{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я пытался скопировать чужую ERP-систему и попал на 7 млн рублей

В современном российском ИТ-бизнесе очень часто происходит вот как: заказчик по каким-то причинам не хочет покупать то или иное существующее решение. Оно ему подходит, оно ему нужно, но покупать его он не хочет. «Давайте сами сделаем то же самое, ведь тут все элементарно!» — осеняет эффективного менеджера, и он бежит к знакомым разработчикам.

Одним из таких разработчиков оказался я. И сейчас я расскажу, почему стоит очень настороженно относиться к таким заказам, даже если дело пахнет быстрыми и легкими деньгами.

Почему я вдруг про это вспомнил? Да потому, что недавно посмотрел «Разведопрос» у Гоблина с Александром Кузьминым из «Русхолтс». Потом почитал комменты под этим роликом, где коллеги-айтишники соревнуются в остроумии: мол, да что там делать-то, да мы за 5 рублей еще круче сделаем…

Как вы, наверное, уже догадались, примерно год назад, в один прекрасный день заказчик пришел ко мне с заданием скопировать кузьминскую систему управления кофейным бизнесом BMS. Вот как это было.

Вообще я занимаюсь небольшими заказами для m2m-коммуникаций. На одном хакатоне, который устраивала крупная нефтяная компания, я подружился с их айтишниками. Ну вы знаете этих нефтяных айтишников: в основном туда попадают по блату дети ответственных работников, которые по мнению родителей, интересуются компьютерами.

ИТ-шным сленгом эти детки владеют в совершенстве, а по сути — обычные мажоры, которым доверено рулить инновациями, модернизациями и цифровыми трансформациями. Сначала моя компания делала им небольшие проекты по телеметрии холодильников на заправках — все было успешно и хорошо. А кофезоны работали как раз на этой BMS coffee control Кузьмина.

И вот ребята решили его, скажем так, подвинуть — или, говоря проще, выкинуть. Мол, зачем мы платим ему за сервис, если можно один раз написать такой же собственный софт и пусть он работает. Ну и, конечно, попилить чуток бюджета на разработке. Схема простая: по документам софт должен быть разработан силами их ИТ-департамента, ну а мы будем в роли «литературных негров», но за это нам хорошо заплатят.

В общем и целом на выходе получалось 28 млн рублей, а сделать-то нужно было простой m2m-мониторинг, по крайней мере на словах. Я человек не гордый: если мне дают хорошие деньги, я за копирайтом не гонюсь. Пусть хоть лично своего гендиректора в авторы запишут, мне не жалко. В общем, согласился.

Давайте, говорю — что копировать-то? Оказалось, что никто не знает. Никакого техзадания или хотя бы документации: одно устное народное творчество. Мол, система генерирует какие-то отчеты и делает какую-то аналитику, как именно — мы не в курсе, оно в чужом облаке, у нас на АЗС только две тысячи с лишним этих кофемашин стоят и продают десятки миллионов чашек кофе в год.

Вот с них надо данные собирать и клепать отчеты, тыжпрограммист, разберись!

Но да, яжпрограммист, поэтому не могу собирать непонятно какие данные неизвестно откуда и генерить из них отчеты черт знает о чем. Долго прошу описание функциональности, в итоге…

Помните этот мемный ролик про ржущего испанца, да? В итоге мне присылают глянцевый журнал «Современная АЗС». Там интервью с каким-то пацаном и девчонкой под заголовком «Повелители счетчиков». И все! Я даже нагуглил сейчас эту статью — вот это мне прислали в качестве ТЗ!

Мол, вот там Raspberry, блокчейн и 400 параметров контроля, круто же! Вообще нормальному человеку было бы достаточно такого «звоночка», но 28 млн рублей… Каюсь, жадный.

В итоге какое-то подобие ТЗ с грехом пополам утвердить удалось — правда, писали мы его сами себе. Нанимаю несколько кодеров на Java, C++, Python, трачу 3 млн на зарплату, выдаю бета-версию. Готово, можно тестить.

Мне выплачивают 12% обещанных денег и говорят: мы тут подумали, функциональность требует расширения. Какого расширения? Опять долго и мучительно слушаю какую-то муть про то, что нужно генерировать какие-то отчеты на основе каких-то данных, опять со скрипом из всего этого сам себе пишу ТЗ, утверждаем, получаем еще 7% денег, работаем.

Немного технических подробностей. В этих кофеавтоматах, да и вообще во многих вендинговых аппаратах, используется MDB-шина, через которую завод рекомендует подключать терминалы оплаты. У нас в принципе получается выкачивать через MDB кое-какие данные и отправлять их на сервер, что и требуется по ТЗ.

Но на очередной презентации в офисе заказчика какой-то большой начальник заявляет: «Стоп, так это же не то, что нам нужно. Нам требуется управлять настройками всех кофемашин, удаленно менять рецепты и кастомизировать их в зависимости от желаний покупателя». WTF???? Я собираюсь встать и сказать: «Господа, этого вообще-то нет и никогда не было в ТЗ. Вам нужно было собирать данные и отправлять их на сервер — вот, собственно, мы это сделали».

Но мои друзья из ИТ-департамента так на меня смотрят, что становится понятно: «Сиди тихо, прорвемся, ещё денег дадим». Вообще-то, по моим наблюдениям, высокие начальники в нефтянке — люди весьма грамотные и вменяемые, но между ними и реальным миром существует многочисленная прослойка блатных балбесов, которые все портят. В моем случае это были балбесы-недоайтишники, и я уверен, что не одинок в своих злоключениях.

Вновь дают небольшой аванс, но у нас принципиально новое ТЗ и немеренно работы. Кодерам мне уже приходится платить из своих кровных, плюс начинаются технические проблемы. По MDB сделать то, что хочет заказчик, нельзя. Нужно лезть напрямую в «мозги» кофеавтомата, и первая попытка взлома приводит к окирпичиванию платы управления стоимостью €2500. Хорошо, меняем плату, эмулируем сервисный компьютер — тоже не хорошо, еще €2500 на металлолом.

А со стороны заказчика тем временем в проект сует нос все больше и больше эффективных менеджеров. Такое ощущение, что мы разворошили муравейник и каждому теперь хочется вставить свои пять копеек: коммерсантам, эксплуатационщикам и даже, мать их, маркетологам нужно обязательно добавить вот эту вот небольшую фичу.

Мне запомнился один уже немолодой крендель, который каждый раз начинал со слов: «Я 12 лет занимался магазинами и кафе "Лукойла" на Балканах, поэтому считаю, что…» и дальше нес любую пургу на тему функциональности телеметрии, в которой он ничего не смыслил.

В итоге мое ТЗ в части функциональности разрастается с 15 до 97 (девяносто семи!) пунктов. Конечно, бюджет при этом тот же, но для меня он все равно огромный. Хотя я уже понимаю, что легких денег не получится и вообще дело пахнет керосином — заказчики сами не знают, чего хотят, и теперь дополнительные фичи будут подкидывать постоянно, а сдать проект мы не факт что сдадим.

Я решаюсь на хитрость: звоню в «Русхолтс», представляюсь перспективным заказчиком и напрашиваюсь в офис на экскурсию. А надо сказать, что Кузьмин очень тщеславен и поэтому сам с гордостью 4 часа меня везде водит, все показывает и рассказывает.

И тут я понимаю, что это просто фиаско, братан. Не зря говорят: «Без внятного ТЗ результат ХЗ». Мои нефтяные айтишники вообще не поняли, что хотят скопировать, и поэтому все эти месяцы мы копировали совершенно не то!

Оказалось, что фишка BMS вовсе не в том, чтобы собрать данные с кофемашин и отправить их куда-то. И даже не в том, чтобы взять данные с сервера и залить их в кофемашину! А все дело в прикрученных к собираемой бигдате алгоритмах аналитики и интеграции с ERP и CRM, в которых потом автоматически раздаются задачи — кому куда ехать, что где чинить и как настраивать.

И это вообще не мой профиль, я m2m-щик, а не специалист по ERP-системам! По сути, я оказался в положении конструктора, взявшегося создавать межгалактический корабль по трейлеру к «Звездным войнам». А еще я узнал про подводный камень, о котором заказчики мне не сказали: программный модуль взаимодействия с кофеаппаратами – заводская разработка и охраняется авторскими правами завода, а Кузьмин лишь вендор, который продает все это в России.

Но обратного пути нет, и денег потрачено больше, чем получено: нужно как-то вытаскивать оставшиеся. Что делать? Выход только один: раз вы мне выкатили какую-то ерунду вместо ТЗ, я вам сделаю так, чтобы выполнялись все требования вашего же ТЗ, получу деньги и до свидания. То, что этот софт не будет решать ваших задач — не мои проблемы, вы сами себе злобные Буратины и поймете это только на этапе внедрения, хе-хе.

Для этого нужно всего ничего: победить-таки эти мозги кофеавтоматов. Еще два блока управления пали смертью храбрых, а вот пятый все же начал исполнять мои команды. Победа! Но это не точно. Чтобы не нести убытки за четыре окирпиченные кофемашины, мои заказчики додумались отправить их в сервисную компанию по гарантии.

Те отправили платы управления на завод в Германию, а оттуда пришел ответ: мол, дорогие русские друзья, блоки вышли из строя при попытке установки несанкционированного софта, это негарантийный случай.

Сервисная компания подняла шум: мол, простите, а за чей счет весь этот банкет? €10 000, на минуточку. И тут наступила развязка — кто-то из компании-заказчика написал на завод требование раскрыть коды доступа к мозгам кофемашин, а оттуда пришел ответ: «Уважаемые партнеры, если вы хотите управлять экранами производимых нами кофемашин не через одобренный производителем bms coffee control, удаляйте с оборудования все логотипы завода, т.к. иной софт не гарантирует соблюдения регламентов безопасности. Не выполните требование снять логотипы — завод обратится в суд».

В итоге крайним сделали угадайте, кого? Правильно, меня. Айтишникам из нефтяной компании начальство тоже устроило публичную порку, после чего они меня заблокировали во всех соцсетях и мессенджерах. Но денег мне больше не заплатили ни копейки и внесли в черный список ненадежных контрагентов. В итоге проект принес мне 7 млн рублей чистого убытка и хороший урок: никогда не работать с мудаками и не браться за работу без экспертизы ТЗ.

P. S. Не пытайтесь в комментариях выведать или угадать мое настоящее имя, название моей компании или, тем более, компании-заказчика. Тут бы и Кузьмин не упоминался, не будь я уверен, что для него такая история дело обычное и ему на это глубоко фиолетово.

0
409 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Клебанских

Статья явно нативная реклама решения Русхолтс+ «превентивная мера» (как любят говорить в нефтянке ) и те кто немного совсем в теме смогут это понять.
Аргументы:
1. Единственной нефтяной с единым типом оборудования и мониторингом от Русхолт и подходящей по количеству АЗМ является Газпромнефть (далее по тексту ГПН) . Оборудование WMF. Лукойл ,Роснефть,Газпром (не ГПН) у них по регионам у всех разношерстные решения -от своих аппаратов(здесь куча вариантов ,не единых решений) до Оборудования контрагентов.
2. ГПН аффинирована с Русхолтс-это факт(Все товары СТМ (drive) для ГПН , произведены Русхолтс. Многие IТ -решения реализованы для ГПН силами Русхолтс . Можете на rusprofail (не реклама :)вбить название Русхолтс и Вам выдаст все цифры ,по которым Вы поймёте , что не так уж им страшно потерять 28 млн или создать «видимость» поиска решения .

Зачем компании «бенефициару» искать решение для себя же ? Рубить сук ,на котором сидишь -в чем смысл ?

При том ,что автор зарегистрирован 6 мая 2020 года и 1 статья на VC и активно отвечает на отзывы (ему не интересно получить компенсацию ,в суд не подаёт ,не ждёт решения) а просто делится,что потерял 7 млн ?

Готов «порубиться» в комментах .

Ответить
Развернуть ветку
Смарт Эн
Единственной нефтяной с единым типом оборудования и мониторингом от Русхолт и подходящей по количеству АЗМ является Газпромнефть.

Это неправда.
- У ГПН вдвое меньше станций, чем названо в статье и соответственно, кофемашин
- У ГПН нет никакого "мониторинга от Русхолт" - у нас собственный мониторинговый центр инфраструктуры сети АЗС
- ГПН не имеет действующих контрактов с Русхолт. Поставки СТМ в эту сеть АЗС осуществляются от компаний RH Trade и Сапфир Маркет (указаны на этикетках к товарам)
- Никаких ИТ-решений "от Русхолт" в сети АЗС ГПН не применяется, не существует ни одного контракта закупки ПО от такой компании
- Кофемашины WMF установлены во всех крупных заправочных сетях, посмотрите тендеры Роснефти - по этому оборудованию производятся массовые закупки сотнями единиц.
Если вы добросовестный участник диалогов на VC, то будьте объективны в обсуждениях.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Клебанских

Смарт Эн , неправда это потому ,что в этой «рекламе» не называется конкретная нефтяная сеть, о которой идёт речь , я как раз за конструктив !

Относительно Ваших комментариев :

1. Согласно официальному сайту ГПН количество АЗС как раз совпадает (ссылки во вложении ) Более того , как указано в статье есть Азс на Балканах (у Роснефти нет Азс в том регионе ) . Странно ,что Вы не знаете количество своих азс.

2. ГПН обладает таким количеством кофемашин и все они WMF -зайдите на свои же АЗС . Других аппаратов у Вас нет - решение ,о котором идёт речь -для оборудования именно этого производителя отлично подходит ,если Вы в теме ,должны знать . На сайте Русхолтс именно о Вас идёт речь -скрин во вложении .

3. Зайдите на АЗС и возьмите 1-2 товара из категории Автокосметика или Автоаксессуары -прочитайте этикетку . По заказу какой компании произведено ? Верно ,Русхолтс . Как и большая часть товаров на АЗС ГПН. Контракты по тендерам могут быть от других юр.лиц -тут Чудес я Вам не открою .

4. Все решения для работы с оборудованием и товарами для нетопливной розницы (кофе ,ингредиенты , оборудование ,телеметрические модули и тд ) , так или иначе связаны с Русхолтс и Мелстон ,которые аффилированы с Вами,а если нет -почему 85% товара отгружается через Русхолтс и 99% оборудования через Мелстон ?

Хотите конструктивного диалога на VC ,не вводите в заблуждение читателей ,я уже не отношусь к структурам ,но рекламу в статье вижу ,так как понимаю о чем речь .

Более того , при разработке подобного ПО сотрудниками нефтянки подписывают договор NDA , по которому специалист из статьи не мог разглашать условия (как минимум суммы и заинтересованные стороны) . Значит ,разработки не было или у Вас есть возможность заработать на этом договоре больше ,чем 7 млн «виртуального» минуса .

В чем я не прав ? Или опять скажете ,что неправда ? Подготовьтесь перед ответом . Удачного вечера .

Ответить
Развернуть ветку
Смарт Эн
В чем я не прав?

В том, что переписываете в комментариях дворовые сплетни, выдавая их за свою экспертизу.
Я еще раз перечитал статью, где в ней говорится про "АЗС на Балканах"? Упомянут некий "крендель из балканского Лукойла", так у Лукойла на Балканах 500+ АЗС...
Сегодня у ГПН в прямом управлении меньше 900 заправок, остальные франчайзи, либо партнеры по разным моделям. И у этих партнеров кроме WMF стоят еще пять-шесть брендов КМ различных производителей.
К чему вы сюда приплели уважаемую группу компаний Мелстон? Почему забыли про других наших ключевых партнеров Клуб Заречье, Комплекс Галерная 5, Информационно-технологическую сервисную компанию, Топливную Процессинговую компанию, НТЦ и еще полсотни партнеров, доказавших свои компетенции и экспертизу в сотнях конкурсных отборов, некоторые из которых, как я понимаю, оказались вам не по зубам?
Если уж вы такой специалист, то должны понимать, что в бизнесе ВИНК заправочная сеть даже из 2000 АЗС - это малозначительная дивизиональная структура, поэтому говорить об аффилированности какого-то поставщика СТМ для азэсных кафешек с таким гигантом, как ПАО Газпромнефть, просто смешно.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Клебанских

Смарт ,ну Вы в Каждом комментарии оправдываетесь -это же видно , по Вашим фактам ,которыми Вы оперируете :

1. У ЛУКОЙЛа (который Вы приплели сюда непонятно зачем) нет единого решения на 2500 АЗС с оборудованием ,а ещё и с телеметрией , в каждом из кластеров и регионов свои контрагенты . Оборудование моделей нереальное ,от Nestle (как не парадоксально ) до суперавтоматов . Чтобы им изменять систему контроля Кофейных аппаратов -нужно сначала ее построить ,чего нет.

2. На Ваших франшизных АЗС внутрянка (здание,оборудование) под единый стандарт Сети ,включая кофейный аппараты . Зачем Вы вносите неточности ? Назовите регион ,где Ваши франшизные АЗС вне стандартов -я погуглю и скину Вам фото с оборудованием ,как везде .

3. Приплёл Мелстон и Русхолтс ,потому что они самые крупные «выгодоприобретатели» по контрактам розницы (посмотрите финансовые показатели Русхолтс -как Вам обычный контрагент ? Какая выручка по контракту ГПН ,посмотрите в системе,а дайте угадаю ,почему там миллиарды нераспределённый прибыли ,нужно объяснять причину ? Бинго -самая большая доля -ГПН . Не мне Вам рассказывать историю этих компаний ,не убеждайте меня . Чтобы Вам стало проще поставлю (с) ,чтобы Вы ссылались ,что это только мое мнение.

4. По партнёрам другим -зачем мне писать других контрагентов ? У нефтяной компании ,как ГПН, в год тысячи заключённых договоров ,мне все их нужно показать в комментариях ,зачем ? ГПН крупная крутая компания , с огромным расходным бюджетом ,многие компании работают и уверен отличные контрагенты в Вашей структуре .
Почему мне не по зубам ? Я не контрагент сети ,не бывший и не потенциальный подрядчик ,не заинтересованное лицо 🤷‍♂️
Просто эта реклама не зашла ,ну просто не зашла .

Ответить
Развернуть ветку
406 комментариев
Раскрывать всегда