликов !

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

Кажется его посадили не за косяки с обучением все таки

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

Это не всегда умышленно происходит. Много кто недооценивает, что их успех уникален и его не так то просто повторить

Ответить
Развернуть ветку
Daria Karimova

Сомневаюсь, что вообще что либо можно в точности повторить, даже если знаешь все 100% правды

Ответить
Развернуть ветку
Nastya Chernova

"превратить яд в эликсир" - мэджик!

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Ермаков

Никогда не лез в тему бизнеса и не собираюсь, видя насколько это трудно, восхищаюсь теми у кого реально получается

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кузьмин

Мне иногда кажется что вся экономика держится на этих 9/10.

Например чтобы открыть кафе, надо оплатить аренду, сделать ремонт, закупить технику и мебель, нанять персонал, закупить продукты, дать рекламу и так далее. За все это платит предприниматель из своего кармана. И что дальше? С вероятностью 90% это кафе закроется в течение полугода. Зато все поработали, деньги обернулись.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

В этом точно есть правда. Если б все выживали и процветали, точно не было бы прогресса. Но статистика все равно пугающая

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Долматова

ну 9 из 10 это как то преувеличение

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

при чем причины смертности бизнесов всем давно известны) Но ошибки из раза в раз одни и те же

Ответить
Развернуть ветку
Alex Romov

Потому что никто не учится на чужих, только на своих

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

На своих учиться не плохо) Но как можно игнорировать очевидные чужие ошибки?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Егорова

Значит чужие не очевидны. Очевидно значит видно, а если не смотреть в ту сторону?!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Romov

А с чего это они очевидные? Особенно для тех, у кого опыта нет. Народ даже на 2 шага вперед продумать не может, не говоря уж о трех.

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Долматова

я думаю проблема проще, конечно видят они чужие ошибки и они бывают вполне очевидные, но проходит время и впечатление от чужого опыта просто падает, а желание совершать глупости растет, в итоге имеем что имеем

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

это глобальная статистика

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Отличная статья !
Автору - успехов в работе !
Готов сам рассказать на публику про три самых дорогих ошибки в бизнесе в 1995, 1998 и 2012 годах...

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

Супер! Свяжемся для интервью. Какие бизнесы были?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Егорова

Очень откликается, то что ты делаешь 🫶
Реально информация «Как не надо» ценней, чем смотри и повторяй.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

Спасибо 🙏 Стараемся изучать реальные кейсы

Ответить
Развернуть ветку
Коля
В России, чтобы открыть ИП, нужно десять минут.

Подскажите, пожалуйста, как открыть ИП за 10 минут, а не за 5 рабочих дней?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

10 минут на подачу заявки. Даже ходить никуда не надо

Ответить
Развернуть ветку
Коля

Вы же про открытие написали, а не про подачу заявки. Подать заявку можно и за минуту, но открываться ИП будет в течение 5 рабочих дней.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

Комментарий и пример в контексте статьи. Если буквально, то, да, нужно время на физ регистрацию. Но это не имеет никакого значения в контексте написанного. Речь о простоте запуска.

Ответить
Развернуть ветку
Коля

Эх, а я думал, что вы какой-то ускоряющий секрет знаете...

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Лепихина

– Пытаться выйти из операционки до того, как войдёшь в неё.

100% согласна. Как агентство, мы часто работаем с новыми бизнесами. По моей личной статистике, получается именно у тех предпринимателей, которые вникают и вовлекаются в каждую деталь.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

Да, в нее сначала нужно войти нормально)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Matveef

Хорошая статья. "гля" - это такое завуалированное ругательство, или это недописанное "глянь"?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

"гля" это сокращение разговорное от "глянь"

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Matveef

Мне понравились слова одного программиста игр (емнип, André LaMothe). "95% всего времени я пишу игру, и лишь 5% я играю в нее, когда она готова." То есть для того, чтобы 5% времени провести в удовольствие, требуется 95% времени ПАХАТЬ.

https://youtu.be/iWVx3GzRddY

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

Да, бизнес это про пахать, а не думать, что отрыл что-то и сразу разбогател как показывают в нельзяграмме

Ответить
Развернуть ветку
Арина

Есть, кстати, обратная сторона медали, когда люди принимают во внимание лишь негативные сценарии. В моей личной практике: "Вот Петя ходил-ходил на английский, кучу денег потратил, а толку ноль". Но ты же не знаешь, что Петя не делал домашки, у него не было мотивации и вообще он учил в школе немецкий, поэтому ему было тяжелее обычного. Когда я стала ловить себя на том, что во мне сейчас говорит это когнитивное искажение, стала бороться путем ресерча проверенной информации от авторитетных источников. Круто, что теперь у предпринимателей будет "место", где они смогут эффективно получать важную инфу!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

да, это и есть ошибка выжившего

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

отлично, одно когнитивное искажение проработано, осталось еще 100
воспользуйтесь ботом 101 когнитивное искажение)

https://t.me/biascogbot

Ответить
Развернуть ветку
38 комментариев
Раскрывать всегда