Как запустить стартап, перевезти его в США и продать стратегу: личный опыт Георгия Левина, Getintent (видео)
Георгий Левин продал "Газпрому" свой программатик-стартап под названием Getintent полгода назад. Он рассказал в видео-интервью про весь свой хардкор с переездом и запуском бизнеса в США, потерей бизнес-партнёра и про то, как и зачем отказывать покупателям твоего стартапа.
В цикле эфиров магистратуры НИУ ВШЭ про управление продуктом и маркетингом, мы говорили с русскими предпринимателями, которые сумели добиться успеха за рубежом.
Полное видео и мои заметки к нему - ниже. У Левина, кстати, есть свой канал на ютубе и в телеграме, я их очень советую - полезнейшие инсайты о бизнесе и самоорганизации.
Заметки из нашего разговора:
- Дорога к своему стартапу началась с работы в венчурном проекте Heverest: это был важный толчок. Вообще, стартап Getintent - для маркетологов, а Левин на последних местах работы был именно маркетологом.
- Подъем инвестиций в 2013-2014 и сегодня - разные истории. Сегодня сложнее. Тогда венчурный рынок был на взлёте и именно так его компания достаточно легко привлекла деньги. Была даже микро-Долина на Красном октябре - коворкинг, где были офисы венчурных инвесторов и сидели стартапы. Теперь там ресторан «Сыроварня».
- Выбор партнёра - одна из самых необдуманных вещей, которую делают стартаперы. В какой-то момент наступает конфликт взглядов на жизнь. Компания чаще всего при этом уже в той стадии, где «разводиться» невероятно трудно. Георгию пришлось пройти через похожую вещь. В видео он говорит о том, как они расстались с его партнёром Владимиром.
- Как СЕО Георгий совершил много ошибок, в которых признаётся себе. Например - не отпустить вовремя управление. Не признаться себе в неумении и отдать операционные роли новым людям.
- У СЕО в стартапе всегда есть проблема. Если твой партнёр по бизнесу СТО, то он, выполняя роль кофаундера, при этом профессионально постоянно развивается. А вот от СЕО постоянно требуются совершенно новые умения. Каждый год-два ты должен совершать мощнейший рывок в твоих менеджерских скиллах. Становиться на новый уровень. В какой-то момент развития бизнеса точно окажется так, что ты уже «не тянешь». С твоим партнёром СТО такого не случится. Но он сам будет недоволен твоими умениями.
- Российский бизнес смогла организовать коммерческий директор Надежда Бабиян - это был ключевой человек в определённый момент, который смог наладить управление компанией.
- В какой-то момент Getintent оказался в «яме» между двумя оценками инвесторов (Георгий интересно рассказывает про это в видео). Сделать сделку по продаже своей компании проще, когда ты не настолько к ней стремишься. Возможно, ты уже даже в неё не веришь и просто пытаешься делать бизнес устойчивым. Тогда появляется здоровый скепсис. В переговорах ты даёшь сигнал покупателю, что на его стороне нет «рычага» давления на стремящихся выпрыгнуть из бизнеса основателей.
- Главным ключом к сделке стало то, что в этом сегменте рынка бизнесу Getintent удалось достаточно долго уверенно расти и быть окупаемыми. Другие конкурирующие платформы в России либо разорились, либо были куплены, а крупным компаниям нужны были собственные программатик-решения.
- На базе части решений из Getintent Георгий занялся новым бизнесом - платформой для монетизации видео Apptivise. Среди её клиентов, например, Юрий Дудь.
- Компанию купили не всю - американских клиентов пришлось продавать отдельно по интересной схеме, с которой я прежде не сталкивался. Фактически, уступить их конкурирующей платформе с отсрочкой выплаты
- Лучшим местом для обучения уже взрослых людей Левин назвал Вышку (хотя заканчивал другой ВУЗ) - по сочетанию ярких людей, с которыми ты обмениваешься идеями и можешь запускать что-то новое.
Очень рекомендую посмотреть интервью целиком. Я редко встречал, чтобы предприниматели делились своим опытом настолько открыто и спокойно говорили про свои ошибки. Я очень благодарен Георгию за этот разговор и за желание делиться своим знанием.
Интервью с Олегом Якубенковым (GoPractice), Ильёй Лагутиным (AiData), Даниилом Кравцовым (Improvado) появятся на канале в ближайшие недели.
Лучше про ВШЭ и не сказать:
Да, остроумно вышло. А как вам интервью?
В этот раз не читал, может что поменялось. Но очень много упоминаниний одного учебного заведения в разгар приёмной поры в ВУЗах, некрасиво.
Ну в целом серию этих эфиров мы записывали как раз к набору в магистратуру, к лету. И задачей было показать, чему учит конкретная магистратура - компания Георгия на ней ведёт отдельный курс на некоммерческой основе.
И справедливости ради про "очень много", во всей статье Вышка упоминается два раза, в конце - для тех, кому видос зашёл, мы туда за июль зальём ещё 5 эфиров - меня на фейсбуке и на самих эфирах очень многие просили делиться этими записями.
Третий раз - это пересказ прямой речи самого Георгия, которого я в конце интервью спросил, где лучше учиться на его собственный взгляд. Об ответе мы заранее не договаривались.
На этом ресурсе за последний месяц опубликовано аномально много материала от аффилированных с ВУЗом авторов, где они приводят мнения неких лиц о том, что это топовое престижное заведение. Не вдаваясь в полемику о целях и правдивости такого вепендрёжа, это поведение раздражает.
Согласен, конечно будет раздражать, если кто-то всё время лезет со своей рекламой. Справедливости ради, ВШЭ просто действительно один из самых крупных и самых активных ВУЗов, поэтому он и заметнее.
Мне, честно говоря, немного грустно, что вы так обратили внимание на пару упоминаний университета, и совсем не говорите по теме материала. У нас историй предпринимателей с реальными экзитами - просто слёзы, в рекламном рынке вообще всего пара за последние лет семь. Левин впервые про детали сделки рассказал, чёрт с ним кому - ВШЭ или нет. Это ж не просто теоретизирование, какой ВУЗ классный, а самое что ни на есть про бизнес.
Я бы с огромным удовольствием читал и смотрел таких материалов больше.
Ну вот опять вы сделали акцент не на персонаже, а на этом ВУЗе. Лично меня он (его ИТ подразделение) и до этой истории бесили по объективынм причинам, а когда про их крутость говорят только их преподаватели и студенты доверия ещё меньше становится.
В самой статье - 95% акцента на персонаже. В видео из полутора часов про ВУЗ - меньше двух минут.