{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Когда обманывать - хорошо? Что различает борьбу и сотрудничество?

Самое интересное в любой науке находится на границе или на стыке. Часто сложно различить, где заканчивается одно и начинается другое.

Например, смотря в чистое небо мы не видим слоистой структуры атмосферы, а вот затянет небо облаками и становится видно, что облака будто упираются в невидимую границу.

Так же и в науке мы очерчиваем границы там, где исследуемый объект начинает проявлять другие свойства.

Кажется, что легко понять, где борьба, а где сотрудничество.

Тогда скажите, что видите здесь?

Различает борьбу и сотрудничество этика.

Человек – социально-этическое животное. Все социальные млекопитающие: волки, дельфины, обезьяны имеют этический кодекс, который призывает соблюдать групповое сотрудничество. Эволюция встроила в наш мозг механизм вознаграждения за заботу. Социальные животные заботятся друг о друге, а отсутствие заботы о других даже можно назвать пассивной формой агрессии.

Для того чтобы разобраться в механизмах борьбы воспользуемся формулой Сунь-Цзы - Тарасова: «Война путь обмана, обман путь войны». Это значит, что, если решил воевать, то обязан обманывать противника, а говорение противнику правды расценивается как преступление (предательство, гос. измена). А если начал обманывать, то рано или поздно по итогу получишь войну.

Что такое обман?

Обман — это намеренное построение не адекватной картины мира у другого человека. Обманывают для получения выгоды либо избегания ущерба. Обман нужен для того, чтобы за счет него казаться более честным. Чтобы наиболее эффективно вести войну (или борьбу) нужно иметь адекватную картину мира о противнике и не дать противнику построить адекватную картину мира о себе.

(кстати пиджаки — это аналог военной формы для переговорщика, задача которой обезличить носителя и дать противнику как можно меньше информации о себе)

Что все это значит с точки зрения этики?

Это значит, что обман при борьбе или на войне этичен. Если посмотреть на командные виды спорта, например футбол, то для того чтобы чтобы забить гол нужно показать что бьешь в одно место, а бить в другое. Чтобы победить в других видах боевого искусства (дзюдо, боксе и.т.д.) нужно бить в самое незащищенное место противника - туда, где он не ждет, а значит нужно обманывать показывая одно, а делая другое. На войне все обманывают, а значит обманывать – хорошо и это норма на поведение. И даже убивать хорошо и правильно, за это награды дают. А не обманывать противника — плохо и это предательство и преступление.

При этом нельзя сказать, что на войне обман тотален.

Например, условная драка 2-х человек невозможна, если 1 из них не будет физически в ней присутствовать. Значит, чтоб 2-е подрались им сначала нужно сотрудничать, то есть договориться о времени и месте драки. Раньше войска руководствовались таким же принципом и договаривались о месте и времени сражений.

Получается, что и сотрудничество есть, то есть некоторая этика ведения борьбы.

Но кроме этого есть и случаи, когда обманывать своих это правильно. Это определяется целью обмана. Если обман нужен для того чтобы сделать человека лучше - то обманывать правильно. Съешь эту таблетку, она вкусная и сладкая (но на самом деле горькая и неприятная) и вылечишься. Фраза "все будет хорошо" - обман, но она помогает успокоить человека и сделать так чтоб он действовал рационально.

Почему возникла такая норма, что обманывать противника правильно?

Если бы армии друг друга не обманывали, то всегда побеждал бы тот, у кого больше людей. Но используя обман можно выигрывать меньшими потерями. Обман сокращает потери с обеих сторон. Выигрывают от этого обе стороны так как чем короче война, тем меньше в ней жертв и тем больше живых людей.

Есть еще 1 важное различие борьбы и сотрудничества кроме обмана противника, которое не касается противника, а касается только своих. Во время войны этично применять арифметику (то есть расчеты), а во время сотрудничества неэтично действовать по расчету. Это значит, что во время войны этично отправить на верную смерть 5 солдат, чтоб спасти 50, сотрудничая же нельзя строить своё счастье на несчастье другого. Если продолжить эту мысль счастье 1 на несчастье 2, 3, 1000, то все равно не наступает такой момент, когда становится этично и мы приходим к формуле этики сотрудничества Достоевского: «Счастье всего человечества не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

Вывод

Обман – важнейшая составляющая ведения борьбы, а этика разделяет борьбу и сотрудничество. Если вас обманывают - значит с вами ведут борьбу. Если вы ведете борьбу - значит вы обязаны обманывать противника.

0
Комментарии

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда