и фильмов по промокоду:
2020 год должен был принести нашему бизнесу новый рывок, мы строили самые смелые планы. Для успешного старта мы собрали нашу команду из разных стран в Испании. Именно в этот момент пандемия коронавируса закрыла границы в Европе. Мы оказались заперты в загородном доме в чужой стране на полгода вместо двух месяцев.
Тем временем бизнес, построенный на путешествиях, начал заваливаться на глазах.
Мы основали Grabr в 2015 году. За 5 лет проект сумел привлечь $14 млн инвестиций в том числе от топ-менеджеров Facebook, Uber, Yelp и PayPal. На 2020 год мы строили грандиозные планы: привлечение инвестиций, выход на новые рынки и масштабное обновление сервиса для наших пользователей.
Оказаться в одном месте в неподходящее время
Команда нашего проекта – это 35 человек, живущих в России, Бразилии, Аргентине и США. Некоторые сотрудники приезжали в рабочие командировки в наш американский офис, но в полном составе мы встречались только на командных звонках в Zoom.
В этом году мы решили, что нам необходим глобальный тимбилдинг. Идеальным вариантом казалось встретиться всем в Испании в начале года и провести там какое-то время. Расходы на перелёт мы частично компенсировали, сняли для команды квартиру и коворкинг в центре Барселоны, составили план работы.
Так, в марте в Барселоне собрались одновременно 20 наших сотрудников, многие из которых приехали с жёнами, девушками и даже домашними животными. До этого в Испанию прилетали отдельные менеджеры, и мы работали над разными проектами согласно нашему плану, а в свободное время посещали экскурсии и ездили за город.
Мы, конечно, слышали про коронавирус и в январе, и в феврале, когда начались проблемы в Италии. Но тогда никто не понимал, во что могут перерасти начальные ограничения.
Представьте, 8 марта в Барселоне проходил парад женщин, во время которого все улицы и бары были заполнены под завязку. А уже 12 марта в Испании ввели штрафы за выход из дома без уважительной причины. Мир кардинально изменился всего за четыре дня.
Думать о работе уже не получалось. Авиакомпании отменяли свои рейсы, границы стремительно закрывались. Мы чувствовали огромную ответственность перед людьми и пытались помочь им вернуться.
Тех, кому все же не удалось покинуть страну, мы постарались разместить в загородном доме наших родственников. Так, мы и еще 8 наших сотрудников оказались в самоизоляции на ферме в Испании, где рассчитывали переждать не более двух недель, но провели почти 5 месяцев.
Спасение своими руками
Вместе с локдауном начались первые проблемы с бизнесом. В первые две недели марта упали продажи, но мы были готовы к этому. Такой провал можно сравнить с первыми 10 днями Нового года. Понимание, что ничего не будет как прежде, пришло только к 1 апреля.
Наши пользователи массово отменяли поездки и просили вернуть деньги, мы не успевали справляться с финансовыми оборотами. Клиенты писали нам, волновались, переживали. Кто-то сходу угрожал, кто-то входил в положение. И все спрашивали: Какой у нас план? Как быть с товарами, которые уже купили, но не могут доставить? Сколько времени уйдет на решение проблем?
Наш оборот упал на 95%. Были дни с продажами на несколько сотен долларов (то есть просто кто-то сделал один заказ), вместо десятков тысяч. В этот момент то, что мы оказались заперты в одном доме, играло нам на руку. Мы постоянно обсуждали с ключевыми менеджерами текущую ситуацию и находили новые решения.
- Мы ввели ежедневный финансовый контроль, чтобы максимально оперативно возмещать финансовые потери пользователям.
- Предупредили пользователей по удобным для них каналам связи, что из-за пандемии срок доставки может быть увеличен до 90 дней. Тогда мы ещё наивно полагали, что пандемия скоро закончится или её смогут взять под контроль.
- Мы приостановили возвраты для тех пользователей, которые уже оплатили покупку товаров. Мы искали новых путешественников, договаривались с покупателями о переносе сроков доставки.
- Мы постоянно были на связи с пользователями, отвечали на все их вопросы, учили путешественников и пользователей идти навстречу друг другу.
- Отказались от рекламы и маркетинга. Не только из-за того, что количество поездок во всём мире резко сократилось. Мы посчитали неэтичной рекламу нашего сервиса в ситуации, когда люди боятся покинуть даже свой дом.
- Со своими сотрудниками мы созванивались каждый день, чтобы обговаривать все вопросы и держать их в курсе происходящих изменений. Это помогло нам избежать паники или появления слухов в команде.
На голом энтузиазме
Спустя месяц самоизоляции в Испании мы уже не понимали, сможем ли мы выплатить сотрудникам зарплаты. Обороты упали, доходов не было, встали на «холд» переговоры об инвестициях.
1 апреля мы устроили в Zoom встречу со всей командой. Мы честно признались, что в ближайшее время не сможем гарантировать стабильную зарплату и, если кто-то решит покинуть проект, то его никто не осудит.
В итоге по финансовым причинам с нами расстались лишь два человека. Вместе с HR-менеджером мы провели переговоры с каждым сотрудником, чтобы понять, сколько времени они могут себе позволить работать без зарплаты. У кого-то был запас, которого должно было хватить на месяц, у кого-то – больше.
В то же время мы столкнулись с тем, что инвесторы совершенно не хотели вкладываться в проекты, связанные с путешествиями. Они называли travel провальной историей и несли свои деньги в финтех-проекты, а также сервисы, помогающие организовать удалённую работу и онлайн-образование.
Так взлетел Zoom и другие онлайн-сервисы, которыми после введения ограничений стали пользоваться люди по всему миру. Инвесторы бежали в эти компании, даже если бизнесу не нужны были деньги. Туда, где нечем было платить зарплаты, инвесторы идти не хотели.
Необходимость перемен
Стало понятно, что нужно полностью перестраивать наш проект – делать его независимым от путешествий. По сути всё, что мы развивали с 2015 года, нужно было переделать. Мы стали анализировать наши сильные и слабые стороны.
К своим преимуществам мы отнесли нашу команду и комьюнити, в котором за время существования Grabr собралось более 2 миллионов человек из разных уголков мира.
Говоря о новых предложениях для наших пользователей, мы задумались о маркетплейсе для продажи подержанных вещей в Латинской Америке. Такой аналог Avito, где пользователи могли бы продавать друг другу свои вещи, ставшие уже ненужными. Конечно, аналоги там уже есть, но это «динозавры», мы же решили сделать продукт mobile first для более продвинутой и молодой аудитории.
Спустя пару месяцев работа с новыми проектами на базе Grabr принесла свои плоды – мы смогли привлечь конвертируемый займ от новых инвесторов в $500 тысяч для запуска нового финтех-продукта. Параллельно с этим мы получили поддержку от Правительства США — $100 тысяч как помощь бизнесу.
По сути, это очень выгодный кредит, который бизнес должен потратить на возмещение зарплат и оплату аренды. Если деньги будут использованы по целевому назначению, то возвращать кредит не придётся. Мы закрыли свои долги перед командой, но сервис по-прежнему переживал кризис.
Ситуация с полётами в мире начала восстанавливаться только в июне, у нас снова появились заказы на доставку. Благодаря этому мы вернули 10-15% докризисного оборота. Уже в июле этот показатель вырос почти в 3 раза, в августе мы смогли вернуть 60-70% прошлогоднего оборота, а в сентябре – 85%. По состоянию на конец осени мы вышли на полную самоокупаемость.
Чему нас научил кризис
Самая большая ценность бизнеса – команда. Когда в сложной ситуации все сотрудники сплачиваются, чтобы спасти проект, и готовы работать по 16-20 часов в сутки, это лучший способ противостоять внешним сложностям.
Присоединяйтесь к команде Grabr
Вакансия — Senior TypeScript-разработчик
Удаленная работа с заработной платой от 265 000 рублей в месяц
Не нужно жить «от раунда до раунда», как учат в Долине, и фокусироваться только на росте за любой счет. Если компания сама себе зарабатывает деньги, переживать кризис намного комфортнее. На действительно хороший продукт деньги придут.
Быстрые решения и скорость работают на вас. Мы в один момент вырубили весь маркетинг и уже восемь месяцев не жалеем об этом. Раньше нам казалось, что остаться без продвижения очень страшно. Но этот страх отступил, когда решение стало необходимостью. В кризисе каждый день приходится принимать множество быстрых решений и менять их на лету в зависимости от ситуации. Это нормально.
Выживать можно любыми способами. Еще год назад мы не могли представить, что схлопнется глобальная логистика и тревел остановится. Мы не могли думать вне рамок нашей бизнес-модели. Но оказалось, чтобы спастись, нужно искать свои сильные стороны и рычаги, которые могут быть полезны вне привычной модели.
Хорошие предприниматели готовы адаптироваться к реалиям несмотря на то, что это полностью противоречит изначальному видению бизнеса, который они строили.
Желаем команде поскорее пережить черную полосу, вернуть инвесторам вложенные средства, выйти ещё в больший плюс и расшириться.
Удачного Рождества и новых вершин!
Восстановится и будет расти, это вопрос времени всего. 3-5 лет при вакцине и если не будет ничего подобного еще раз. Люди не смогут сидеть по домам заказывая продукты и общаясь по зуму, а бары в своем городе надоедают. Проще говоря, впечатлений всегда будут хотеть люди. Даже сейчас путешествуют (не сказать что одобряю).
Приличный Гоша
Ой я бы не загадывал. Вопрос не только в вирусе, а еще и в экономике. Сейчас с вирусом порешают (не факт), потом экономический кризис подъедет.
Знаете, когда доллар резко скакнул в два раза и наша экономика "присела" я тоже думал, что за границей дальней наших людей не будет туристами, но ничего подобного, сам был, слышал-видел-"поддерживал") И это не единицы, мягко говоря. Думаю, нечто подобное и в масштабах всей планеты. Так что пусть не ракетой, но туризм будет восстанавливаться и расти - внутри стран, потом регионов, континентов, глобальный.
Не статья, а самореклама. А я расскажу все как было на самом деле с позиции пользователя:
- деньги за подтвержденые доставки не возвращали месяцами. Кормили завтраками и постоянно срывали сроки по выплатам, которые они и сами установили;
- никакой помощи в доставке товаром мне лично они не оказывали; на все проблемы, которые возникли из-за пандемии, до сих пор жду ответа; сам лично искал новых путешественников, чтобы доставить товары из-за отмененных рейсов;
- кроме всего прочего, мой аккаунт заблокировали, несмотря на то, что все около четырех заказов ждало доставки.
В Испании наши сотрудники ... жили в гостях
Вы серьезно? У Вас в тексте написано:
сняли для команды квартиру и коворкинг в центре Барселоны
в марте в Барселоне собрались одновременно 20 наших сотрудников, многие из которых приехали с жёнами, девушками и даже домашними животными
Вам Ваш клиент пишет, что
деньги за подтвержденные доставки не возвращали месяцами. Кормили завтраками и постоянно срывали сроки по выплатам, которые они и сами установили
А Вы тем временем:
Спустя пару месяцев работа с новыми проектами на базе Grabr
Выкарабкались - молодцы, но это еще и повезло! А так это типичная стратегия лопающихся российских банков: там не то, что акционеры с самого начала собираются бегать от угрозыска до конца жизни. Просто строят на клиентские деньги свои "проекты на базе...", кому-то не везет и проекты превращаются в тыкву, деньги возвращать нечем. Если деньги теряют инвесторы - это норм, они знают, на что идут. А когда Вы строите новые бизнесы за счет невыплат клиентам - это ни разу не красаучеги!
PS Да и вообще - в МАРТЕ везти БÓЛЬШУЮ часть команды в Испанию... Это типа "поехал бухой на машине, разворачивался на красный свет через двойную сплошную, но тут по совершенно не зависящим от меня обстоятельствам случилась авария"... Там к тому моменту уже месяца полтора обсуждали не то, вводить или нет карантин, а где, та черта после которой карантин станет неизбежностью. Надеюсь Вы маркет рисерч делаете лучше, чем вотэтовотвсе...
У вас странное представление о финансовом контроле и возможностях компаний управлять/забирать или присваивать чьи-то средства
1. У меня не странное - у меня диплом по финансам и я даже в Большой четверке работал :)
2. Вы не банк и не страховая компания - у вас нет отдельных клиентских счетов, как в банках, нет РНП, как в страховых. Вы обычный бизнес, не надо рассказывать байки про какой-то специальный контроль. Деньги приходят в одну корзину и из нее берутся по мере надобности.
Мы не можем скинуть оборотку на карту фаундера и закрыть проект
Я не говорю, что Вы это делали, не надо передергивать и считать всех идиотами. Вы финансировали свой бизнес (а не клали деньги себе в карман) за счет невыплат клиентам.
На запуск новых проектов мы не потратили ни $1. Только время наших сотрудников, которые работали бесплатно, на голом энтузиазме.
1. Ну ребята, я довольно долго прожил в Барселоне - это не самое дешевое место. Как бы не верится, что Вы притащили туда аж на полгода десятки людей с (как Вы говорите женами и собаками/кошками) и Вы не платили им зп. Ну не надо сказки рассказывать.
2. Вот Ваш клиент говорит, что Вы не помогали искать других "доставщиков". Могли бы время своих сотрудников потратить на это, а не новые проекты пилить.
Ситуация с долгими выплатами средств была, но это кризис, и мы успешно его преодолели. Мы выполнили все наши обязательства по платежам перед пользователями
Преодолели - молодцы! Просто умерьте пафос, не надо из себя строить таких белых и пушистых. Вы рисковали деньгами клиентов, риск оправдался - молодцы! Если действительно все всем вернули, то такой исход - наилучший! Я не про то, что Вы там кого-то обманули, я про то, что количество пафоса у Вас в тексте не соответствует тому, что НА САМОМ ДЕЛЕ Вы делали.
PS Забавно Вы своих сотрудников нагнали мои комменты минусовать :)
он и не самый приятный
Понимаете, Ваша ошибка ТОЛЬКО в том, что Вы выбрали неверную тональность текста. По факту Вы совершили невозможное - прям Киану Ривз в Матрице (и я это говорю совершенно без иронии). И вот на адреналине от того, какие Вы оху%%ные, Вы накатали текст. Да, Вы действительно молодцы - здесь вопросов нет, - но Вы забыли про то, как это выглядело для Ваших клиентов. Меньше пафоса и больше сочувствия к тому, что они пережили :) В том, что Вы так ловко уклонились от летящих в Вас пуль, есть много и их заслуги (в виде финансирования).
PS
Если кто-то с вами не согласен, он может высказать свое мнение "минусом" или ответом на коммент.
Ну значит сами приходят :)
Ну а если системно, то ИМХО Вы совершили стандартную ошибку - не обозначили заранее ВСЕ аудитории, которые увидят Вашу коммуникацию и которых она тронет, и не протестили коммуникацию против ВСЕХ этих аудиторий хотя бы на уровне kitchen logic. Как строительство HR бренда - текст просто на "пять с плюсом", но т.к. интересы разных аудиторий бывают прямо противоположны, то клиенты увидели в тексте свое. Неплохо, что на VC вышли - особого дэмеджа нет, а опыт полезный :) Тиснулись бы во что-то мировое - потом долго пришлось бы объяснять "что не верблюд" :( Так что ИМХО история скорее в позитив :)
Главное, что деньги пользователей не пошли на операционную деятельность. )
Ребята, молодцы! Слышал о вас ранее, но полный отказ от рекламы и маркетинга работает только определенный промежуток времени, пока о вас ещё помнят ваши клиенты и партнеры (одного SMM и PR недостаточно, поверьте). Глобальный продукт по определению так долго не протянет без свежей подпитки. Есть риск затухания. Потом восстановление прежних позиций обойдется дороже.
Ну рефералки остались, появилась минимальная сумма для использования купона(вроде бы до пандемии не было).
Плюс можно разными способами получать упоминания во всяких СМИ и блогах, это даст не так много, как прямая реклама, но может стабильно приводить новых пользователей.
Хм, значит она была меньше 100$ :) я в 2016-2017 последний раз заказывал)))
Очень интересно было почитать про подобный опыт. Еще в 2019 году гадала как карта ляжет и кто ляжет вместе с ней. Скорейшего вам восстановления.
IMHO, интереснее было бы почитать про быт людей, запертых в испанском доме :)
Скучная статья, не узнал ничего нового и интересного. Дочитал до рекламного баннера и остался неприятный осадок.
Вообще интереснейший опыт и молодцы, что справились. Осенью ещё теплилась надежда, да. Как с самоокупаемостью в ноябре, с учётом второй волны локдаунов? И что получилось в Латинской Америке, не раскрыли?:)
оплаченные товары почему нельзя тащить через вас? боитесь что ворованного нашлют на дропа? можно прикреплять инвойс с оплатой, например, совпадающий с данными получателя в месте назначения... ну или еще чего придумать, вы же умные
вам-то не все ли равно с кого комиссию стричь? просто без этого с аукционов не получается пользоваться, приходится слать через тридцать три п**ды... тот же catawiki например вообще в рф не шлет, на ebay многие продавцы тоже избегают отправок пьяным мишкам с балалайками
Производственный ихтиандр
Как с вами решается вопрос о возврате неисправных товаров?
Скажем, если я сама делаю покупку в Amazon через Бандерольку - то и обратно могу сделать возврат, просто отправив им посылку по почте. А с Grabr не очень понятно что делать с дефектным товаром, если покупка была на другую учетную запись. Тем более непонятно, как быть с возвратами на BestBuy через вас.
ну если люди не идиоты, то не повезут ничего запрещенного к провозу
в общем, советую подумать на эту тему... это прям второй срез клиентуры, кто покупает за границей, и у которых тоже есть деньги
Как вы проверите коробку с "новым айфоном" на наличие запрещённых к перевозке (да и вообще хранению) веществ?
у них на второй по счету странице написано, что твой заказ могут привезти без упаковки
так что в теории хоть айфон можно вскрыть и посмотреть, и вообще коробку выкинуть вручив крохобору только сам девайс, предупредив его об этом предварительно во избежание претензий
Тогда уж давайте, вообще б/у привезите вместо заказанного нового, чего мелочиться...
у чуваков такие комиссии что ну его нафиг. тем более основной рынок для них не европа а южная америка. для европы ничего не изменилось, все так же глухо
Очень поверхностный материал написанный лишь для закрытия вакансии, сорри.
Посмотрел сколько сейчас стоит через вас привезти в течение 90 дней, (то есть 3-х месяцев), iphone 12 pro на 512 гб. При текущем курсе 122к рублей. На яндекс маркете прямо сейчас в Москве от 119к с доставкой. 🙃 Вы берёте 167$ за свои услуги, а человек, что покупает и доставляет его мне через океан, чуть меньше 100$. Ну даже не знаю.
Но идея классная!
Верно ли я понимаю, это означает, что комиссия относительно стоимости товаров не фиксированная?
Представьте, 8 марта в Барселоне проходил парад женщин, во время которого все улицы и бары были заполнены под завязку. А уже 12 марта в Испании ввели штрафы за выход из дома без уважительной причины. Мир кардинально изменился всего за четыре дня
.
Ну ITB отменили раньше - как раз на неделе перед 8-м марта он должен был состояться. Я бы сказал, что первые дни марта стали временем радикального «разворота», хотя сам я успел ещё слетать в Белград 9-го числа.
Когда в сложной ситуации все сотрудники сплачиваются, чтобы спасти проект, и готовы работать по 16-20 часов в сутки
Нахрен такие проекты, угрожающие здоровью и нормальной жизни сотрудников.
Хотя, если безбашенная молодежь, которой все равно нечем заняться... Апрув
Я что-то путаю или Grabr это приложение в котором можно сделать все, для Сингапура?
Спасибо, но у нас и так хватает туроператоров, неспособных помочь в трудной ситуации. Лучше уж самому планировать путешествия и бронировать гостиницы
Они странное название себе выбрали - незапоминающееся и не ассоциирующееся ни с чем
Если дать график динамики оборота агентству, они отрежут левую часть с падением, вынесут в заголовок рост +450% и такой кейс испекут — что хоть на синергии выступай.
К вам, ребята, вопросов нет. Вам желаю только роста и развития продукта. Я просто пофантазировал, как это преподнесли бы а агентстве)
Всееее я вас вспомнил покупал как то через ваш сервис Nextbit robin смартфон из LA в Москву )) все было супер но девушка будучи уже в Москве, в последний момент просто «слилась»(может ей самой понравился телефон)... пришлось использовать мейлфорвард сервис
Да, у неё все было, были уже сделки она добавила меня даже на ФБ в друзья)) мы общались нормально, она везла телефон прям 💯, в последний день начались отговорки и она просто вернула деньги через сервис🤣До сих пор лайки мне ставит на ФБ, я не в обиде, всякое бывает могла бы сказать правду🤔
>Понимание, что ничего не будет как прежде, пришло только к 1 апреля.
Почему так поздно?
Я не про официальные ограничения. Их и сейчас то вводят, то отменяют. Неужели рассчитывали, что не будет второй волны и локдаунов до вакцинации?
В статью стоило бы добавить что такое Grabr. Прочитал статью, но так и не понял чем вы занимались до.
Интересно, а почему через ваш сервис нельзя передавать личные вещи? Я тут недавно отправлял связку ключей через DHL и заплатил 100 евро... Хотя наверно через путешественника можно было бы раза в 5 дешевле заплатить. И мне было стремно искать кого-то в группах в Facebook и прочих соц сетей, слишком незастрахованный способ)
спасибо за статью)
как сейчас дела у "маркетплейсе для продажи подержанных вещей в Латинской Америке"?
"к концу осени вышли на самоокупаемость" - за счет маркетплейса или старой модели?