Что я узнал за пять месяцев работы в правительстве ЯНАО и при чём здесь SMM, ИТ и Covid-19
В октябре 2019 года меня почти на полгода занесло в правительство Ямало-Ненецкого автономного округа. Там я работал в пресс-службе губернатора и часто взаимодействовал с различными исполнительными органами государственной власти. За это время мне удалось обнаружить одну из основных причин неэффективной работы «избранников народа».
Нет, это не коррупция. И даже не кумовство.
Гуманитарии фыркнут и переключат на ютуб Навального, когда узнают, что в XXI веке одна из главных причин неэффективности власти в России — отсутствие внедрённых в её работу автоматизированных Информационных Систем (ИС).
Какие ваши доказательства?
На Ямале я занимался ведением аккаунтов правительства в соцсетях. Однажды решил подготовить серию постов с инфографикой о региональных мерах поддержки многодетных семей. Казалось бы, собери, согласуй и оформи инфу из разных законов и постановлений в единый хорошо усваиваемый вид. Но вот эти «собери» и «согласуй» — катастрофа.
Нет единого ресурса или базы данных, где сотрудники правительства могут посмотреть действующие в регионе меры поддержки, социальные выплаты или свежие поправки к законам. Пакет Office, антивирус Касперского, иногда Консультант-плюс и Лотус (IBM Notes) в качестве рабочей почты — вот набор софтины для специалиста «отдела информационного сопровождения».
Я загуглил региональные меры соцподдержки и докопался до коллег: «С кем согласовать эту меру, с кем — ту?». Собрал мнения. Звоню в департамент социальной защиты населения, говорят «нужный вам человек будет после обеда». К вечеру дозвонился:
Чтобы согласовать 13 пунктов из моего загугленного списка мер соцподдержки, я искал и ловил нужных людей в департаментах соцзащиты, транспорта и дорожного хозяйства, здравоохранения, культуры, образования, строительства и жилищной политики… Простите, бывшие коллеги, если кого забыл.
Инфографику для постов, работа над которой при условии автоматизированного доступа к достоверной информации заняла бы один день, я согласовывал с чиновниками две недели. Радует лишь то, что за это время мне ни разу не приснились голодные детишки из многодетных семей, чьи родители всё ещё не знают о новых выплатах.
Кстати, «Марьванна» из департамента соцзащиты так и не согласовала мне инфу. В итоге я психанул и запилил посты (1, 2) под свою ответственность.
От южных морей до полярного края
В целом по стране, все так и работают в органах власти — в хаосе и бессистемном потоке человеческого фактора. Руководители гос. учреждений и департаментов создают чаты в Telegram и Там-Таме, чтобы хоть как-то синхронизировать и ускорить работу подчинённых. И те и другие признают, что в современном мире невозможно быстро и качественно работать без системного управления процессами и оперативного доступа к нужной информации.
Неужели в нефтегазовом бюджете нет кусочка для повышения эффективности работы госаппарата? Или проблема в отсутствии грамотных технических специалистов, способных внедрить и отладить работу ИС?
Работать надо, а не ИС внедрять
Для крупных компаний стало дешевле и надёжнее доверить софту многие процессы, которые раньше выполняли сотрудники. Предприятия, которые внедрили и отладили ИС, как правило, массово сокращают штат. Например, питерский «Водоканал» упразднил около половины должностей после того, как интегрировал в свою работу систему финансового и управленческого учёта.
И здесь видна разница между бизнесом и властью. В то время, как компании оптимизируют расходы и заменяют сотрудников софтом, чиновники хотят сохранить своё место под солнцем. К сожалению, оптимизация работы представителей власти часто противоречит их интересам. Для чиновников внедрять ИС — значит пилить сук, на котором они сидят. Ведь многочисленным «помощникам заместителей» тоже нужно что то кушать.
Зараза коронавирусная
В 2020 году масштабы и последствия проблемы особенно видны. Например, во время «режима самоизоляции» президент в одном из своих обращений к нации пообещал премировать медиков, которые работают с инфицированными Covid-19. Чем это обернулось? Массовыми протестными видео медработников по всей стране, открыто заявляющих, что их обманули и не заплатили. Далее последовало новое обращение президента, в котором он пожурил чиновников и был вынужден публично напомнить о выплатах.
Конструктив этой проблемы в том, что по цепочке власти информация из точки A (президент) дошла до условной точки Z (региональные ведомства и учреждения) в искажённом виде, и/или запоздала. Можно выяснять, кто виноват больше других — точка A, B, C или ещё какая то. Только для системного решения проблемы такой подход бесполезен, ведь все участники этой цепочки — живые люди, которые будут ошибаться вновь и вновь. Не одни, так другие.
Системное решение — свести к минимуму риски, связанные с человеческим фактором. В первую очередь, обеспечить госслужащих информационной средой для динамичной и слаженной работы. Все чиновники должны чётко понимать, из каких средств выплачивать такие премии, когда, кому и сколько. Все чиновники должны иметь оперативный доступ к достоверной информации в автоматизированном режиме.
Современные ИС — это оптимальный инструмент для взаимодействия представителей власти по всей стране. Вне зависимости от политического строя государства и имён правителей. Но при при одном условии — нацеленности чиновников на эффективную работу, а не офшоры.
ну под таким постом грех не написать - Свободу Фургалу!
Комментарий недоступен
Всё ок, это вы ещё в правительстве не работали ;)
Да, в принципе, все так, как описывает автор. Два года я отработала на госслужбе. Поиск актуальной нормативки - кромешный ад. Я о местной, не о федеральной, там хоть с публикацией все в норме. Даже скажу, что ценность сотрудника и определяется умением в этом хаосе что-то найти, время, затраченное на поиски, никем не считается. НО, поработав после этого в нескольких крупных (не гос) компаниях, могу сказать, что там немногим лучше...
Поставил минус т.к. пост ниочём - вода разведённая в воде, но автор всё равно шифруется как Штирлиц.
IT сильно влияет на развитие госсектора лет 15 как. Но до этого развитые экономики как то развились.
Кстати, в США близко нет аналога наших Госуслуг. Я бы не сказал, что тут Россия отстаёт.
Кстати, Госуслуги — это G2C (government-to-citizens) и хороший пример того, что в современной России реально внедрить полезную и функциональную ИС.
Проблема, которую я поднимаю в статье — из области G2G (government-to-government), и у нас это область хаоса. Всё о народе думают, не о себе))
На федеральном уровне нет, но каждый штат старается нечто подобное себе сделать. Структура государства сильно влияет. В РФ хоть и федерация, но все (внутреннее и внешнее) прикручено к единому центру, поэтому что-то федеральное сделать проще, чем краевое\областное. В США почти наоборот, внутри США у властей каждого штата свои широкие полномочия на своей территории, и нет полномочий на федеральном уровне
«Гуманитарии фыркнут и переключат на ютуб Навального»
Это была попытка пошутить и расположить к себе аудиторию, или просто желание с первых строк показать глупой группу лиц, которая далее вообще нигде не появится?
...не говоря уже о том, что поднятая автором тема никак не исключает коррупцию и кумовство :)
гифки класс
К сожалению, это чиновничья сущность, даже если внедрить судя ИТ, ничего не изменится. Потому что это никому не надо...
Хаос коммуникаций присущ многим социальным системам и дело вообще не в ИТ. В небольшой стабильной компании: Пете нужен фен и он звонит Васе. Вася звонит директору. Директор говорит звони Андрею. Вася звонит Андрею. Андрей звонит Роме. Рома звонит Пете, и параллельно согласовывает с директором сумму 2т рублей за 30 секунд, ибо директор был к комнате Ромы. Рома говорит Пете - все, покупай, средства согласовали. Директор те щас отправит на карту.
Наивный чукотский юноша, ИС там не хватает, ага! Осталось только её внедрить, и заживём! )))
Отсутствие информационных систем, нежелание работать и прочее - всего лишь следствие. Пора бы понять уже это.
Боюсь, дело не в облаках, ИС, и даже не в государевых людях. Я снимал/монтировал проморолики и прочий видеоконтент для разных компаний - и госы, и простой бизнес. В целом закономерность одна: чем крупнее контора, тем дольше и кровавее проект, тем меньше людей представляют всю картину в целом.
Всё согласовали, сняли, озвучили, смонтировали, нарисовали. Представитель заказчика неделю перекраивает под своё внутреннее ощущение, все счастливы.
И дальше начинается: какой-нибудь департамент возмущается "вообще-то, скотосверлильный станок должен быть синего цвета. Да, у нас он зелёный, но это не по госту/снипу/тб, надо исправить, нельзя так позориться"; "на доярке должны быть каска и маска, да сейчас жарко и мы позволяем ходить в кепке, но это не соответствует".
Причём это не обязательно наш факап при съёмке - обжёгшись один раз, мы по три раза уточняем их собственные регламенты, но чем крупнее контора, чем больше департаментов, внутренних правил и вольных допущений, тем больше разночтений.
Понятное дело, всю вкусовщину "Петру Филаретычу не понравилось, что в кадре он слишком тощий" или" наш директор не любит жёлтый/рыжий цвет, поэтому еще на этапе съемок мы убираем из кадра карандаши и светофоры" я сюда не включаю - это зависит не от размера конторы, а лишь от их психоспецифики.
Ох, какая это боль, когда проект разрабатывается с представителем заказчика, а на сдаче сам заказчик начинает вносить рацпредложения, как будто это только начало разработки. Хочется уебать представителям за то, что у них плохая комуникация с человеком, который потом будет на примеке сидеть, и самому заказчику, который привык делать всё в последний момент и не понимает, что у нас контора коммерческая и мы не сидим на бюджете, который приходит, не смотря на то что ничего не делаешь. Т.е. проект длится год, но только за 2 недели до сдачи заказчик начинает проявлять интерес. Я иногда просто охуеваю.
Спасибо за комментарий. На мой взгляд, в ваших кейсах по видео, именно человеческий фактор и есть вселенское зло. Чем больше людей в проекте — тем выше риски. У одних свои скрытые интересы, другие просто некомпетентны. Здесь то и приходит на помощь ИС, которая обеспечивает оперативный доступ к достоверным данным: задача, сроки, ответственные, исполнители, референсы, бренд-бук и прочие переменные. ИС не работают за нас, но они помогают работать нам.
С ИС всё просто - никто в неё не хочет заходить.
1) Вы видели ИС уровня крупного города и представляете какая это часто дичь по достоверности, актуальности и качеству? Я даже не говорю про регион.
2) Людей много, но в текущей ситуации для своевременной актуализии ИС и поддержки нужно достаточно много других людей, причём наличие ИС не отменяет бумажных дублей и прочего процессуального всем привычного затыка, а значит и первого множества людей, о ком написано в начале пункта.
3) (Внутри)ведомственные ИС все различаются между собой по структуре, по распределению доступа и т.д., так что даже будь они в нынешней реальности, вероятность, что вы получили бы оттуда информацию крайне невелика.
4) В вашей работе надо пользоваться административным ресурсом, бюрократией и личными знакомствами, в том числе и руководителей - тогда вопросы с большой вероятностью решались бы относительно быстро.
Вы просто пришли в чужое правительство со своим уставом, как мне кажется, и начали работать не понимая специфики, отсюда и проблемы.
Спасибо за ваше мнение. Согласен, внедрение и отладка ИТ-решения на государственном уровне – сложный процесс, требующий серьёзного сопровождения. Но если корабль большой, это не означает, что на нём допускается бардак и рассогласованность действий команды.
Ощущение, что статью писал текущий малолетний губер
Для того что бы собрать все эти сведения которые вы как бестолочь звонили и спрашивали есть такая вещь как письменный запрос. Вы указываете в нем всю информацию которая вам нужна и ставите срок исполнения делаете письмо на несколько адресатов и получаете всю информацию согласно вашего запроса.
Проблема госаппарата это такие неграмотные люди как вы которые не умеют решать задачи без привычных инструментов.
То что выплаты сразу не прошли это тоже не капусту в поле собрать.
Вы наверно удивитесь но с момента как Путин подписывает указ премии выдать до поступления денег тоже время проходит. в регионах где деньги есть можно не дожидаясь поступления их выдать медикам.
Всегда бесят работники этих бестолковых отделов информации ))))))
Даже в посте никакой конкретики привести не смогли ...
Батенька, да вы бюрократ
А в чем разница написать письмо в ворде и в ИС вацапе телеграме???
Я несколько лет назад работал в компании занимавшейся электронным документооборотом и не знаю как сейчас, но тогда госы как черт ладана боялись «облачных решений». Там всё очень не просто с автоматизацией. И это действительно так...
Неправильно заявлять, что дело только в отсутствии ИС. Здесь комплекс причин в их неэффективности и отсутствие ИС далеко не на первом месте. А на первом месте коррупция. Особенно это видно в примере с выплатами медикам.
Был у меня друг, у которого в 16 лет был бизнес-план на всю жизнь - стать депутатом и воровать. Серьезно.
Это проблема номер один, люди становятся чиновниками что бы целенаправленно воровать.
Проблема номер два это да, бюрократия и никакой заинтересованности в повышении эффективности. Но этой проблеме уже много веков, если не тысячелетий.
И похоже, он этот план выполнил, судя по тому, что «был» друг?
А откуда взяться заинтересованности, если у нас взращивание молодёжи упирается в сплошное волонтёрство?
Эммм, не нашел нашел названий/демок софта, который рекламирует автор ((
Комментарий недоступен
Зарплата там такая, что всем пофиг на работу.
Со всеми премиями и северными надбавками выходит около 2.5 млн. в год. Это у аналитиков, не руководителей.
Так ведь на рядовые должности аналитиков не "заносит" людей из другого региона, тем более, похоже, из столичного или близко.
Да ещё и на полгода!
Люди на Ямале когда попадают на такую синекуру - до пенсии там зубами вгрызаются за эти 200К+ в месяц, т.к. чётко осознают что это их единственный шанс.
Пиши уже свою реальную ЗП, всё равно же аноним. Не боись, мальчик Дима не читает виси и не обидится.
Все эти согласования - следствие ручного управления и отсутствие сдержек и противовесов. Все бояться накосячить, потому что судить будут так, как скажут, а об адекватной защите не может быть и речи, так как у нас нет конкуренции во власти.
Поэтому делайте на свой страх и риск, вы ведь знаете правила игры? Главное не говорить ничего плохого про того сами знаете кого.
Собрал инфу и в тот же день опубликовал.
Придумал себе чушь - согласования какие то
Все эти согласования — не моя прихоть, а обязанность работника пресс-службы губернатора. И это нормально, ведь нельзя делать официальные заявления от имени правительства региона, основываясь на выдаче поисковика. Другой вопрос — как эти согласования проходят сейчас и как они могут проходить. На эту тему и рассуждаем
а как вы попали на эту должность? уж не кумовство ли случайно?
Спасибо за вопрос. Попал я туда очень просто — в июле 2019 нашёл вакансию в общедоступном телеграм-канале "Вакансии с зп выше 50к". Ещё удивился тому, какие продвинутые чиновники на Ямале — вакансии в Телеге размещают)
Далее — множество тестовых заданий, встреча с главой пресс-службы в Москве, и в конце октября я приехал работать в ЯНАО.
Картинка "один копает, десять смотрят" - я работал в конкретно этой кампании :)
Прочитав статью еще раз утверждаюсь, что бюрократизм, как был, так до сих пор процветает!