{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Сколково: да или нет?

TL;DR Вступление в Сколково требует глубокого анализа вашей компании (который вы и так должны делать) и регулярной работы по поддержанию статуса резидента. Выйти в середине года может быть больно, поэтому взвешивать надо заранее.

Начнем с того, что Сколково - это огромный кластер возможностей, созданный государством в поддержку особо перспективных направлений бизнеса, к которым и относится, собственно, наша IT компания. Плюшек масса на любой вкус и цвет: налоговые льготы, финансовая поддержка, услуги на льготных условиях, программы акселерации. Но прежде чем облизываться и кричать “дайте два” стоит оценить а сможете ли вы всеми этими плюшками пользоваться, и нужны ли они вам.

Здесь вы скажете: “кому же не хочется налогового послабления?” В первую очередь компаниям на УСН. Например тем, у которых выручка вся и так потрачена, и налога того 100 рублей раз в квартал, а НДС и так нет. Тем, кто не до конца определился в том, нужен ли компании перезачет НДС или нет. Тем, у кого есть сомнения насчет того, насколько компания подходит по всем аспектам своей деятельности под статус резидента Сколково. Ведь потеря статуса для “упрощенщиков” гораздо больнее, чем радость от его приобретения. Для получения резидентства придется отказаться от УСН и взять ОСНО. Конечно, налоговые льготы и остальные послабления делают этот переход незаметным, но вот в случае потери статуса в середине года, например, компания “попадает” сразу и на налог на прибыль и на НДС, а это уже серьезно, так как взять УСН снова получится только с начала следующего года. Так что, прежде чем начинать этот квест, стоит оценить сколько конкретно в рублях вы выиграете, скажем, за первый год участия в проекте, и сколько проиграете, если дело не задастся.

Мы долго думали над возможностью стать счастливыми обладателями статуса и взвесив все “за“ и “против” решили двигаться в этом направлении. В инете масса пошаговых инструкций на эту тему, многие крайне подробны. Для подачи заявки требуется заполнить анкету, которая, по сути, является первым и единственно значимым шагом к получению статуса. Вроде бы что тут может быть сложного? Но, взглянув на нее впервые, удивляешься многообразию вопросов на которые нет ответов. Чтобы не пытать счастья и не тратить полгода на повторную подачу заявки, было решено нанять стороннего консультанта, функция которого, по сути, заключалась в том, чтобы перевести вопрос анкеты в понятный и осязаемый, направив “тело” ответа в правильное русло. К сожалению, консультант никакой не волшебник, ничего за вас не пишет ибо отрасли вашей не знает, с продуктами не знаком и стратегию вашей дальнейшей жизни не представляет. Но он здорово помогает, когда три вопроса подряд отвечаешь одно и то же, меняя местами слова. Он переформулирует вопрос, дает примеры того, как отвечали другие компании, и ты строишь аналогию, и что-то там получается. Как говорил наш консультант: “Анкета Сколково - это экзамен по истории КПСС. Его просто надо ответить так, как надо, а не как хочется, и тогда все будет хорошо.”

Написание этой самой анкеты, по сути, представляет из себя подробный бизнес-план на ближайшую пятилетку со всеми присущими ему атрибутами: позиционированием, анализом, финансовыми выкладками и стратегическими целями. В целом, такой документ неплохо заполнять любой компании раз в год, чтобы отвечать себе на вопросы: кто мы, что мы делаем, кому это нужно и что из этого получится. Анкета заставляет разработать или просто прописать (для тех, кто уже на шаг впереди) план развития по всем фронтам: продуктовый, финансовый, маркетинговый. Собрав “мысли в кучу”, очень приятно посмотреть на свет в конце тоннеля, к которому ты идешь теперь с подробной инструкцией. Заполняли мы ее долго и мучительно всем миром (то есть всей компанией), так как знания, существующие в голове у отдельных сотрудников, нужно было собрать в одном вполне конкретном документе. Люди периодически сливались со словами “ я не знаю, что здесь писать”, и хуже всего то, что я тоже частенько была не в курсе, но за три месяца мы ее одолели.

Статус был получен с первого раза (хоть и со второй заявки в рамках одной подачи) и сейчас мы счастливые резиденты “Сколково”. Насколько счастливые покажет первый сколковский аудит по результатам годового отчета, который сдают все резиденты.

Но на этом этапе работа над статусом не заканчивается. Все самое интересное только впереди. Нам пришлось нехило перестроиться, внеся изменения в хозяйственную деятельность и бухучет. Например, перезаключить договоры со многими старыми клиентами, коих не счесть, сменить юр. адрес, внести изменения в устав и перейти в другую налоговую в конце концов. Звучит не так уж страшно для больших компаний с налаженной машиной по производству бумажек, или просто для человека, для которого подобные операции - работа. Но для стартапов или компаний, сосредоточенных на процессе разработки и не имеющих в штате бухгалтера, юриста, курьера и тп. это значительная проблема. Кто-то должен знать куда ездить, что писать и в каком порядке.

Но самое неприятное - это свод правил и ограничений, которые ты должен принять, согласившись быть членом клуба. Самое главное из них - вся деятельность отныне и навеки должна вестись в рамках разработки (софта в нашем случае) и продажи исключительно результатов этой разработки. То есть очень стараемся разработать и произвести что-то новое и уникальное, потом продаем это, по пути не забываем делать регистрации прав в роспатенте и строчить дважды в год отчеты в Сколково. Никакого ”купи-продай”, это наказуемо. Хочешь купить что-то, а потом продать, так продавай за что купил. Зарабатывать на марже нельзя. Иногда грань очень тонка, и ты не уверен, как в случае проверки аудиторы Сколково расценят ту или иную операцию. И нужно звонить и писать письма, описывать кейс и выяснять, а можно ли так. Случается, что они и сами не вполне уверены как, потому как тема все же довольно новая и прецедентов создано недостаточно. В общем, получить и поддерживать статус - это работа, и пока что, в рамках нашей компании, цифры говорят о том, что овчинка стоит выделки. Нужно ли в это ввязываться вашей команде, следует прицельно оценить с размахом на перспективу.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда