{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Восприятие нетворкинга с ракурса более взрослого поколения и поколения миллениалов — Игорь Мацанюк vs Павел Хегай

По поводу конкретных результатов нетворкинга идет много разговоров. На вебинаре у Startup Kotiki произошел настоящий холивор по поводу разных взглядов на нетворкинг. Спикер Павел Хегай и присоединившийся к эфиру Игорь Мацанюк высказали свои кардинально противоположные точки зрения.

Павел Хегай — ИТ-предприниматель, основатель купонного сервиса WeClever (продан КупиКупону в 2017 году), сооснователь студии виртуальной реальности LikeVR, а также основатель сообщества Heg.ai.

Идея сообщества построена на нетворкинге и системном построении связей. В сообществе более 350 человек — от топ-менеджеров крупных IT компаний до основателей известных быстрорастущих стартапов и участников рейтинга Forbes 30 до 30 (например, YouTravel, StudyFree).

Игорь Мацанюк — один из главных россииских создателей видеоигр и основатель венчурного фонда In Mobile Investment (IMI.VC) и ангельский инвеcтор.

Павел Хегай на митапе сообщества

В России сейчас очень спорное отношение к нетворкингу, как к чему-то системному и серьезному. Многие считают, что это просто легкое общение, митапы, либо кардинально противоположно — что это формальный обмен визитками.

Сложно объяснить важность нетворкинга и вступления в тематические сообщества. В основном проблема заключается в отсутствии конкретных кейсов.

Человек может получить несколько интересных знакомств через нетворкинг, через какое то время получить крутые результаты, зайти в акселератор, поднять раунд инвестиций, но нельзя сказать, что это произошло благодаря сообществу или нетворкингу — человек пахал, и пахал много. Было бы не совсем честно приписывать его заслуги только нетворкингу, хотя он сильно помогает в достижении целей.

Поэтому и возникают горячие споры на эту тему.

На интервью Павла с Сергеем Беляевым и Иваном Ломакиным в группе Startup Kotiki к эфиру подключился Игорь Мацанюк. Из дискуссии получился интересный материал, который мы решили описать в виде статьи в формате основных аргументов Игоря и контраргументов Павла по поводу его взгляда на нетворкинг.

Павел Хегай о нетворкинге

Что я вообще подразумеваю под нетворкингом?

Это в первую очередь взаимодействие с людьми и попытка помочь им без ориентации на краткосрочную выгоду. В свою очередь, это дает возможность формировать социальный капитал. Спектр моих компетенций узкий. Да, я делал компанию за 10 миллионов долларов и управлял штатом до 200 человек, немножко умею фандрейзить. Но наверняка в моем окружении есть более компетентные люди в маркетинге, PR, фандрейзинге.

Думая о том, чем я могу быть полезен людям в моем окружении, я понял – своими контактами. Это получается замкнутый цикл или снежный ком. Чем больше я помогаю людям, тем больше мой социальный капитал и тем больше возможностей одних людей знакомить с другими.

Есть много людей в России или Кремниевой долине, кому я как-то помог со знакомствами или советом. Моя задача — пообщаться с человеком, понять его потребности и бэкграунд, познакомить его с одним-двумя полезными контактами. Поскольку я специализируюсь в теме венчурных инвестиций, стартапов, мое окружение соответствующее.

Мы прошли определенную критическую массу внутри сообщества, и ко мне в окружение начали заходить интересные люди. Часто они добавляются на Facebook и молчат. На карантине я начал писать им в личку с предложением созвониться и пообщаться — познакомиться. Порядка 30% говорят «да» и созваниваются.

Вот это моя основная работа. Мы учим людей простым навыкам – нормально рассказать о себе, не боятся знакомить людей друг с другом, системно подходить к контактам, чтобы, исходя из целей и задач, расширять свою референтную группу.

Эмоциональный нетворкинг

Если говорить о том, что мы просто общаемся, дружим, как в студенческие времена – да, это круто. Но когда нетворкинг непродуктивный, а хаотичный, я отношусь к нему очень скептически. Вы говорите о нетворкинге как о радужной гиковской, студенческой романтической истории. Она имеет право на существование, но не имеет никакого отношения к бизнесу.

Игорь Мацанюк

То, что я начинаю делать — я назвал это эмоциональным нетворкингом. Это про отношения и внутренний отклик. То, как я взаимодействую с человеком, насколько мне с ним комфортно дружить. Это пришло от молодых непонятных поколений, которые много сидят в телефоне и пользуются Snapchat или TikTok.

Я наблюдаю, что у этих людей по-другому происходит процесс выстраивания отношений и построения карьеры. В этом плане неформальные связи начинают играть в их жизни большую роль, чем в жизни более взрослого поколения. Большинство бизнес-ангелов – это люди 35-40, а бывает, что и 45+. Чтобы строить с ними отношения и приобретать от них деньги, надо соблюдать определенные правила социального этикета, характерные для модели тех людей.

Но если мы говорим про нетворкинг внутри категории 20-35 лет, то мое мнение, основанное на моем опыте – здесь неплохо работают неформальные отношения, которые приводят, в том числе, к бизнес-результатам. В своей практике я ориентируюсь на отклик — нравится мне человек или нет. Для меня вторичны бэкграунд, заслуги и так далее.

Более того, я в своей деятельности отказался взаимодействовать с людьми, с которыми мне некомфортно и которые мне кажутся токсичными. Если бы мой ментор был 40-45 лет, он бы сказал, что я ограниченный человек.

Может быть, это потребность моего поколения. Я хочу быть счастлив и удовлетворен своей жизнью. Если есть люди, с которыми мне некомфортно, я исключу их из своей референтной группы и буду стараться выстраивать отношения так, чтобы взаимодействовать с теми, с кем у меня есть внутренний отклик. Это просто моя стратегия.

Я нахожу отклик в сердцах других людей, если можно сказать так по-сектантски. Реально, огромное количество людей благодарны мне за то, что я делаю. Это факт.

Например, недавно к нам в сообщество через случайное знакомство в Facebook зашла бывшая топ-менеджер Gett Диана Кодоева. Она написала книжку «Gett. Сервис со смыслом». Мы с ней очень круто пообщались в первый раз, она сразу вступила в сообщество и начала менторить людей внутри сообщества в моей референтной группе.

До этого она менторила только сотрудников Gett. Она считала, что это внутренняя, но не внешняя история. Мы выташили вовне огромное количество ценностей просто за счет того, что человек открылся эмоциональному отклику и начал взаимодействовать в формате помощи, отдавания и поддержки. Безусловно, все это звучит по-сектантски. Наверное, отчасти так и есть, но это работает.

К моему какому-то удивлению, это даже начало приносить мне деньги. Более того, я два или три оффера уже получил по инвестициям, небольшими чеками в формате того, что эта штука достойна распространения.

Я уверен, что много людей готовы мне оппонировать. Но у меня есть моя аудитория, и мне лично очень радостно работать с этой аудиторией.

Нетворкинг и конкретные результаты

Это скорее психология, чем бизнес.

Например, я не знаю, чтобы Джек Ма, Билл Гейтс, Марк Цукерберг говорили про нетворкинг, потому что он им не нужен.

Сделал продукт – у тебя все хорошо с нетворкингом дефолтово, потому что люди сами к тебе приходят. Зарабатывать на этом деньги – мне кажется, это make sense, но только не на уровне — «я умею это делать». Да все умеют это делать!

Что такое нетворкинг? — Всех обзвонил, сказал: «Чуваки, давайте завтра вечеринку на тысячу человек». Вот и все. Да, у забитых людей, которые не умеют даже выйти на улицу, есть с этим проблема. Так им к психологам — надо им так честно и говорить.

Игорь Мацанюк

Я согласен, даже то, что мы делаем по нетворкингу, очень часто граничит с коучингом или психотерапией. Конечно же, я стараюсь туда не уводить, потому что я не специалист в этой сфере. Но я стараюсь дать какой-то триггер. Если я вижу, что человек имеет невысокую самооценку, у него есть какие-то проблемы с самопрезентацией, я могу предложить ему сходить к психотерапевту. Реально 20% людей, которые приходят на курсы, получают обратную связь.

Второй момент, который бы я отметил. Для меня нетворкинг – это про построение отношений. И под построением отношений я подразумеваю не только бизнес-отношения, но и личные, или отношения, связанные с моей жизнью. В моем понимании это такая же важная штука, как психотерапия.

Мне важно строить отношения с людьми вокруг. Чтобы они были близкие, чтобы я находил качественных людей, чтобы я взаимодействовал с ними в формате «выиграть-выиграть», а не забирания. Это тоже базовые, гуманистические вещи. Можно открыть Библию, любую религию – там говорят о том же самом. Просто я стараюсь говорить об этом на современном IT-шном языке, чтобы это было понятно той аудитории, которой это может быть интересно.

Я провел порядка 200 интервью с людьми в рамках первого курса и понял, что я что-то делаю иначе, чем другие люди, и тогда я решил назвать это профессиональной деятельностью.

При этом, конечно, скептицизм мне понятен. Более того, я его разделяю и часто задумываюсь, какой я даю людям конкретный результат. Помимо того, что всем весело, хорошо, мы все в сектантском формате обнимаемся. Это спорный вопрос для меня.

С другой стороны, это не только про конкретный результат. Не только про цифры. Это в том числе про отношения — что-то такое эфемерное, что сложно замерить, но это важно и это влияет на качество жизни людей.

Нетворк – работа в глубину или вширь?

Нетворк – это «net work», работа над сетью.

Наверное, если вы называете «net» — референтной группой, то это работа над своей референтной группой. Но я называю это net, сеть. Какая разница, какая это сеть – подходящая мне, неподходящая? Это просто работа над своей сетью, положительная или отрицательная.

К сожалению, люди часто заблуждаются. Это заблуждение русских очень серьезно — они думают, это расширение сети, а не работа над качеством, над экологией этого «net». Работа в глубину, а не вширь.

Игорь Мацанюк

Пока я нахожусь в итерации количества и тестирую гипотезу, как можно сделать максимальное количество знакомств. Для меня она пока в приоритете. При этом я понимаю важность качества и рекурентности, регулярных взаимоотношений. Если мы говорим про бизнес-форматы, то очень круто работает система — с кем-то пообщались – сделать фоллоуап.

Например, я делаю интродакшн человеку. Это суперкрутой повод написать ему и спросить: «Как вы пообщались? Было ли полезно или нет?» Можно предложить повторную коммуникацию.

Если вы находитесь в правильной коммуникации, когда есть взаимоотношение «ментор-последователь», очень круто, если вы нашли качественного человека, который может быть вашим ментором. Предложите ему в течение месяца созваниваться раз в неделю, если ему это будет комфортно, чтобы решить вашу определенную задачу.

Если у человека есть понимание в голове, что ваш contribution фолловерам влияет на его кадровые резервы, который он может использовать в своих проектах или где-то еще, то он может без проблем согласиться, регулярно с тобой созваниваться, попытаться тебе помочь. В этом плане в бизнесе немножко проще — здесь есть конкретика.

Если ты можешь дать человеку конкретику и не забываешь ее, в том числе, для себя, то ты без проблем можешь выстраивать регулярные связи. В какой-то момент они приводят тебя к тому, что если у тебя появляются отношения с человеком, ты можешь выстраивать их в более свободном режиме.

***

Если говорить о конкретных кейсах, то в комментариях к записи стрима на Facebook Евгений Щербак оставил замечательный комментарий, подробно описывающий как работает нетворк.

То, что делает Паша — селективная история.


Если ты делаешь продукт, как первое, что приходит мне в голову — есть люди в сообществе, которые тебе помогут разобраться с быстрым сбором MVP, тестированием гипотез и маркет валидацией.
Есть Senior Product Lead Google который тебя научит отменеджить все.


Получится найти product-market fit, есть ангелы внутри, кто с вами пообщается/что-то посоветует/познакомит с другими ангелами/даст денег.


Не нужны ангелы, и хотите в аксели? Евгений Протасенко расскажет как туда попасть, Арсений Ольховский расскажет, что там внутри (YC, например), Dasha Kroshkina расскажет, как их выиграть.


Захотите после этого поднять большой раунд, ребята из больших фондов, как минимум вас поменторят, если вы в их фокус не попадете.


Нужно будет после этого выстроить корп культуру на 800+ человек, Диана Кодоева и другие вам расскажут, что нужно делать.


Захотите продаться при оценке $100м+, там есть люди, которые продавались.
Или не будете, и решите выпустить корпоративные облигации, просто спросите у сообщества, и за 10 минут вас сведут с СFО ВТБ, который это проходил.


Могу продолжать и накидывать кейсы и точки приложения силы нетворка до утра.

Евгений Щербак, Chief Product Officer в 4xxi

Если хотите больше узнать про нетворкинг и поучаствовать в мероприятиях сообщества Heg.ai — следите за нашим Инстаграм и Телеграм каналом.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда