Как коронавирус чуть не угробил наш бизнес

Советы по выживанию в корона-кризис из личного опыта клинингового сервиса «УБЕРЁМ».

[ Кто мы? Что мы? ]

Мы – сервис по заказу уборки в Киеве и Днепре (Украина) – УБЕРЁМ.

Когда-то мы вдохновились такими сервисами, как Qlean.ru, Freska, Handy и загорелись идеей уборок. А в 2017 году уже сами вышли на этот рынок. Мы выступили агрегатором заказов, который соединяет между собой заказчиков и исполнителей и получает комиссию за это.

[ О наболевшем, но не самом больном ]

Осень и зима для нас – «несезон». Клиенты реже заказывают уборки и не планируют мыть окна (а окна – это 10-20% нашего дохода). Мы заметили: чем ближе к Новому Году, тем больше люди экономят, думают о праздниках, а не о бытовых вопросах.

Для нас норма – кратно расти в заказах, не смотря на внешние обстоятельства. Но все процессы в период осень-зима затормаживаются, поэтому мы стараемся по максимуму инвестировать в маркетинг и рассчитываем получить фидбек в виде количества заказов весной.

[ О самом больном ]

Как Вы уже понимаете, наша «оттепель» наступает в марте. Так случилось и в 2020. Положение после застоя плавно стабилизировалось, мы стали выполнять больше уборок, начали мыть окна. И совсем не парились из-за того, что «где-то» и «кем-то» активно распространяется коронавирус. Пока он не стал на нашем пути.

16 марта мы узнали о том, что введен карантин. И тут нам пришел п@здец: в колл-центре тишина, за весь вечер запланировано 5 уборок (хотя обычно их количество не менее 30).

У исполнителей финансовых запасов нет, почти все живут «одним днём». С началом карантина они начали массово уезжать в деревни, где могли бы себя «прокормить» (к тому же, многие из клинеров приезжие и оставаться в городе не смогли). А те, кто остался, не могли добраться на работу. Почти сразу, 17 марта, запретили ход общественного транспорта (за исключением автоубсов для медработников и работников пищевой промышленности, в список которых мы, конечно же, не входим).

На первой неделе карантина мы потеряли 50% дохода. На второй ситуация стала еще хуже. Отлично, сначала нас «поимел» несезон, а после — пандемия!

[ Что с клиентами? ]

Больше половины наших клиентов боялись впустить кого-либо в дом. Все подписки (заказанные и оплаченные заранее 2-4 уборки) просили заморозить на неопределенный срок. Новые подписки не продавались.

Ситуация такова: мы истощены «несезоном», доходы резко упали, клинеры разъехались, клиенты отказываются от уборок и уезжают. На нас обязательства по заказанным заранее уборкам (40% уборок), на которые мы не можем доехать.

[ Как выжить? ]

Чтобы выйти хотя бы в «0», пришлось принять жесткие меры. Штат сотрудников был отправлен в неоплачиваемый отпуск (большим облегчением стало полное понимание с их стороны). Всем, кому было необходимо «кормить» семью, мы дали работу клинерами/бригадирами.

Серьезным нашим решением стало доставлять исполнителей на такси (около 30-40 машин в день). Эти расходы мы взяли полностью на себя. Поддержка занялась логистикой: мы развозили сразу по 2-3 человека на одной машине. В других случаях клинеры могли идти пешком на свои заказы (иногда даже час). Всем исполнителям предварительно мы отправили смс с объяснением ситуации и просьбой поддержать нас в трудный момент. Не берёмся оценивать жестко это или нет, но нам пришлось выживать именно таким способом.

Почти всю рекламу выключили. Осталась только точечная, что оказалась достаточно эффективна. Конкурировать на аукционах, в частности, было не с кем.

Руководство вернулось к «истокам» : директоры стали и менеджерами, и завхозами, и администраторами.

Кроме того, мы провели переговоры с арендодателями об особых условиях оплаты аренды офисов (их у нас 4).

[ Исход ]

«Затянутые пояса» дали необходимый толк. Мы выкрутились! Вышли из карантина без долгов, ни одному человеку не задержали зарплату.

Мы смогли постепенно за 2 месяца вернуть почти всех наших клиентов (по нашим данным только 10% не вернулись), а за 1.5 месяца мы набрали необходимое количество клинеров.

Нет долгов – значит мы можем пропорционально расти, будто с чистого листа, и увеличивать доходы. Этого же и вам искренне желаем.

[ Чек-лист на случай, если ЭТО случится еще раз ]

1. Cократите ЗП фонд.

2. Оставьте только точечную эффективную рекламу.

3. Соберите дебиторку.

4. Оттяните платежи.

5. Проведите переговоры с арендодателем.

6. Обьяснитесь с сотрудниками.

7. Keep calm and carry on.

Автор: Даша Скрипка, PR-менеджер УБЕРЁМ

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Rabbit Rabbin

"3. Соберите дебиторку.

4. Оттяните платежи."

Долги соберите, а сами не платите. Гениальненько, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Карен Мирзаханян

Все зависит от ресурсов: кто-то может подождать, а кто-то может поддержать, сделать скидку (например арендодатель)

Ответить
Развернуть ветку
tmarat7

Что мне нравится в таких историях успеха - это отсутствие конкурентов.
При таком раскладе можно выкрутится из любой ситуации при сохранении спроса на услуги.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Не, просто остальные сдохли сразу, прикинули головняк и доход и решили не рыпаться.

Я так полтора месяца один простоял в контексте практически.

А с середины мая начали возвращаться, увы.

Ответить
Развернуть ветку
Власенко Марина
Автор

почему отсутствие конкурентов? у нас их достаточно, но это не мешает быть лучше)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

Всё правильно сделали, я тем же маршрутом прошёл, с региональной спецификой (электронные пропуска и всё такое). 

Много нервов было из-за того, нагнетали по поводу вируса по ТВ, были бунты у производства и логистики, была накопившаяся усталость на фоне низких оплат труда пока действовал карантин.

Мы вот разве что дебиторку не собирали жёстко до июля, но нам и по доброй воле около 70% вернули к первым числам июля.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 6 комментариев
null