Как коронавирусный кризис отразится на рынке субподрядной разработки
Всем привет! Меня зовут Иван Бормотов, и я руковожу «Кодерами» — командой веб-разработчиков, направленной на работу с digital-агентствами.
Изначально я планировал написать статью на другую тему, но в ходе опроса коллег по рынку что-то пошло не так, и в итоге вы читаете то, что читаете :)
Последние годы в России активно развивался рынок субподряда в digital. В 2005 году у него даже появился свой рейтинг от Tagline, а потом сразу несколько и от Ruward. Развивался этот рынок не без помощи крупных агентств, которые осознали тщетность попыток всё делать инхаус и начали к своим многочисленным проектам подключать подрядчиков, концентрируя усилия на продажах и ведении клиентов.
В этой статье я поделюсь своими мыслями о будущем рынка субподряда. Чем ему грозит мировой экономический кризис?
Кризис в большом диджитале
Из-за коронавируса начался кризис. На рынке digital-услуг первыми ухудшение ситуации ощутили рекламные агентства — их клиенты резко сократили бюджеты, некоторые полностью остановили работы. Следом пошли агентства, специализирующиеся на пострадавших сегментах офлайн-рынка — туризм, мода, рестораны и так далее.
Многие компании приостановили платежи, снизили деловую активность в ожидании прояснения ситуации. О сокращении количества лидов говорят уже все, даже крупные и известные агентства. Вот несколько комментариев:
Если о снижении числа лидов говорят известные агентства, то что ждет небольших игроков рынка? У них нет длительных контрактов с большими клиентами, нет и финансовой подушки на случай серьезных кассовых разрывов. Все, на что они могут надеяться — скорое завершение режима самоизоляции и нормализация экономики. Чего, конечно же, не будет — опыт других стран тому подтверждение.
Если посмотреть на Центр Взаимоподдержки digital-агентств на Ruward, то можно уже заметить, как много агентств не может полностью загрузить работой своих сотрудников и надеется на помощь коллег по рынку.
А что субподряд?
Эта статья о рынке субподряда. Давайте посмотрим, как чувствуют себя его представители и немного пофантазируем о дальнейшем течении событий.
Нас, Кодеров, кризис пока тоже практически не затронул. Да, некоторые прямые клиенты, оказавшиеся под санкциями режима самоизоляции, остановили работы и приостановили платежи, но долгосрочные субподрядные контракты с регулярными платежами компенсируют это неудобство. Тем не менее, мы, как и многие, уже готовимся к худшим временам и пытаемся обезопасить свое будущее любыми средствами. Никогда не занимались активным поиском клиентов — пришлось начать. Не давали рекламу — теперь даем. Не оформляли свои кейсы — уже оформляем. Возможно, мы паникуем и делаем что-то преждевременно, но я думаю лучше так, чем сидеть и просто ждать, что ситуация улучшится сама собой.
Почему субподрядчики себя чувствуют лучше небольших агентств?
Бо́льшая доля рынка субподряда приходится на крупные агентства и интеграторы. Именно с ними работают субподрядчики. У больших агентств и интеграторов длительные контракты с известными надежными клиентами. Вполне ожидаемо, что эти клиенты и агентства резко не остановили работы и, скорее всего, уже не остановят.
Но я предпочитаю не расслабляться. Кто знает, насколько серьезными окажутся последствия кризиса, и какие решения начнут принимать агентства — партнеры.
Если говорить не про «сейчас», а про ближайшее будущее, то очевидно, что на рынке digital-услуг работы станет меньше. За счет малого бизнеса уменьшится и общий пирог, а за его куски продолжат бороться те же агентства и продакшны. Конкуренция вырастет, что неминуемо скажется на ценах — для конечных клиентов услуги станут дешевле.
Как это скажется на рынке субподряда? Я вижу 3 возможных сценария развития ситуации:
1. Маленькие и средние агентства сократят свой штат разработчиков, начнут больше отдавать на субподряд или даже фриланс. Вместе с этим на рынке субподряда появятся новые игроки, что совершенно точно скажется на ценах, по которым работают субподрядчики.
2. Или наоборот. Агентства откажутся от субподряда в стремлении сохранить штатных сотрудников. В краткосрочной перспективе, скорее всего, так и будет, но если режим самоизоляции затянется, то полетят уже и штатные головы.
3. Сохранившийся малый и средний бизнес в поисках экономии передаст контракты более дешевым контрагентам — нынешним субподрядчикам. Особенно если те вылезут из своих уютных норок.
Мы в своей стратегии исходим из худшего. Меньше надеемся на помощь со стороны агентств — больше на свои силы и активный поиск прямых клиентов. Стараемся ухватиться за как можно большее количество контрактов, пусть и с не самыми лучшими условиями. Если агентства сохранят объемы передаваемых на подряд работ, то и хорошо. Если нет — мы будем на шаг впереди других субподрядчиков и на еще один шаг дальше от пропасти.
Мнения других участников рынка о возможной судьбе субподрядчиков:
Мы специализируемся на рекламе интернет-магазинов. Работы с текущими проектами стало больше, ищем антикризисные стратегии, ни один наш ИМ не встал. Кроме того, со второй половины марта резкий рост новых обращений от екомов, которые хотят подключать новые рекламные каналы.
Автору респект за попытку разобраться!
Лучше перепаниковать, чем недопаниковать!
4-й сценарий - рынок явно пройдет через консолидацию (укрупнение), автор, ловите момент! )
Тут нет попытки разобрать. Никаких экономических выкладок и причинно-следственных связей. Этот материал — тип контента, когда надо засветиться, но не с чем. Тогда идет в ход «Эээээй, Наташ, напиши-ка нашим всем друзьям, пусть комментарий дадут, всем по галочке в PR потом добавим».
Мы специализируемся на рекламе интернет-магазинов. Работы с текущими проектами стало больше, ищем антикризисные стратегии, ни один наш ИМ не встал. Кроме того, со второй половины марта резкий рост новых обращений от екомов, которые хотят подключать новые рекламные каналы.
под ударом ниша создания промо-сайтов. А вот создание инет-магазинов явно ждет скачок вверх.
Автору респект за попытку разобраться!
Лучше перепаниковать, чем недопаниковать!
4-й сценарий - рынок явно пройдет через консолидацию (укрупнение), автор, ловите момент! )
Тут нет попытки разобрать. Никаких экономических выкладок и причинно-следственных связей. Этот материал — тип контента, когда надо засветиться, но не с чем. Тогда идет в ход «Эээээй, Наташ, напиши-ка нашим всем друзьям, пусть комментарий дадут, всем по галочке в PR потом добавим».
Спасибо) Да, различного рода партнерства возможны.. как наверно возможны и поглощения большими агентствами маленьких )