Личные границы в бизнесе: как не посадить сотрудников и клиентов себе на шею

Пять практических советов от бизнес и лайф коуча Ольги Угаровой.

Автор - Ольга Угарова, бизнес и лайф коуч
Автор - Ольга Угарова, бизнес и лайф коуч

Выстраивание границ – одна из главных составляющих мира бизнеса. И не важно, работаете вы в найме или руководите своей компанией, всегда есть о чем беспокоиться.

Я часто работаю с бизнесменами: маленькими и большими, начинающими и опытными. Проблем у всех хватает разных, но самый частый вопрос, который слышу на сессиях: «Как отстоять свои границы?». Причем в абсолютно разных ситуациях.

Например, у вас собственный бизнес, но партнер почему-то не выполняет свою часть обязанностей. Или есть хороший сотрудник, мастер своего дела, но он вечно нарушает дедлайны. А если вы сами наемный работник и подписывали договор на одних условиях, после чего начальник решил между делом добавить новые обязанности? И когда вы отказываетесь это делать, предлагает уволиться.

Такие ситуации также бывают и в отношениях с клиентами. Любые несоблюдения договоренностей в бизнесе, на работе, в жизни – это попытка продавить границы. Причем, не всегда осознанно. Но от этого проблема не становится менее важной.

Как же избежать нарушения личных границ?

1. Важно понимать, что именно сейчас ваши границы кто-то пытается продавить

Прислушивайтесь к себе, задавайте вопросы: «А что я делаю сейчас? Почему так происходит? Должен ли я чувствовать себя так или что-то тут не то?» Порой мы сами не осознаем, что наши границы нарушаются, поэтому и не может себя защитить. Привыкаем и берем за норму то, что таковым не является.

Чтобы «диагностировать» такие ситуации, чаще сверяйтесь с часами. Например, время подходит к полуночи, а вы до сих пор пишете отчет? Наверное, здесь что-то не так. Либо работаете совсем неэффективно, либо, скорее всего, кто-то «сел на шею».

Еще один хороший инструмент – дневник. Возьмите себе за правило каждый день писать о том, что хорошего произошло, каких целей удалось достичь, какие эмоции при этом испытывали, а затем раз в неделю перечитывайте свои записи. Если вы заметите, что много страниц исписали о том, как выполняли чужую работу, задумайтесь, скорее всего, ваши границы были нарушены.

2. Не нарушайте чужие границы

Да, эти два процесса тесно связаны между собой. Если вы лезете в чужие границы, значит и ваши тоже будут нарушаться. Научитесь отслеживать такие моменты и тогда будете быстро пресекать любые нарушения в ваш адрес.

Например, если коллега предупредила, что не хочет обсуждать личную жизнь, не стоит интересоваться у нее, как прошло свидание и просить показать фото нового поклонника.

3. Выстраивайте договоренности

Не стоит полагаться на честное слово, удачу и порядочность других людей. Создавайте четкие договоренности даже с родными и близкими, и уж тем более, когда дело касается бизнеса. Когда нужно выполнить задачу? Во сколько будет важный звонок? Когда крайний срок отправки материалов? Чем точнее договоренность, тем меньше будет вопросов и нарушений.

В идеале все договоренности должны быть письменными. Включите их в договор или ваши внутренние инструкции. Так вероятность того, что соглашения будут исполняться, станет больше. Например, можно указать часы, когда можно звонить вам и коллегам по рабочим вопросам и отправлять сообщения в мессенджеры. В каком случае можно связываться с сотрудниками во время отпуска или это делать категорически нельзя. Также можно прояснить, в какое время возможно контактировать с клиентами, а когда это будет уже неприлично.

4. Если договоренности созданы, но они не соблюдаются, есть прекрасное слово НЕТ

И вам нужно научиться его говорить. Да, у людей всегда найдется куча оправданий, причин, возможно даже уважительных, из-за которых были нарушены сроки подачи материалов для вашей работы, например. Поэтому они будут просить вас войти в положение и выполнить задачу в срок. Конечно, если у вас действительно есть на это время, возможность и силы, то можете это сделать. Личные границы – это не про жесткие рамки, это про осознанную гибкость. Но подумайте, не бежите ли вы сломя голову помогать людям, когда у вас полно других важных дел? Не причиняете ли вы этим срочным делом неудобства самому себе? Потому что, что бы ни случилось, вы не обязаны вникать в чужие проблемы.

Кроме того, из-за лени или ненадлежащего поведения человека вы можете нести серьезные риски. Например, вы позволили сотруднику не надевать маску, т.к. ему трудно дышать, вошли в его положение, а в результате подвергли опасности клиентов. А если еще в это время пришла инспекция с проверкой, то и вовсе вынуждены платить большой штраф.

5. Разделяйте дружбу, любовь, семью и работу

Если у вас совместный бизнес с родными или приятелями или вы трудитесь в одном офисе, это делать сложно, но необходимо. Особенно важно это в тех случаях, когда встает вопрос об эффективности работы близкого человека. Например, если друг объективно не справляется со своими обязанностями и из-за него страдает компания, стоит честно с ним об этом поговорить, объяснить, что конкретно не устраивает и расстаться как бизнес-партнеры, но сохранить теплые приятельские отношения. Это лучше, чем постоянно копить обиды и смотреть, как разваливается фирма из-за того, что он некомпетентен.

Личные границы – это всегда только про вас, про то, можно ли с вами так обращаться или нет. И тут мы, конечно, затрагиваем вопрос самооценки. Защита личных границ напрямую зависит от того, как вы цените себя, насколько уверенным себя ощущаете, есть ли внутренние силы отказать и не начать винить себя?

Не забивайте на свои чувства! Если вам кажется, что что-то не так, то разбирайтесь с этим и обращайтесь к специалистам. Они подсветят вашу ситуацию и покажут, где надумали, а где и правда случилось нарушение границ. А самое главное – расскажут, как их выстроить и защитить экологичным путем.

11
5 комментариев

Да, это больная тема. Особенно с сотрудниками(

Ответить

Очень своевременная статья. Заставляет задуматься...

Ответить

Ну мне так просто на шею не сядешь😂

Ответить

ненавижу, когда коллеги начинают расспросы про личную жизнь

Ответить

Отличная статья! Коротко и по делу, с практическими советами! Спасение утопающих- дело рук самих утопающих ;-).

Мне кажется, что многие даже не догадываются,  что пробивают ваши границы. Наш менталитет хорошо характеризуют выражения типа «не хуже, чем у людей», «что люди скажут», наши родители росли в обстановке товарищеских судов - институтов общественного порицания- и охраны правопорядка добровольными дружинами. Детей растили всей семьей, без участия нянь и тп. 

Молодые люди до 35 лет формировали свои взгляды в новых условиях, постоянно перемещающимся всё ближе (к счастью) к фокусу на себя и свои интересы, однако это долгая перестройка для более старших поколений.

Ответить